Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Движение по афганской спирали

  • Нынешний май, несмотря на внесенные пандемией коронавируса повсеместные изоляционные мероприятия, в Афганистане ничуть не затормозил боевую активность. В афганской провинции Бадахшан, граничащей с Таджикистаном, Китаем и Пакистаном, как заявляли местные афганские власти, в конце апреля усиливалась концентрация боевиков различных группировок, бесчинства которых уже вызвали бегство местного населения в количестве более 600 семей.

    Отличительной особенностью текущего момента является то, что под крылом ИГИЛ и Аль-Кайды здесь собрались различные этнические группировки, очевидно, подчиняющиеся каким-то согласованным «инициирующим основаниям».

    Как свидетельствуют чиновники афганского Бадахшана, примерно 400 боевиков напрямую связаны с различными "террористическими группами", такими как ИГИЛ. В локализующиеся здесь формирования входят: военизированная группировка "Ансаруллох" (Ansarullah), созданная и управляемая ТЭО «ПИВ», Исламское движение Восточного Туркестана, "Харкат-и-Ислами" (Harkat-i-Islami) и уйгурские джихадисты.

    Особая активность боевиков в апреле наблюдалась в долине Хастак района Джурам. Как отметил губернатор провинции Бадахшан З. Савд, «они хотят укрепить свою третью базу в Бадахшане, чтобы действовать с большей силой… Это является большой опасностью для мирного процесса в Афганистане и на Ближнем Востоке». Глава провинциального совета Бадахшана Дж. Моджаджедди также заявил, что «отряды боевиков «развернулись в уездах Вардуж, Ямган и Хастакской долине и хотят разжечь войну. Международные террористы начали руководить войной в Бадахшане". Корпус памирской армии и бадахшанская полиция уже обращались в центр за авиационной поддержкой «для зачистки территории», так как Хастак – стратегически важный район, обладающий промышленными запасами золота, который в руках боевиков становится для них хорошим источником финансирования. Кроме этих формирований на территории афганского Бадахшана находится около 2000 талибских боевиков.

    Все это происходит на фоне подписательско-успешного, но спорно результативного талибско-американского процесса. Обязуясь прекратить военные действия в отношении США, после подписания соглашения 29 февраля талибы не только активизировались, но и за два месяца после этого, по информации Национального совета безопасности Афганистана, было совершено 2804 боевых нападения. Уже в начале мая талибами были совершены серии терактов. Так, 4 мая талибы взорвали машину возле КПП афганской национальной армии и национального директората безопасности. Погибло 18 военнослужащих, КПП полностью разрушен. На текущей неделе террористы в военной форме захватили больницу в районе Дашт-и-Барки PD13 в западном Кабуле и устроили взрыв. В результате теракта пять человек были убиты, в том числе три женщины, ребенок и сотрудник сил безопасности, а еще четверо получили ранения.

    Ответные действия национальной армии пока не дают ощутимых результатов. 11 мая провалилась попытка силами 6-го батальона Афганской национальной армии совместно с подразделениями специального назначения провести операцию против талибских боевиков в провинции Лагман. Несмотря на задействование значительных сил афганской армии и полиции, талибы оказали ожесточенное сопротивление. По сообщениям их же информканалов, они убили более двадцати пяти солдат, десятки получили ранения и было взорвано 18 армейских машин.

    Не видно пока еще света в конце тоннеля межафганских переговоров, что было усугублено процессом подсчетов результатов президентских выборов и последующей «двойной инаугурацией» А.Гани и А.Абдуллы. Впрочем, пока Гани находится в процессе попыток наводить мосты с различными оппозиционными фигурами, пытаясь их переманить на свою сторону, американской стороной наряду с другими вариантами рассматривается также версия прихода к власти в стране талибов. Вместе с тем, ни одна из рассматриваемых на Западе и в самом Афганистане моделей, о чем свидетельствуют мнения различных аналитиков, по существу серьезно не содержат конкретных признаков какой-либо программы реинтеграции в афганское общество рядовых боевиков "Талибана".  Их будущая невостребованность в мирной жизни пока не только не обсуждается как проблема, но даже отсутствуют признаки постановки самого вопроса. А ведь это чревато обратным рекрутингом в действующие террористические группировки, так или иначе консолидирующиеся под знаменем джихада.

    30 апреля текущего года обе палаты афганского парламента - Волеси джирга (нижняя палата парламента) и Мешрано джирга (верхняя палата) прекратили работу до конца общенационального карантина.

    Начало мая отметилось с одной стороны нарастанием боестолкновений талибов с афганскими армейскими подразделениями и терактами, с другой стороны - слухами о близкой отставке З. Халилзада. С 1 мая информацию о возможной отставке Залмая Халилзада в частных беседах озвучили некоторые американские дипломаты в Кабуле. Кандидатурой, на которую хотят заменить Халилзада, по слухам является генерал Джозеф Данфорд, в недавнем прошлом руководитель Объединенного комитета начальников штабов, спецназовец, известный достаточно жесткой позицией в отношении афганской ситуации.

    Эти факты уже насторожили кабульских экспертов, которые считают, что следует ожидать негативных перемен. Между тем, 2 мая Пентагон объявил тендер на поставку оружия Афганистану и четырем другим странам на сумму $383,3 миллиона.

    В это же самое время А.Гани и А.Абдулла, как это озвучивается, «на фоне угроз коронавируса», договариваются о мире в Афганистане и готовят "политический компромисс".  А Гани, видимо достиг успеха по перетягиванию на свою сторону ситуативных сторонников А.Абдуллы.  В этой ситуации А.Абдулла, похоже согласен на нечто вроде прежнего альянса в предыдущий президентский срок А.Гани. "Рад заверить народ Афганистана, что усилия уважаемых национальных деятелей по разрешению политического кризиса принесли свои плоды. Мы добились прогресса в переговорах и достигли предварительной договоренности по ряду принципов. Работа над деталями ведется для завершения соглашения", – сообщил в Твиттере 1 мая А. Абдулла.

    Вместе с тем, пока все достаточно зыбко и тайно, и о конфигурации совместного сотрудничества ничего не сообщается. Таким образом, текущую ситуацию можно охарактеризовать как «непредсказуемая предопределенность». А как будет называться новый союз и как он будет обставлен – это не имеет большого значения. Управляемо-неуправляемый хаос продолжается. Точка нового отсчета пока не может быть обозначена ввиду внешних обстоятельств – пандемия коронавируса. О том, что будет потом и насколько негативные процессы затронут сопредельные с Афганистаном страны Центральной Азии сегодня, пожалуй, не могут сказать ни сами афганцы, ни те внешние акторы, кто пытается реализовать в ИРА собственные сценарии геополитического противостояния.

0