Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Кыргызские СМИ. Ни мытьём, так катаньем

  • До последнего момента кыргызская сторона, в противовес имеющимся договорённостям в направлении решения вопросов делимитации и демаркации кыргызско-таджикской границы, продолжает строить козни и организовывать различные провокации. Особенно в этом приуспели отдельные СМИ КР, практически ежедневно осуществляющие информационные вбросы со всё новыми измышлениями по данной наболевшей проблеме.

    Во-первых, они постоянно оперируют словосочитанием «анклав Ворух», в  то время, когда доподлинно известно и подтверждено документально, что Ворух РТ никогда не был анклавом. Это доказавыют обнаруженные в архивах России нормативные акты, обосновывающие позицию Таджикистана. В них исторически, картографически подтверждено и указывается, что территория Ворух Исфаринского района никогда не была анклавом на территории Кыргызстана, а всегда была присоединена к городу Исфара. Кыргызская стороной умышленно игнорируется научно утверждённый факт, что любой анклав (от лат. inclavo - запираю на ключ) - это территория или часть территории одного государства, окруженная со всех сторон территорией другого государства. Ворух, согласно старым и вновь обнаруженным документам и топографическим картам, под такое определение никак не подходит.

    Во-вторых, с целью нагнетания обстановки вокруг приграничной проблемы, которую таджикская сторона многократно предлагала решить только законным, конструктивным, взаимовыгодным, в главное – скорейшим путём, недоброжилательные силы Кыргызстана нашли ещё одну болевую точку – Мургабский район, где на протяжении долгих лет мирно соседствует кыргызское и таджикское население, на которой начали делать акцент в своих СМИ. В качестве доказательсва своей «правоты», они приводят мутную географическую карту с нечёткими обозначениями и надписями, возможно, сфальсифицированную самими авторами провокационных материалов.  В немые свидетели кыргызские «эксперты» призывают усопших героев из далёкого прошлого - Манаса, Акбалта, Чубака, Кокотоя, Бокмуруна, Эламана, Эр Тоштука и других.  

    Но у таджикской стороны имеются более веские доказательства правомерности собственных границ, которые подтверждены не мифами и легендами, а реальными историческими изысканиями, географическими выкладками и топографическими картами.

    Напомним, что на сегодняшний день 505 км (51,2%) от общей границы прошло процедуру делимитации. На данном участке существует только две неопределенные территории - Алтын Мазар и Шатти (Джаббор Расуловский и Мургабский районы). Они являются спорными и до сих пор изучаются комиссией. Проблемы кыргызской стороны возникли с того момента, как началось деление границы в населённых пунктах, т.е. с Ганчинского района. Говоря об этих территориях, КР стала отрицать решение тех нормативно-правовых актов, на которые изначально ссылалась в 1989 году и взяла за основу решение паритетной комиссии 1958-1959 гг., которое регулировало вопросы использования земель и орошения, отвечая интересам КР. Например, район Овчи-Калъача Бободжон Гафуровского района Согдийской области, в котором находится водораспределитель, согласно документам 1924-1927 и 1989 гг., принадлежит Таджикистану.

    В соответствии с межправительственным Соглашением между РТ и КР от 2004 года, на таджикско-кыргызской госгранице существуют 5 пунктов пропуска, в частности "Гулистон" в Исфаринском районе, "Маданият" в районе Джаббор Расулова и "Овчи-Калъача" в Бободжон Гафуровском районе Согдийской области, "Кызыл-Арт" в Мургабском районе Горно-Бадахшанской автономной области и "Карамык" в Джиргатальском районе.

    Ранее, зарубежные СМИ со ссылкой на руководство Кыргызстана сообщили о том, что проект договора о делимитации части линии таджикско-кыргызской границы протяжённостью 519,9 километра (из общей протяженности в 971 километр) одобрен правительством этой страны. После того как все соответствующие процедуры по оформлению этого отрезка будут пройдены, обеим сторонам придётся решать вопрос о спорных участках на нём – местечек Алтымазар и Карамык, находящиеся  в Джиргатальском районе. В заявлениях кыргызской стороны речь шла об отрезке таджикско-кыргызской границы на стыке Мургабского и Джиргатальского районов. Протяженность госграницы составляет здесь 519,9 километра. Кыргызское правительство этот отрезок со своими ведомствами согласовало.  

    В этом контексте таджикская сторона ещё в марте 2014 года представила кыргызской стороне проект договора "О государственной границе" с целью юридического оформления согласованного участка линии государственной границы протяженностью 519,9 километра. Этот участок охватывает территорию от точки стыка трёх государств – Таджикистана, Кыргызстана, Китая – до точки, расположённой выше перевала иглы Горно-Матчинского района Согдийской области. На этой линии государственной границы имеются два нерешенных участка – Алтынмазар и Карамык. Проект договора о государственной границе на данный момент проходит согласовательную процедуру в обоих государствах. При этом в Госкомитете подчеркнули, что, обсуждая эти 519,9 километра госграницы, таджикская и кыргызская стороны не включают в указанный километраж территорию спорных участков – Алтымазар и Карамык. Вопрос об этих территориях еще предстоит решить.

    «Основной осью таджикско-кыргызской границы на северо-востоке выступает Заалайский хребет. Если граница не будет проходить строго по вершинам этого хребта, то появится полуанклав Алтынмазар, а значит, и ряд осложнений для Таджикистана», - считает таджикский политолог Абдугани Мамадазимов.
    Таджикская сторона как раз видит целесообразным прохождение государственной границы по вершинам хребта. «Алтынмазар в центральной части Заалайского хребта будет "висеть" как дамоклов меч над горным проходом в бассейне реки Муксу, а в перспективе – над автодорогой Джиргаталь - Мургаб, разделяя пополам два крупных горных района Таджикистана», - объясняет А.Мамадазимов.
    Кроме того, по словам эксперта, если граница не пройдет по вершинам хребта, то снизится стратегическая роль и предназначение этих географических препятствий, выступающих естественными "щитами" от гипотетических и потенциальных вторжений извне.
    Что касается участка Карамык, то, учитывая, что он находится на высокогорном перевале (порядка 4,5 тысячи метров), по мнению А.Мамадазимова, решить этот вопрос тоже можно только закреплением прохождения госграницы по горной вершине.
    «Но отрадно отметить, что в процессе делимитации и демаркации этого участка границы этнический аспект почти полностью исключается», - продолжает специалист. Кстати, этнический аспект исключается, несмотря даже на то, что населённые пункты Джиргаталя, жители которых преимущественно этнические кыргызы, находятся сравнительно недалеко от спорных участков, так как большая часть населения этого района – метисы, от смешанных браков. В этих семьях общаются на двух языках: кыргызском и таджикском. Традиционно в школах 1-й "А" – кыргызский класс, 1-й "Б" – таджикский; если руководитель - таджик, то его заместитель – кыргыз, или наоборот. Массово в Кыргызстан никто из Джиргаталя не переезжает, при этом поддерживают связи с родственниками в соседнем государстве, студенты ездят туда учиться. Здесь не принято  говорить об этнических различиях.

    Этнические кыргызы Мургаба в 2006 году подавали списки на получение земель в сельской управе Мады-Карасуйского района Ошской области. Земельные участки должны были получить 80 человек.  Специалист по земельным вопросам сельуправы Мады сообщил, что около 10 га земли в сельском округе Мады были трансформированы для выделения этническим кыргызам.  Эта земля в 2013 году была распределена по списку, согласованному с кыргызской стороной.

    В рамках участия Министра образования и науки Кыргызской Республики в заседании Совета по сотрудничеству в области образования государств-участников СНГ и Конференции министров образования стран СНГ и плана развития местной инфраструктуры, в Мургабском районе Таджикистана сдано в эксплуатацию здание ещё одной общеобразовательной школы для этнических кыргызов. Министерство образования Таджикистана запланировало издавать новые учебники для школьников на кыргызском языке.

    По некоторым данным, за годы независимости в Кыргызстан переселились около 50 тыс. этнических кыргызов, из них 80% – из Таджикистана. Остальные остались жить на земле своих предков. Они мирно соседствуют с братским таджикским народом, порой даже не подозревая, какие информационные баталии и провокационные атаки проводят в СМИ их соотечественники с кыргызской стороны.   

     

    Буран Алаев

1