Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Февраль! Достать чернил и плакать...

  • Весна в Таджикистане наступает рано. Обычно уже в феврале цветёт миндаль, на улицах продают подснежники. Но в тот год (1990) 10 февраля начался снегопад и продолжался несколько дней. Улицы в Душанбе, обычно затоптанные множеством ног, заезженные множеством колёс, тогда были покрыты белым снежным покрывалом, и ни одного человеческого следа не затронуло его белизну…  Город казался мёртвым, хотя за каждой дверью затаились люди, из каждого окна из-за занавесок выглядывали тревожные глаза… 

    По воспоминаниям заезжей журналистки «Душанбе был совершенно интернациональным городом, здесь жили евреи, немцы, корейцы, русские, татары…  Может, половина населения была таджики, но это были таджики ассимилированные, цивилизованные. Потрясающий был город. Когда я приехала в Таджикистан, то увидела, что в этом городе, в этой стране невозможны этнические и национальные распри и войны».

    Но в январе 1990 года оппозиционное демократическое  движение "Растохез" ("Возрождение") открыто выступило за запрещение деятельности компартии. А 12-14 февраля 1990 года в Душанбе произошли столкновения между демонстрантами и милицией,  результатом чего стало объявление чрезвычайного положения и введение советских войск.

    12 февраля 1990 года рано утром страна проснулась от кровопролитного столкновения митингующих с правительственными войсками возле ЦК КП Таджикской ССР. Позже стало ясно, что февральские митинги 1990 года предшествовали пятилетней гражданской войне в Таджикистане. Причиной февральских событий стала острая борьба за власть между партийно-хозяйственной номенклатурой и коалицией оппозиционных партий и движений, которую составляли так называемые «демократические силы» вместе с исламскими радикалами, которых представляла ТЭО ПИВ. Фактически это были партии одного типа, только во главе одной стояло фундаментальное духовенство и экстремистки настроенная часть молодёжи, обучавшаяся в лагерях Пакистана, Ирана и Афганистана, а другую партию возглавила творческая интеллигенция. На фоне «демократических ценностей», помноженных на исламский фундаментализм, поднялось движение, которое назвали демисламизмом. Населению было объяснено, что исламу принадлежит XXI век. Религиозные радикалы, выкрикивали, что ислам надо нести «огнём и мечом», по сути представляя ваххабизм, означающий слияние политики и религии, как это было во времена арабских завоеваний. То же, что использовала в своей деятельности и ТЭО ПИВ. Ими говорилось о создании великого мусульманского халифата, центром которого будет Центральная Азия. Эти идеи всячески пропагандировались. В каждой махале (микрорайоне) закрывались школы и открывались мечети. Работали видеосалоны, где показывались фильмы со сценами насилия и убийств. Приезжали инструкторы по боевым искусствам, для которых арендовались спортзалы. Всё это преподносилось как демократия и свобода, что было крайне опасно, особенно в восточной стране, где люди приучены подчиняться силе, и могут находиться в состоянии спокойствия только тогда, когда сильна верховная власть. Стоило власти ослабнуть – в любом месте: в студенческой аудитории, в учреждении, на производстве начиналось раскачивание, переходящее в хаос. Люди забывали, что они люди, человеческая жизнь теряла смысл. 

    Тогда на юге Таджикистана поднялось движение против ваххабизма. Здесь проживали, можно сказать, малограмотные люди, плохо знающие русский язык, но, тем не менее, именно там поднялось интердвижение.  Местные старцы объяснили людям, что ваххабизм – это зло, и ваххабит – это человек, неверный для Аллаха, потому, что он связывает свою религию с политикой, а политики – это всегда лживые люди, у них кривая дорога, тогда как религия – это прямой путь от сердца к аллаху. Ислам – мирная религия. Но исламисты, радикалы, фундаменталисты несут миру уничтожение, борются за мировое господство, ведут войну без правил. Как это делали  в 90-е годы  и продолжают сегодня члены ТЭО ПИВ, деятельность которой запрещена в Таджикистане, странах СНГ, ШОС, ОДКБ. 

    Февральские события 90-го года были лишь репетицией. Главные трагические события с теми же участниками произошли в 92-м и позже.

0