9. Основные положения нового мировоззрения
«Возникшие глобальные проблемы требуют глубокого критического пересмотра системы базовых ценностей и коренных изменений в мировоззрении, – писал Игорь Бестужев-Лада. – Имеется в виду разработка концепции новой ценностной ориентации человечества и нового мировосприятия».
Ещё раньше подобную мысль высказал Альберт Швейцер: «Если мы хотим выпутаться из безрадостного положения, в котором очутились, то люди и народы должны научиться мыслить по-новому».
Сама обстановка в современном мире подсказывает, что место господствующего потребительского эгоистического мировоззрения должно занять разумно-аскетическое, экологическое мировоззрение. Земля – наш общий дом, а в своём доме нужно поддерживать чистоту и порядок. Нужно также всегда помнить, что в нашем доме живут не только люди, что прочие жильцы имеют не меньше прав на существование. В своём доме не нужно бесконечно ругаться, выяснять отношения и драться. Ведь ко всему прочему наш дом – единственный на огромном космическом пространстве. Забывать эти очевидные вещи – чистое безумие.
Русский народ традиционно считается высокодуховным. Но что понимается под духовностью? Кто-то говорит – религиозность, кто-то – нравственность. Наилучший же ответ дали разработчики Концепции общественной безопасности: под духовностью человека в первую очередь понимается его сообразность Мирозданию.
Наши политики любят говорить о многополярном мире. Но на самом деле мир однополярен. Только порядок устанавливает не какая-то одна страна по своему произволу, а законы (или силы), создавшие наш мир. И называется он Естественным порядком вещей. Всякий другой порядок будет искусственным и обязательно, рано или поздно, рухнет.
Мировоззрение и идеология как государства, так и всего человечества должны исходить не из чьей-то фантазии, а из точки отсчёта – из Вселенной. Совершенное государство во всём должно опираться на Естественный порядок вещей, который в ней существует.
Известно, что порядок играет главную роль в существовании и сохранении любой системы. Мир существовал и существует именно благодаря наличию в нём порядка. Само слово «космос» в переводе с греческого означает «порядок», и это говорит о многом. Социологический энциклопедический словарь под редакцией академика Г.В.Осипова трактует порядок, как «упорядоченность, организованность, состояние и условие, при которых всё находится на своем месте и соответственно функционирует» и как «состояние мира и гармонии». Порядок – качество нашего мира, и человеческое общество не может быть исключением.
Естественный порядок вещей является основой мировоззрения и миропонимания, а также выступает в качестве абсолютного критерия оценок. С его помощью можно дать оценку любому явлению, получить ответы на так называемые «вечные вопросы», отличить добро и зло, правду и ложь, справедливость и несправедливость, главное и второстепенное, чем стоит гордиться и чего стыдиться. Без этого критерия основные моральные понятия размываются и теряют свой исконный смысл. «Сущность и смысл любого объекта и явления могут быть поняты в соотнесении и связи с его местом и ролью в Космосе. То есть все должно мериться единой «всеобщей шкалой» Бытия», – утверждает Михаил Веллер.
В наше время всё большее число учёных приходит к выводу, что в основе любого проекта лежит идея. И она может исходить не обязательно от человека. Если размышлять о проекте под названием Homo sapiens, то очевидно он тоже сначала был задуман, а затем осуществлён. Но с какой целью он был задуман? Неужели забавы ради, от нечего делать?
Во Вселенной не бывает случайных вещей, тем более таких сложных, как человек. Совершенно очевидно, что человек был задуман с вполне определённой, конкретной целью. Но читать и слышать приходится о том, что смысла нашей жизни нам не дано понять. Либо его нет вовсе, либо он у каждого свой. А отсюда происходит безответственное отношение людей и к собственной жизни, и ко всему окружающему. Такое отношение, в свою очередь, порождает в обществе хаос и неуправляемость.
«Как может быть бессмысленной жизнь человека, если в природе нет ничего бессмысленного? – спрашивает Кацудзо Ниши. – Всё осмысленно, всё необходимо, всё закономерно, всё имеет смысл. И пусть мы не всегда понимаем, в чём именно состоит смысл, но знайте, что смысл существует. Просто потому, что человек – часть Природы, а в Природе всё имеет смысл».
В государстве нового типа подобное отношение недопустимо. До сознания всех граждан должно быть донесено самое естественное толкование смысла человеческой жизни, которого просто не может не быть.
Назначение человечества – предотвращать энтропийные процессы, возникающие на планете, быть хранителями Земли, сохранять всё прекрасное, что на ней имеется, добиться полной гармонии в отношениях с природой. А жизнь каждого отдельного человека должна быть вписана в этот общечеловеческий смысл. То есть каждый выполняет свою роль в рамках общечеловеческой роли.
Подавляющее большинство населения убеждено в безвредности своего существования для биосферы. А отсюда полная безответственность. Но каждый человек потребляет кислород, а выделяет углекислый газ, пьёт чистую воду, съедает за свою жизнь огромное количество животных, выбрасывает тонны отходов. Вред от жизни человека огромен, но об экологическом следе большинство не имеет ни малейшего понятия. О нём не рассказывают в школах и ВУЗах, не пишут СМИ. Каждый человек обязан каким-то образом компенсировать нанесённый своей жизнью ущерб планете. А государство должно этим руководить.
«Все, что мы получаем от природы: воздух, вода, тепло, солнечные лучи и всё остальное – мы берём у неё в долг», – пишет философ-эзотерик Омраам Микаэль Айванхов.
«Полное преодоление экологического кризиса в условиях кризиса духовного немыслимо, – говорится в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви, – мы изменяем окружающий мир в соответствии со своим внутренним миром, а потому преобразование природы должно начинаться с преображения души».
Душа, как известно, развивается с помощью нравственности, религии и культуры. Потому, безусловно, прочное передовое государство должно огромное внимание уделять этим сферам.
Вот что писал академик Дмитрий Лихачев, в книге «Раздумья»: «…без нравственности не действуют социальные и экономические, исторические и любые другие законы, которые создают благосостояние и самосознание человечества».
Солидарен с ним и патриарх Русской Православной Церкви Кирилл: «В современном мире считается, что порядок в обществе может обеспечить только закон. Но лживые люди всегда обойдут закон. Что же делать, чтобы люди честно выполняли предписания закона? Государство меняет законы, усиливает правоохранительные органы. Но человек, живущий по голосу совести, может не знать законов, но жить в согласии с ними».
«Мне кажется, что наши большие начальники проявляют опрометчивость и беспечность, не занимаясь решением первоочередной задачи – вопросами духа и интеллекта, – отмечает руководитель театра «Сатирикон» Константин Райкин. – Есть странное, очень ошибочное убеждение, что тяжёлая промышленность – вещь гораздо более важная, чем культура. Более того, заблуждение это опасное! Потому что главные беды и опасности происходят на почве бесхозных мозгов и душ. Свято место пусто не бывает. Там, где нет Бога, поселяется дьявол. Главная опасность для нашей страны сегодня идет по линии министерств культуры, образования и науки. Я вообще считаю, что эти ведомства должны быть приравнены к органам государственной безопасности. А госбезопасность требует того, чтобы мы срочно занимались нашими образованием, наукой, культурой и искусством. Потому что сейчас люди существуют без руля и без ветрил, а главная национальная идея – деньги».
10. Естественный закон человеческого мироустройства
Почему-то большинство мыслителей, изучавших сущность человека, обошло вниманием такое важнейшее понятие, как совесть. Между тем, сама её неясная природа побуждает к исследованию. Совесть это то, что как будто знают все, а на самом деле, возможно, никто.
Совесть, как ничто другое в человеке, указывает на своё нематериальное происхождение. Если кто-то в этом сомневается, то пусть укажет, где она находится. И вообще, пусть скажет: в чём её суть?
По существу совесть играет роль компаса по жизни. Человек в чём-то оказался перед развилкой двух (или более) дорог и не знает, куда пойти. Что он делает, если не у кого спросить? Он заглядывает в свою совесть, и она подсказывает. Но в таком случае она не может в полном смысле слова принадлежать одному этому человеку. По той простой причине, что у него нет достаточных знаний и жизненного опыта, чтобы сразу получить правильный ответ, какой дала совесть.
Можно предположить, что совесть – одна из составных частей человеческой души, изначально в неё заложенная. Судя по всему, по замыслу Высших сил о человеке, совести отводилась роль весов Фемиды в каждом индивиде, безошибочно указывающих ему на правильность его мыслей, желаний и поступков. Без этих весов ни человек, ни общество просто не смогут существовать.
В.Т. Лободин в книге «Путь к единству» определяет смысл этого слова так: «Совесть» – Высшие силы, посылающие человеку весть». Согласно патриарху Русской Православной Церкви Кириллу, «совесть – сигнальная система, вложенная Богом в человека». По Виктору Франклу «только совесть может как бы согласовать «вечный», всеобщий моральный закон с конкретной ситуацией конкретного человека».
Нет никаких сомнений, что совесть связывает нас с субстанцией добра, потому что всегда нацелена на добро. Поэтому для всех, кто задумал что-то недоброе, она становится помехой.
«Совесть – самый мощный фильтр и защита от неправедных поступков, – говорит писатель Камиль Зиганшин. – Если провести аналогию с компьютерной сетью, совесть – всё равно, что программа Касперского, защищающая компьютеры от вирусов».
Давно замечено: если бы все люди руководствовались в своей жизни голосом совести, мы бы сейчас жили в совершенно другом мире. Этот мир был бы тем самым светлым будущим, которое обещали лидеры Советского государства или раем на Земле, о котором ещё раньше говорили христианские иерархи. Все проблемы, возникающие у отдельного человека, в семье, в коллективе, в любом сообществе, как и проблемы между сообществами и государствами вызваны дисбалансом между желаниями с одной стороны и совестью с другой.
На основе изложенного, приходит мысль о наличии некоего Высшего закона применительно к человечеству. Поскольку замысел предшествует явлению, логично предположить, что совесть и этот Высший закон возникли одновременно с замыслом о человеке и предшествовали его появлению.
Назовём данный закон Естественным законом человеческого мироустройства и дадим ему такую формулировку: отдельный человек и общество в целом лишь тогда могут нормально жить и развиваться, когда желания и разум находятся в постоянном единстве с совестью.
В этой истине нет ничего нового, она известна с древних времен. Вот, в качестве иллюстрации, слова Аристотеля: «Назначение человека выполняется благодаря рассудительности и нравственной добродетели: ведь добродетель делает правильной цель, а рассудительность – средства для её достижения». Весь вопрос в том, почему зная эту истину, мы не живём по ней? Очевидно потому, что она не возведена в ранг государственного закона.
Комментарии