По Марксу-Энгельсу, переход от одной общественной формации к другой в мировой истории - это всегда прогресс. Так вот переход от первобытно-общинного строя к рабовладельческому тоже являлся прогрессивным. То есть, племена стали распадаться с развитием индивидуализации в первобытном обществе, основанном на возникновении у индивидуалов своей, т.е. частной собственности. Люди вышли из пещер, из стойбищ, в которых доминировала общественная (племенная) собственность, и стали образовывать селения, а затем и города с четкой локализацией того, что у каждого имелось - вещей, строений, орудий труда, продуктов и т.д. Зачатки капитализма появились, как видим. именно тогда. Излишки своих вещей люди стали выносить на рынок, сначала обменивая их на другие вещи, а потом и продавая их за деньги. А до этого ни рынка. ни обмена. ни денег ни у кого не было. Каждые племена пытались построить рай только для своего племени, и такого у них НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ. Короче, все разошлись по своим деревням со своей собственностью, где им было лучше.
А почему - лучше?
А потому что в своем доме для своей семьи можно быстрее построить рай, чем сразу для всех, для всего племени. И многие тот или иной рай себе строили, и это видели все остальные и понимали справедливость этого положения. Они видели, что тот, кто много работает, кто умен, кто хозяйственен, кто имеет много таких же друзей и тд - тот всегда будет выше других по социальному положению.
Вот эта мысль и загубила всю общественную собственность первобытно-общинного строя...)
Негативым структурным элементом рабовладельческого строя, однако, явилось рабовладение. Если при первобытном строе противников племени (при войне) если не съедали, то уничтожали, то при новом строе они выставлялись на рынок в качестве трудоспособной силы. И многие стали покупать их и использовать в наращивании своего домашнего "рая". Рабы стали товаром, приравнивались к вещи и стали входить в комплекс частной собственности определенных хозяев.
С тех пор и началась борьба угнетенных групп людей за свое освобождение, которая пронизала практически всю дальнейшую историю человечества. Далее, как известно, на смену рабовладельческому обществу пришло феодальное, которое полуосвободила угнетенных, - они перестали быть рабами, но остались крепостными, т.е. все равно входили в комплекс частной собственности определенного хозяина. И только капиталистическая формация повергла в прах абсолютный феодализм, вывела крепостных из частной собственности, признав их юридически равноправными с их бывшими хозяевами.
Как видим общественный прогресс определяется вектором перехода от общественной собственности к частной, а обратный процесс - это регресс.
Комментарии