В сети обсуждается проект закона о патриотизме, который должен ликвидировать прореху в Конституции. Согласно её статье 13, п.2 у Россиян нет общепризнанной идеологии, а значит не может быть общенациональной идеи, ради которой нам всем следует жить.
Однако, годится ли патриотизм на эту роль. Любовь к Родине - это всегда хорошо. Но патриотизм в современном мире, объединенном интернетом - это ругательное слово, т.к. предполагает неравенство, деление всех людей на "своих" и "чужих", предполагает наличие общего врага для консолидации внутри некоторой территории. Это не лучше теории классового антагонизма или расового превосходства. Это демонстрирует пример современной Украины, сплотившейся в "патриотическом" порыве.
"Патриотизм" не годится, так что же делать? Если хорошо подумать - всё просто! Общество должно стремиться к такому состоянию, когда будущие поколения будут жить лучше нынешних материально и каждый (нормальный, вменяемый) человек будет ощущать своё признание обществом, чувствовать себя частью общество (т.е. каждый человек будет иметь с-часть-е!).
Лучшим кандидатом на роль официальной идеологии можно назвать "гуманизм", но более перспективен "витаизм" (термин, который в наст.время не является принятым для обозначения идеологии). "Витаизм" значит - защита и поддержка всего живого, жизни как таковой. Витаизм включает гуманизм как составную часть, предлагает каждому человеку жить ради своих детей, потомков и того мира, в котором эти потомки окажутся. Витаизм не так прост, как видится с первого взгляда. Ради счастья себя самого и своего потомства витаизм требует от человека самоограничения, добровольного подчинения личных интересов интересам социума, добровольного отказа от части свободы. Витаизм должен учитывать генетическую предрасположенность части индивидов стремиться к паразитическому существованию. Общество, проповедующее витаизм должно позаботиться, чтобы лица, склонные к паразитизму не оказывались бесконтрольными, т.е. такие люди должны быть ограничены во власти.
Всё это достаточно близко к идеям коммунизма (но с полным отрицанием какой-либо классовой борьбы и вообще противопоставления разных групп людей). Также это близко к идеям Жака Фреско (но в отличие от последнего не является утопией, предполагает движущей силой социум, а не абстрактную "систему ценностей").
Предложенная концепция имеет еще много деталей, о которых тут не сказано, требует обсуждения и принятия обществом. Теоретически из неё следует возможность построения справедливого общества.
Комментарии