Новости партнеров

Самое свежее

Ася Резницкая. Ну здравствуй, это я, патологоанатом... Эль Мюрид. Управление голодом, который лучше всякого участкового Александр Росляков. Почему крылья Путина – Росгвардия, а не авиапром? Великая заслуга Навального Пётр Мордкович. Бить или не бить соседа? Алексей Чадаев. Из глубины глубинного народа
Загрузка...

Свобода слова в Таджикистане гарантированно и защищено

  • В начале месяца Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон был с официальным визитом в ряде европейских государств. В ходе данного визита затрагивались множество вопросов политического, экономического и социального характера. Одним из них был вопрос об обеспечении свободы слова в Таджикистане. В ходе обсуждения данного вопроса Президент Таджикистана Эмомали Рахмон дал полный и исчерпывающий ответ о ситуации с соблюдением данного права в Таджикистанеи в частности подчеркнул, что он как гарант прав и свобод человека и гражданина не допустить, того, чтобы в стране нарушались нормы касательно свободы слова. В то же время им было отмечено, что недопустимым является использование средств массовой информации в экстремистской и террористической деятельности.

    В этой связи, возникает вопрос почему у наших западных партнеров сложилось мнение о том, что свобода слова в Таджикистане находится под угрозой?  Для того чтобы дать ответ на этот вопрос необходимо изучить правовую составляющую регламентации данного права и сложившуюся ситуацию в стране.

    Для начала необходимо отметить, что свобода слова во всех сферах общественной деятельности является одним из наиболее важных принципов демократии, обеспечивающих выражение плюрализма. Свобода слова фундаментальное право, являющееся важнейшей составляющей демократических прав и свобод, но оно не является абсолютным и не может использоваться для оправдания насилия, клеветы и подрывной деятельности. На этом фоне свобода слова не означает, что каждое произнесенное слово полностью защищено от государственного регулирования. К свободе слова предъявляются конкретные требования, чтобы свобода одного лица не противоречила законным интересам и свободам другого человека.

    Сущность свободы слова прежде всего состоит в том, чтобы человек мог выражать свои мнения не только в частной беседе, но и публично, не только по личным вопросам, но и по проблемам общественного характера, как в устной форме, так и в любом другом виде (в печати, по радио и т.д.). Свобода слова неотделима от права искать, получать, производить, передавать, распространять информацию любым законным способом.

    Во многих демократических государств свобода слова закреплено в правовых документах самого высокого уровня – в конституциях. Конституция Республики Таджикистан как основной закон и правовая база нормотворчества страны также устанавливает свободу слова. Статья 8 Конституции РТ закрепляет, что в Таджикистане общественная жизнь развивается на основе политического и идеологического плюрализма. Статья 30 Конституции РТ гласит: «Каждому гарантируется свобода слова, печати, право на пользование средствами информации. Пропаганда и агитация, разжигающие, социальную, расовую, национальную, религиозную и языковую вражду и неприязнь, запрещаются. Государственная цензура и преследование за критику запрещаются».

    Гарантированная Конституцией «свобода слова включает несколько структурных элементов, которые тесно взаимосвязаны и существуют в неразрывном единстве. Во-первых, это свобода каждого человека публично выражать свои мысли, идеи и суждения и распространять их любыми законными способами. Во-вторых, это собственно свобода печати и других средств массовой информации как свобода от цензуры и право создавать и использовать органы информации, позволяющие материализовать свободу выражения мнений. В-третьих, это право на получение информации, представляющей общественный интерес или затрагивающей права человека, т.е. на свободу доступа к источникам информации».

    Осуществление права на свободу слова тесно связано с деятельностью свободных средств массовой информации. Свобода средств массовой информации является обязательным элементом режима демократии и необходимым условием обеспечения для индивидов и их объединений политического плюрализма и культурного многообразия.

    Так, в Республике Таджикистан зарегистрированы и функционируют 329 газет, из которых 119 государственных и 210 частных. Также зарегистрированы и издаются 90 независимых и 97 общественных журналов, учредителями которых являются общественные объединения и частные лица. В Таджикистане действуют 11 независимых информационных агентств, 9 государственных и 20 частных телеканалов, а также более 20 государственных и частных радиостанций.

    В Республики Таджикистан вопросы, связанные с деятельностью СМИ, регулирует Закон «О периодической печати и других средствах массовой информации». Данный закон устанавливает организационно-правовые основы деятельности периодической печати и других средств массовой информации, государственные гарантии их свободы и регулирует отношения, связанные с ними. Действующий Закон о СМИ закрепляет принцип свободы массовой информации, устанавливая: «Печать и другие средства массовой информации в Республики Таджикистан свободны. Каждый гражданин республики имеет право свободно выражать свои убеждения и мнения, распространять их в любых формах в печати и других средствах массовой информации. Государственная цензура и преследование за критику запрещаются».

    Содержание закона РТ «О периодической печати и других средствах массовой информации» подразумевает поиск, получение, производство и распространение массовой информации, учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими, изготовление, приобретение, хранение и эксплуатацию технических устройств и оборудования, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации. Таким образом, свобода массовой информации является основополагающим принципом правового регулирования организации и деятельности СМИ и предполагает, что не должно существовать ограничений в отношении поиска, получения, производства и распространения массовой информации, а также учреждения средств массовой информации, за исключением ограничений, необходимых в демократическом обществе и установленных международно-правовыми нормами и законами.

    Свобода слова являясь одним из наиболее важнейших свобод в системе прав человека и гражданина, закреплено и гарантировано в национальных и ряде международных правовых актах. Закрепление данной свободы в национальных и международных правовых актах вместе образуют систему юридических гарантий свободы слова и выражения мнения. В систему гарантий данного права также входят и соответственные механизмы защиты прав на свободу слова и выражения мнения.

    Значение гарантий, зафиксированных в ст. 30 Конституции РТ, состоит в том, что они; 1) устанавливают запрет цензуры; 2) обеспечивают равный доступ к СМИ; 3) устанавливают возможность распространения, сбора, получения информации.

    Как уже было отмечено, учитывая решающую роль права на свободу слова и выражения мнения в построении демократии и гарантии общественного участия в политической жизни страны, оно должно соблюдаться повсеместно. Несмотря на такую бесспорно высокую ценность свободы слова, в определенный момент в различных конституционных режимах встает вопрос о необходимости ограничения степени свободы слова. Одной из классических примеров, связанных с необходимостью ограничения свободы слова, является вопрос вступления свободы слова в противоречие со степенью уважения, требуемого к себе государством, в противоречие с другими правами и свободами, а также чувствами людей. Именно для этого необходимо пресекать некоторые формы свободы слова во имя защиты других прав человека. Ограничения, налагаемые на свободу выражения в таких ситуациях, являются необходимой и оправданной мерой. Таджикское законодательство не допускает использование СМИ для совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для призыва к захвату власти, насильственного изменения конституционного строя и целостности государства, разжигания национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости и розни, для пропаганды войны, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости. Ограничения могут быть установлены также в соответствии с законами о чрезвычайном и военном положении.

    Ответственность, возникающая в связи со свободой слова и выражения мнения, сбора, получения и распространения информации, деятельностью СМИ, можно условно разделить на две группы:

    а) ответственность за нарушение свободы слова и выражения мнения;

    б) ответственность за злоупотребление свободой слова, выражения мнения и сбора, получения и распространения информаций.

    К ответственности первой группы можно отнести следующие статьи УК РТ: ст. 148 (отказ в предоставлении гражданину информации), 162 (воспрепятствование законной деятельности журналиста), 208 (сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей), 221 (умышленное сокрытие, искажение сведений о загрязнении окружающей среди).

    К ответственности второй группы относятся: ст. 135 (клевета), 136 (оскорбление), 137 (публичное оскорбление Президента РТ или клевета в его адрес), 144 (незаконное собирание и распространение информации о частной жизни), 145 (разглашение врачебной тайны), 146 (нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных сообщений или иных сообщений), 241 (незаконное изготовление и распространение порнографических материалов или предметов), 276 (заведомо ложная реклама), 277 (незаконное получение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну), 278 (разглашение коммерческой или банковской тайны), 298 (неправомерный доступ к компьютерной информации), 299 (модификация компьютерной информации), 300 (компьютерный саботаж), 311 (разглашение государственной тайны), 330 (оскорбление представителя власти), 342 (надругательство над государственными символами), 346 (заведомо ложный донос), 361 (разглашение данных дознания или предварительного следствия).

    Таким образом, приведенный краткий обзор законодательства и существующей в стране практики ещё раз наглядно демонстрирует приверженность нашей страны общемировым ценностям и стандартам в области обеспечения и защиты прав человека. Эти стандарты устанавливают, что свобода слова не является абсолютным правом и может быть ограничено в соответствии с требованиями законодательства страны. Поэтому все вопросы о нарушении свободы слова в Таджикистане являются в большей степени надуманной проблемой тех лиц и групп, которые пытаются посягнуть на конституционный строй страны, распространяя экстремистские и радикальные идеи и идеологию чуждую населению страны.

     

    Ахмед Михайло, эксперт по международным вопросам

0