Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Радио «Озоди» - рупор свободы или проплаченная пропаганда

  • На сайте fergana.ru некий журналист Хасан Мухибби разродился очередной душещипательной историей о том, как тяжело обстоит ситуация со свободой слова в Таджикистане. Весь его опус базируется на разрозненных, взаимоисключающих фактах и высказываниях неизвестных экспертов.

    В начале своей публикации автор даёт оценку заявлению МИД Таджикистана относительно деятельности радиостанции «Озоди». При этом он увязывает данное заявление с не продлением аккредитации корреспондента Радио «Озоди» Баротали Назарова. Но возникает вопрос – какое соотношение имеют заявление МИДа РТ и не продление аккредитации. Упоминание о том, что заявление МИД РТ появилось после того, как ОБСЕ и Комитет по защите журналистов выразили протест, призвав таджикские власти пересмотреть свое решение, и выдать аккредитацию Назарову Б. является весьма странным утверждением. Логично полагать, что после выражения протеста ОБСЕ и Комитета по защите журналистов МИД РТ выступил бы с заявлением по данному вопросу, но никак не по проблеме деятельности  Радио «Озоди». Поэтому считаем, что в данном случае со стороны Хасан Мухибби имеет место простое передергивание фактов для пущей достоверности своей позиции. К сожалению, данная практика получила все большое распространение у так называемых «независимых журналистов».

    Далее в статье автор в пессимистичных тонах описывает ситуацию со свободой слова в Таджикистане, так что у читателя может вызвать ряд вопросов. Поэтому, мы сочли необходимым ответить на данные вопросы по пунктам, которые изложил сам автор.

    Итак, первый пункт Хасан Мухибби назвал «раздражающая редакционная политика». В ней автор указывает, что заявление МИД Таджикистана связано с кадровыми перестановками в руководстве таджикской службы Радио «Свобода» и  ее региональном представительстве. Причиной данных перестановок стало обвинение Соджиды Джахфаровой со стороны правозащитников и западных исследователей Центральной Азии в сотрудничестве с официальными властями. Далее отмечается, что после смены руководства редакционная политика агентства претерпела заметные изменения и в частности, стал соблюдаться принцип баланс мнений. На Радио «Озоди» чаще стали звучать голоса оппонентов официального Душанбе членов ТЭО ПИВ и «Группы 24». При этом в статье не раз подчеркивается о том, что Радио «Озоди» имеет достаточно стабильное финансирование и располагает патронажем в лице Госдепартамента США.

    И здесь возникает ряд вопросов, ответы на которые мы бы хотели услышать от уважаемого Хасана Мухибби. Во-первых, если политикой данного радио является изложение реальной политико-экономической ситуации в стране, предоставление площадки для всех политических сил, то почему сотрудничество предыдущего руководства радиостанции с государственными структурами Таджикистана получило негативную оценку со стороны субъектов, осуществляющих патронаж над данной радиостанцией, что привело к их увольнению? Мы думаем, ответ очевиден –хозяевам, коим является Госдепартамент США, не нужна объективная оценка ситуации в Таджикистане. Они преследуют совершенно иную цель – дискредитировать всеми возможными и невозможными путями деятельность Правительства республики, направленную на социально-экономическое и политическое развитие нашего государства. И поэтому, ссылка на то, что новая редакция радиостанции в основу своей деятельности положила принцип баланса мнений, представляется большим мифом.

    Во-вторых, удивляет указание автора на то, что в качестве оппонентов официальным властям страны выступают представители террористических и экстремистских движений, которым на данной радиостанции предоставляют слово. Из данных строк автора можно заключить, что в Таджикистане нет иных политических сил, кроме как запрещенных в стране ТЭО ПИВ и «Группы 24». Данное утверждение весьма спорно. В Таджикистане действуют и другие политические партии, точки зрения которых, по определенным вопросам не совпадают с позицией официальных властей. Но они, в отличие от той же ТЭО ПИВ, ведут политическую борьбу в рамках конституционно-правовых установок, т.е. в рамках закона. Они участвуют в выборах в государственные органы, проводят различные публичные мероприятия и т.д. И народ Таджикистана дает оценку их действиям и инициативам, поддерживая их представителей на различных выборах. Никто не мешал делать этого и ТЭО ПИВ. Тем более, что данная партия более трех созывов была представлена в парламенте. Но они променяли конструктивную политическую борьбу в рамках закона, которая является основой для построения правового и демократического государства, на противоправные, антиконституционные действия, которые, естественно, не нашли поддержки у народа Таджикистана.

    И здесь также возникает резонный вопрос – а много ли представителей террористических и экстремистских движений выступают свободно в средствах массовой информации США и других западных государств. ТЭО ПИВ и «Группа 24» признаны террористическими и экстремистскими организациями, точно такими же, как «Аль-Кайда», «Талибан» и другие. Однако мы не видим того, что высказывания представителей этих движений расцениваются как выражение свободы слова и свободно распространяются среди населения США и других государств. Отсюда можно сделать вывод о двойных стандартах в политике госдепартамента США, который финансирует Радио «Озоди». То есть  когда представители террористических организаций выступают на радиостанции финансируемой госдепартаментом США относительно других государств, например, Таджикистана – это выражение свободы слова, а когда речь касается самих США – это угроза их безопасности. Особо подчеркнем, что распространение мнений представителей террористических и экстремистских движений не имеет ничего общего со свободой слова и не должно носить избирательного  характера. И поэтому, реакция МИД РТ в данном случае является адекватной мерой реагирования на действия данной радиостанции.

             Во второй и третьей частях статьи Хасан Мухибби пишет о якобы неутешительных перспективах таджикской журналистики в свете установления различных ограничений со стороны властей, отсутствия независимых средств массовой информации. При этом автор приводит статистику, в соответствии с которой в Таджикистане зарегистрировано: 371 газета (109 государственных, 262 частные), 243 журнала (113 государственных, 130 негосударственных), 11 информационных агентств (10 негосударственных, 1 государственное), 34 телекомпании (20 из них независимые). Однако, по мнению автора, среди них редки издания с качественным общественно-значимым контентом. Якобы большинство СМИ в Таджикистане не публикуют материалы на острые темы, в них не встретишь журналистских расследований и разоблачений. Такая  точка зрения журналиста является сугубо субъективной. В стране издаётся  большое количество независимых газет, в которых поднимаются актуальные  социально-экономические и политические вопросы. При этом, в соответствии с распоряжением Президента Республики Таджикистан, все государственные органы должны принимать соответствующие меры по устранению озвученных в средствах массовой информации проблем и недоработок.

    Более того, о качестве информационной деятельности  Радио «Озоди» свидетельствует цитата из указанной статьи, согласно которой, в его штате работают «неопытные журналисты, не имеющие источников в Правительстве». Это показывает уровень профессионализма сотрудников  данной радиостанции, где, по логике данного высказывания, собраны некомпетентные журналисты, и качество работы зависит от одного журналиста (единиц из них). Этим высказыванием, сам того не осознавая, автор статьи подписал приговор деятельности данной радиостанции, засвидетельствовав, что это ангажированное и непрофессиональное СМИ, преследует местечковые (корыстные) интересы определенных заинтересованных групп лиц, находящихся за пределами страны. Ничего общего со «свободой» в глобальном смысле и со свободой слова в конкретном случае данная радиостанция не имеет. И выставлять себя в качестве рупора справедливости со стороны этой радиостанции, на наш взгляд, является большим (огромным)  преувеличением.

    Тем самым, не осознавая этого, журналист собственноручно дискредитировал деятельность Радио «Озоди».  

0