Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Ворух. Как создавалась карта Средней Азии

  •  

    Средняя Азия – одна из немногих территорий, о которой сохранились картографические материалы в различных странах мира. Это даёт возможность проследить историю создания карты данной территории на протяжении почти двадцати столетий.

    Первоначально географическая карта представляла собой план, схему, чертёж. Она создавалась одновременно с зарождением первых географических знаний и фиксировала изменения в географических представлениях. Таким образом, история создания географической карты – это наиболее зримая и конкретная история исследования определённой территории.

    Карта – это и исторический документ, последовательно рассказывающий о событиях, происходивших в стране, об исчезнувших и вновь построенных городах, об изменении речных русел, о забытых землях древнего орошения, то есть о судьбах народов, населяющих эту территорию.

    Несомненно, одной из интереснейших страниц в истории карты Средней Азии являются выдающиеся работы персоязычных учёных IX-XIV вв. (аль-Бируни, аль-Хорезми и др.), составивших для многих пунктов обширные таблицы географических координат, отличающиеся удивительной точностью.   Их дело продолжили русские путешественники и учёные, военные топографы и геодезисты, которым принадлежит основная роль в создании полной и точной карты Средней Азии.

    Следовательно, необоснованные попытки отдельных современных политиков, ныне живущих «калифов на час», управляющих сегодня Кыргызстаном, в угоду собственным имперским амбициям изменить начертание государственных границ на картах и в учебниках, созданных профессионалами, тщетны и не выдерживают никакой критики.   Ведь, чтобы объективно разобраться в сложившейся ситуации, необходимо досконально владеть темой и предметом разговора.

    Государственная граница между Таджикистаном и Кыргызстаном составляет  987 километров. В южной части Республики Кыргызстан располагаются  две таджикских территории -  Ворух (площадь - 59 км2) и Кайрогоч (площадь - 4,4 км2).

    Найденные в запасниках России нормативные акты обосновывают  позицию Таджикистана. В них документально подтверждено и указывается на то, что территория Ворух Исфаринского района никогда не была анклавом, а всегда была присоединена к городу Исфаре.

    Более того, согласно достоверным документам от 1924 года, территория РТ должна включить в себя дополнительные 32 300 га, незаконно присвоенных Кыргызстаном до 1989 года и невозвращённые до сих пор.

    Согласно карте-схеме территории, которые сегодня требуют делимитации и демаркации, исторически являлись территориями Республики Таджикистан. Данный факт подтверждается как историками, так и официальными документами.

    Предлагаемые Таджикистаном в качестве правовой основы материалы национально-территориального размежевания 1924-1927 гг., в том числе, топографические карты административного деления,  являются единственно легитимными, поскольку прошли все предусмотренные на момент их принятия в СССР процедуры рассмотрения и согласования, утверждены высшим союзным органом - Президиум ЦИК СССР, который в соответствии со статьей 29 Конституции СССР от 31 января 1924 года в период между сессиями ЦИК являлся высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом власти СССР. Следует обратить внимание на то принципиальное обстоятельство, что в  СССР  только этот орган обладал полномочиями на определение границ союзных республик. Решения всех других нижестоящих государственных ведомств по данному вопросу, в т.ч. республиканского уровня, не имели юридической силы и представляли собой не более, чем проекты документов, представляемых на утверждение компетентных органов союзного значения.

    По этой причине, использовать в качестве правовой основы делимитации таджикско-кыргызской границы предлагаемые кыргызской  стороной материалы паритетных комиссий 1958-1959 гг., утверждённые лишь Указом Президиума Верховного Совета Киргизской ССР от 30 марта 1961 года в одностороннем порядке, неправомерно.

    Уместно напомнить, что в 1990 году, по просьбе Советов министров РТ и КР, для проведения юридической экспертизы документов 1924-29 гг. о национально-территориальном разделении  была создана комиссия Верховного Совета СССР, которая подтвердила легитимность и обоснованность вышеуказанных материалов. Было установлено, что за исключением названных, никаких других правовых документов по вопросу установления границ между республиками Средней Азии на общесоюзном уровне принято не было. 

    Поэтому никакие подтасовки и фальсификации не могут влиять на справедливый исход событий в данном вопросе.

     

    Семён Золов

     

     

     

     

0

Комментарии

3 комментария
  • Алекс Джонс
    Алекс Джонс8 декабря 2021 г.
    Статья носит характер незавершенности. Оценки и выводы никакие не сделаны.
  • Алекс Джонс
    Алекс Джонс9 декабря 2021 г.
    Удивительно, но в 20е годы в Ср. Азии большевики целый народ назвали именем монгольского хана Узбека, который когда-то там правил во времена Золотой Орды. В прочем, они по всей России так нагадили, назвали целые города, улицы, поселки, станции метро именами своих завоевателей-покорителей русского народа.
  • Алекс Джонс
    Алекс Джонс9 декабря 2021 г.
    Это такой же абсурд как назвать русских тохтамышами или чингизханцами.