Средняя Азия – одна из немногих территорий, о которой сохранились картографические материалы в различных странах мира. Это даёт возможность проследить историю создания карты данной территории на протяжении почти двадцати столетий.
Первоначально географическая карта представляла собой план, схему, чертёж. Она создавалась одновременно с зарождением первых географических знаний и фиксировала изменения в географических представлениях. Таким образом, история создания географической карты – это наиболее зримая и конкретная история исследования определённой территории.
Карта – это и исторический документ, последовательно рассказывающий о событиях, происходивших в стране, об исчезнувших и вновь построенных городах, об изменении речных русел, о забытых землях древнего орошения, то есть о судьбах народов, населяющих эту территорию.
Несомненно, одной из интереснейших страниц в истории карты Средней Азии являются выдающиеся работы персоязычных учёных IX-XIV вв. (аль-Бируни, аль-Хорезми и др.), составивших для многих пунктов обширные таблицы географических координат, отличающиеся удивительной точностью. Их дело продолжили русские путешественники и учёные, военные топографы и геодезисты, которым принадлежит основная роль в создании полной и точной карты Средней Азии.
Следовательно, необоснованные попытки отдельных современных политиков, ныне живущих «калифов на час», управляющих сегодня Кыргызстаном, в угоду собственным имперским амбициям изменить начертание государственных границ на картах и в учебниках, созданных профессионалами, тщетны и не выдерживают никакой критики. Ведь, чтобы объективно разобраться в сложившейся ситуации, необходимо досконально владеть темой и предметом разговора.
Государственная граница между Таджикистаном и Кыргызстаном составляет 987 километров. В южной части Республики Кыргызстан располагаются две таджикских территории - Ворух (площадь - 59 км2) и Кайрогоч (площадь - 4,4 км2).
Найденные в запасниках России нормативные акты обосновывают позицию Таджикистана. В них документально подтверждено и указывается на то, что территория Ворух Исфаринского района никогда не была анклавом, а всегда была присоединена к городу Исфаре.
Более того, согласно достоверным документам от 1924 года, территория РТ должна включить в себя дополнительные 32 300 га, незаконно присвоенных Кыргызстаном до 1989 года и невозвращённые до сих пор.
Согласно карте-схеме территории, которые сегодня требуют делимитации и демаркации, исторически являлись территориями Республики Таджикистан. Данный факт подтверждается как историками, так и официальными документами.
Предлагаемые Таджикистаном в качестве правовой основы материалы национально-территориального размежевания 1924-1927 гг., в том числе, топографические карты административного деления, являются единственно легитимными, поскольку прошли все предусмотренные на момент их принятия в СССР процедуры рассмотрения и согласования, утверждены высшим союзным органом - Президиум ЦИК СССР, который в соответствии со статьей 29 Конституции СССР от 31 января 1924 года в период между сессиями ЦИК являлся высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом власти СССР. Следует обратить внимание на то принципиальное обстоятельство, что в СССР только этот орган обладал полномочиями на определение границ союзных республик. Решения всех других нижестоящих государственных ведомств по данному вопросу, в т.ч. республиканского уровня, не имели юридической силы и представляли собой не более, чем проекты документов, представляемых на утверждение компетентных органов союзного значения.
По этой причине, использовать в качестве правовой основы делимитации таджикско-кыргызской границы предлагаемые кыргызской стороной материалы паритетных комиссий 1958-1959 гг., утверждённые лишь Указом Президиума Верховного Совета Киргизской ССР от 30 марта 1961 года в одностороннем порядке, неправомерно.
Уместно напомнить, что в 1990 году, по просьбе Советов министров РТ и КР, для проведения юридической экспертизы документов 1924-29 гг. о национально-территориальном разделении была создана комиссия Верховного Совета СССР, которая подтвердила легитимность и обоснованность вышеуказанных материалов. Было установлено, что за исключением названных, никаких других правовых документов по вопросу установления границ между республиками Средней Азии на общесоюзном уровне принято не было.
Поэтому никакие подтасовки и фальсификации не могут влиять на справедливый исход событий в данном вопросе.
Семён Золов
Комментарии