Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Скажи, чьи права защищаешь, и я скажу кто ты

  • Радио «Озоди» опубликовало на своём сайте весьма странный материал  под заголовком «ТАДЖИКИСТАН: Отчёт о правах человека за 2018 г.». При этом не указано, кто и когда проводил это «исследование».  Несмотря на то, что представлено оно как резюме, то есть краткое изложение, его авторы весьма заморочились и состряпали аж сорокостраничный «шедевр».  Если предположить, что авторами публикации является Госдеп США, которому не впервой  обвинять Таджикистан (наряду с множеством других стран) в несоблюдении свобод и прав, то понятно, что он опубликован на подотчётном ему сайте «Озоди» - филиале Радио «Свобода». Здесь  сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, «Озоди» - детище американского совдепа. С другой, это СМИ стало идеологическим органом и рупором проиранской террористическо-экстремистской организации Партия исламского возрождения под руководством её ставленника Салима Аюбзода. То есть Иран, который США обвиняют в мировом терроризме, использует его же СМИ в этих же самых целях!  Против чего боролись – на то и напоролись.

    Госдеп США давно пристально следит за соблюдением прав человека, свободы совести и вероисповедания в постсоветских странах, особенно в центрально-азиатских республиках. Но вопреки его утверждениям, несмотря на советские светские традиции, в Таджикистане эти свободы соблюдаются, гарантированы Конституцией и законами. Уж чего-чего, а религиозной свободы в Таджикистане вплоть до недавнего времени было предостаточно – хоть отбавляй! Её было так много, что разрешённая до поры до времени Партия исламского возрождения (ныне ТЭО ПИВ) под флагом ислама активно исповедовала и пропагандировала идеи терроризма и экстремизма, что привело к вооружённой попытке государственного переворота с целью свергнуть светское правительство и конституционный строй. 

    Статья 17 Конституции РТ гарантирует права и свободы каждого, независимо от его вероисповедания, статья 26 также гласит, что «каждый имеет право самостоятельно определять своё отношение к религии, исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, участвовать в отправлении религиозных культов,  ритуалов и обрядов».  

     

    В Таджикистане действует порядка 4 тысяч мечетей, около 20 религиозных учебных заведений. В республике существует практика  обучения основам религии,  функционирует Исламский университет. Здесь созданы необходимые условия, гарантируемые  законами, для динамичного развития проживающих в республике наций и народностей, с учётом особенностей их культуры, языка и религии.

    Запрет властей на ношение хиджабов в госучреждениях и общественных местах, призывы и рекомендации обратиться к национальным традициям одежды вызвали не только широкую поддержку населения, но и спекуляции на этой теме. Также, вопреки национальным традициям и здравому смыслу, отдельные «истинные приверженцы ислама»,  обзаводятся несколькими жёнами одновременно, не заботясь об их материальном содержании и моральной поддержке. Ранее они давали детям арабские имена, а также имена, по их мнению, ассоциируемые с исламом. Сегодня такая практика запрещена законом. Таджикистан, вопреки вражьим намерениям зарубежных недоброжелателей и их пособников из числа местных граждан, создал действенный механизм, ни в коей мере не нарушающий прав и свобод граждан, по предотвращению и защите от радикализации, которая неизбежно приводит к терроризму и экстремизму. Пример тому - ныне запрещённая ТЭО ПИВ, легально действовавшая в стране на протяжении около трёх десятилетий.

    Основным нормативным актом, регламентирующим действия религиозных организаций на территории Республики Таджикистан, является Закон  Республики Таджикистан  «О  свободе  совести  и  религиозных  объединениях», приятый Парламентом республики в марте 2009 года, который возник не на пустом месте. В его обсуждении, а также уже изданного закона «О регулировании обычаев, праздников и церемоний в  Республике Таджикистан» участвовали учёные, преподаватели, активисты гражданского общества, международные эксперты в области религии  и права. Были учтены все факторы: во-первых, население республики, абсолютное большинство которого составляют мусульмане, является крайне религиозным и выполняет большинство требований ислама или, во всяком случае, старается наладить свою жизнь в рамках религиозных предписаний. Поэтому иметь светского государственного лидера в лице государственных деятелей и религиозного лидера в лице деятелей религии для религиозного населения почти равнозначно двоевластию, что в современности недопустимо. Во-вторых, религиозные праздники ислама, которые являются одним из основных видов проявления сути этой религии и основой народных обрядов, признаны на официальном уровне, в рамках действующих законов. В-третьих, государственные деятели всех рангов, в своих действиях никогда не показывают свою отдалённость от ислама и т.д.

    Данный закон не нарушает, не ущемляет интересы и религиозные свободы законопослушных граждан любой мирной конфессии, а обеспечивает их безопасность и покой. В результате «лимит» действующих мечетей не пострадал –  закрыты только незаконные, не имеющие государственной регистрации. При этом стояла задача, урегулировать подобные отношения таким образом, чтобы «они не противоречили Конституции республики с одной стороны, и Корану – с другой». Что и было успешно сделано. Парламент Таджикистана принял закон «О свободе совести и  религиозных организациях», где закреплено, что официальным исламским течением  в республике признан ханафизм, основателем которого является этнический таджик  имам Абу Ханифа Нуман ибн Сабит. В Таджикистане большинство мусульманского населения придерживается ханафитского  течения, «столпами которого, признаны мир и спокойствие,  безопасность общества, покой и благополучие народа».   Действующий закон о религии разработан с учётом сложившихся геополитических реалий в обществе и при активном участии международных экспертов в области религии и права. С учётом того, что Таджикистан является правовым светским демократическим государством, и каждый его гражданин имеет полную свободу выбора.  Эта страна, наученная горьким опытом гражданской войны,  уверенно движется в правильном направлении в вопросах, касающихся отношения светской власти к религии. В обществе есть сторонники укрепления ислама и их оппоненты, но и те, и другие признают, что сегодня для радикального ислама в Таджикистане нет места. 

    Современный Таджикистан представляет собой открытое государство и общество. В республике, как бы её не критиковали, существуют политическая стабильность, свобода слова и религии, плюрализм мнений, экономическая политика «открытых дверей».  Республика Таджикистан - пример тому, что в демократическом, базирующемся на рыночной экономике обществе ислам как созидательная религия может не только существовать, но и успешно развиваться. Если, конечно, традиционная вера не извращается внешними силами и не принимает уродливые формы терроризма и экстремизма.

    Что касается применения пыток, о чём так «красочно» повествует Отчёт. Комитет ООН против пыток вынес рекомендации Таджикистану, в которых призвал власти республики расследовать заявления о пытках членов ТЭО ПИВ. Рекомендации даны после ознакомления с третьим периодическим докладом Таджикистана о выполнении обязательств по реализации Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания.  Таджикская сторона регулярно  отчитывается перед названным Комитетом ООН о ходе выполнения обязательств, об основных достижениях и реформах в этой сфере.

     

    В это же время руководство ТЭО ПИВ организует и проводит информационную компанию по дискредитации правоохранительных органов, используя все возможные и доступные им силы и средства. Теперь в их числе - сайт «Озоди», а также СМИ, созданные иранскими спецслужбами («Паём.нет», «Востокньюс», «Озодандешон», «Кимиёи Саодат», «Ахбор.ком» и др.). В роли «пострадавших» и свидетелей выступают однопартийцы и близкие родственники, кровно заинтересованные в оправдании и послаблении режима для членов этой террористическо-экстремистской организации. 

    Несколько лет назад неправительственные организаций Таджикистана, входящие в Коалицию НПО против пыток, обратились к президенту Эмомали Рахмону с письмом, в котором призвали главу страны, как гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина, присоединиться к публичному порицанию пыток. И были услышаны.

    Действительно, в марте 2012 года в Уголовном кодексе РТ появилась статья о наказании за пытки. Эти внесенные изменения и принятие отдельной статьи, предусматривающей наказание за пытки, приветствовал член Комитета против пыток Джордж Тугуши. Уже имеется немало судебных случаев, когда  вынесены  решения по конкретным делам за издевательства над заключёнными. Сегодня работа гражданского общества в Таджикистане против применения пыток успешно продолжается: организуются брифинги, консультации, дни «открытых дверей» в местах лишения свободы и выступления в режиме свободного микрофона для адвокатов, криминалистов и  независимых судебно-медицинских экспертов. Процесс идёт в непрерывном и прозрачном режиме. Обсуждается вопрос об обеспечении доступа группам мониторинга к местам содержания под стражей и обязательное обучение сотрудников правоохранительных органов, тюремного персонала, судей, прокуроров, судебных чиновников и военных структур соответствующему поведению.  Будет создан отдельный следственный механизм или подразделение для проведения эффективного уголовного расследования и судебного преследования утверждений о пытках и жестоком обращении, который будет функционировать независимо от следственных и других органов.  До 18 мая 2019 г. Таджикистан предоставит в Комитет информацию о мерах по выполнению рекомендаций этого органа по расследованию актов пыток, дедовщины и обеспечению основных правовых гарантий. И это будет сделано своевременно. Регулярно Таджикистан предоставляет в Комитет отчётный доклад, в котором отражаются основные достижения страны в борьбе с подобным явлением и виновными в этом лиц. Затем данные тщательно проверяются международными и общественными комиссиями, правозащитными организациями.

    Представители ТЭО ПИВ, их идеологи, покровители и спонсоры продолжают спекулировать на этой щепетильной теме. Им подыгрывают «правозащитники» из международных неправительственных организаций. Причины необоснованных обвинений лежат на поверхности – выдать желаемое за действительное, наказание за тяжкое государственное преступление представить как преследование за политические убеждения.

    Но члены ТЭО ПИВ жалеют только себя. Только с 1993 по 2001 гг. доказана причастность членов ТЭО ПИВ к организации и совершению 70 террористических и диверсионных актов, в результате которых погибли более 300 человек. Только в 2009-2012 годы за совершение тяжких преступлений, в том числе, за терроризм и экстремизм к уголовной ответственности привлечены 22 члена ТЭО ПИВ, некоторые из которых одновременно являлись членами экстремистских и террористических партий и движений Хизб-ут-тахрир, Исламское движение Узбекистана, «Исламское государство», «Ансоруллох» и др.

    Следует учесть, что превратное отношение к религии, использование псевдорелигиозных ценностей для достижения корыстных, в том числе политических целей, вредят как самим экстремистам, так и окружающим, их семьям, детям. Например, Дилбар Гургова, мать пятерых детей, супруга одного из членов преступной группировки Ходжи Халима (А.Назарзода), после ареста мужа за противоправные антиконституционные действия, из-за отсутствия кормильца и тяжелого финансового положения  намеревалась отдать своих детей в детский дом или школу-интернат. Многие жёны рядовых членов ТЭО ПИВ, после того, как супруги бросили их с малолетними детьми на произвол судьбы без средств к существованию, бежав из РТ, пытались свести счёты с жизнью посредством суицида.   

    Утверждения международных правозащитников о том, что в Таджикистане, якобы, попираются или ущемляются права национальных или сексменьшинств также не выдерживают никакой критики. Перед законом равны все. Другое дело, что лица, ведущие нетрадиционный образ жизни чаще всего сопряжены с другими уголовными преступлениями, вовлечены в асоциальные связи. Здесь процветает сводничество, проституция, бродяжничество, наркомания и проч. Что касается прав женщин или нацменьшинств, то в республики не зарегистрировано ни одной жалобы, когда граждане ущемлены по национальному или половому признаку. Если случаются конфликты на бытовом уровне, то решаются они в административном порядке. И это касается в основном семейных ссор. Основной проблемой представителей некоренных национальностей, например, при устройстве на работу является недостаточное знание государственного языка, но она решаема. Что касается оформления или перевода документов, то для этого существует немало бюро и нотариальных контор. В большинстве государственных учреждений при приёме на работу предпочтение отдаётся женщинам, которых немало на ответственных руководящих постах. Правительство РТ только в 2018 году создало до 110 тыс. постоянных рабочих мест, особенно для женщин и молодежи. Есть традиционные профессии, где приоритет женщин неоспорим: учителя, врачи, секретари, медработники, работницы коммунального хозяйства. Для них подготовлено немало вакансий на главной стройке страны – Рогунской ГЭС. Ежегодно в Послании Президента страны к Парламенту «женская тема» отражена особо.

    Теперь о свободе слова. Сознательный представитель СМИ одновременно является гражданином, следовательно, обязан выступать с гражданской позиции за процветание и прогресс Отечества. Для журналиста главным являются интересы нации, к которой он относится или которую представляет. Часто СМИ свойственно ложное профессиональное братство, когда словесные выпады чужаков или вредителей на государство, на имидж республики, на престиж нации остаются без их внимания, без адекватного  и симметричного ответа. А наоборот – получают их поддержку. Но национальные СМИ, независимо от их статуса, принадлежности и взаимоотношений с властями (солидарные, лояльные, оппозиционные), призваны защищать национальные интересы и государственную безопасность, действовать в интересах народа. Цель и задача патриотичных журналистов – объективно информировать аудиторию о значимых событиях, происходящих на собственной и сопредельной территориях, давать оценку, ориентировать читателей относительно причин этих событий, их возможных последствий и вариантов поведения. А не продвигать за гонорары от иностранных спонсоров чуждые идеи, мнения, точки зрения. Как это делают сегодня на «Озоди» граждане, рождённые, выросшие и обученные в Таджикистане. Да, пресса может быть левой, правой, демократической, антидемократической, оппозиционной и т.д. Но - не антинародной! Такая разнонаправленность не должна мешать авторам отстаивать общенациональные и гражданские интересы. Их роль велика, когда речь идёт о судьбах государств. Нередко бывает, что свобода слова и печати, гарантированные законом РТ, регулярно используются в интересах не только журналистики, как профессии, не только самого общества в целом, не только в интересах государства, а в интересах обеспеченных деньгами структур, партий, корпораций, иностранных спецслужб.  В том числе, антиобщественных, антиконституционных, экстремистских и террористических сил. Следовательно, свобода слова может и должна иметь исключения там, где речь идёт о национальных интересах общества и его безопасности. Эти исключения из принципа свободы слова и особенно свободы печати не только могут и должны быть, они есть и зафиксированы в законах.

    Уместно уточнить, что практически все подобные отчёты о правах и свободах человека характеризуются несоответствием, противоречием мнений самих американских чиновников. Показательно, что в 2015 года, после попытки вооружённого госпереворота, организованного ТЭО ПИВ,  Душанбе в рамках краткосрочного визита посетил Госсекретарь США Дж.Керри, у которого претензий по поводу нарушений гражданских прав и религиозных свобод не возникло. Более того, на встречах с  высокопоставленными чиновниками страны, с целью обсуждения круга двусторонних и региональных вопросов, представляющих взаимный интерес, Дж.Керри подчеркнул, что основными элементами, влияющими на региональную безопасность в  Центральной Азии, являются терроризм и религиозный экстремизм, с которыми нещадно борются власти Таджикистана. Он заявил, что безопасность в ЦА – предмет заботы США, которые нуждаются в более тесном сотрудничестве с Таджикистаном по данным проблемам. По словам Дж.Керри, США борются с терроризмом по всем направлениям, поддерживают любые силы, противостоящие терроризму на региональном уровне. Так на деле или на словах?

    Тогда Дж.Керри подчеркнул, что именно Таджикистан, с которым администрация США намерена укреплять долгосрочные отношения и развитие взаимовыгодного сотрудничества, играет важную роль в сфере безопасности в регионе, в области борьбы с терроризмом, экстремизмом и наркобизнесом. Что изменилось сегодня?

    Поддерживая в своих оценках деятельность ТЭО ПИВ, авторы подобных «правозащитных» докладов оспаривают мнение и позицию своих же высоких чиновников, а также право 9 миллионов граждан Таджикистана и региона Центральной Азии на мирную и безопасную  жизнь.

1