Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Беседа с Алексеем Ефентьевым Гюрза - В.Довгань

  • Беседа с Алексеем Ефентьевым Гюрза - В.Довгань

    Алексей Ефентьев.

    При любых обстоятельствах самый плохой мир лучше самой хорошей войны, и все же в ближайшие сто лет мир вряд ли кардинально изменится, многие проблемы геополитики, отношений между странами по-прежнему будут решаться силой.

    И граждан России надо еще в детстве и юности приводить к осознанию простой истины: мы живем в стране, которую необходимо защищать с оружием в руках. Не с бутылкой пива…

    К сожалению, в последние годы многие потеряли чувство патриотизма… И не только патриотизма.

    Даже в своем кругу, среди ветеранов локальных конфликтов порой остро ощущаешь: мы, «афганцы» — одно, а есть и другое поколение, другие люди, другое настроение.

    Есть герои Северного Кавказа, иных горячих точек, но уже что-то не то… Мне кажется, «афганцы» светлее: образованнее, богаче жизненным и военным опытом.
    Так сложилось, что они служили в армии, которой боялся весь мир. Была мощь. Действовали правильно.

    И за каждого погибшего тогда спрашивали полной мерой.

    Позднее как-то быстро обесценилась не только душа, а еще и жизнь человеческая…

    Приходилось участвовать и в других событиях, но афганская пора подарила самых ярких людей, самую крепкую дружбу.
    И для всех Афганистан начинался с аэродрома Кабула, как в фильме «9 рота».
    Это была настоящая армия, обученные люди. Туда и рядовой боец не мог попасть просто так, а только через пятимесячные курсы, включающие горную подготовку.

    Даже на войне прежде всего запоминаются не стратегия и тактика, а люди.
    Вот однажды дождливой ночью шли мы через перевал, встретились с «духами», постреляли и разошлись. Мы — сверху, они — снизу. И один из наших, пулеметчик, поскользнулся и — вниз… Там — переполох, стрельба, а потом слышим: «Ребята, все нормально!»
    Он там шестерых положил из пулемета. Вряд ли это можно объяснить только везением. Это был Советский солдат.

    Большинство людей на грани между жизнью и смертью жизнь оценивали иначе. А главное, была идея!
    Не случайно до сего дня в Афганистане «советских» считают хорошими. Мы ведь действительно строили школы, дизельные электростанции и заводы, сажали деревья… Не без перегибов, и все же мы действительно выполняли интернациональный долг. Мы что-то несли туда…

    И никогда не рвали тонкую восточную линию. Местные мирные жители всегда оставались для нас такими же нормальными людьми, как наши, в Союзе.
    Вот, почему в Афганистане сейчас так ненавидят американцев и добром поминают нас. Все познается в сравнении.

    Это сейчас от непоследовательности некоторых решений может поехать крыша, а тогда была идея… Когда ты с душой и с верой — ты паришь.
    С этим и умирать не страшно!.. И никто тебя не бросит. Коль ранили, убили — рота придет, батальон или бригада, но тебя или твое тело заберут, унесут назад… И прилетит госпиталь.
    Теперь все по-другому…

    Что такое Чечня?
    Те же БМП, которые еще в Афгане ездили, те же автоматы (АКМ — 7,62 мм – это сила, любимая моя машина!), а люди уже другие.
    Не было раньше такого разделения в обществе, на войну мог попасть человек из любой семьи.
    Сегодня те, у кого есть «материальная возможность» не служить, отошли в сторону.
    Мало кто обратил внимание на мотивацию одного из главных героев в фильме «Чистилище». Помните, танкисту предлагают за хорошее вознаграждение перейти на сторону противника… А он думает: «Нет, они Серегу убили…». В Чечне солдаты воевали уже не за Родину, а за друга.
    Вне государственной идеи.
    Так нельзя. Идею надо поднимать!

    В России нередко сплеча ломают обычаи, традиции, опыт, наработки, а ведь за всем этим — десятилетия и столетия труда многих поколений.
    И, к сожалению, построить заново что-либо более достойное удается далеко не всегда.
    А ведь все новое должно создаваться не на пустом месте, а на фундаменте прошлого. Кто принесет школьникам живые исторические традиции? Ветеранов Великой Отечественной войны почти не осталось. А ведь какие люди были!

    В библиотеках войск специального назначения хранятся уникальные труды о ведении партизанских действий, гигантский боевой опыт.
    Остались преемники фронтовиков, теперь уже седые.
    Всегда ли к ним прислушиваются?
    Многие доживают свою жизнь позабытыми. Остро не хватает государственного влияния.

    После Косово часть нашу сократили, и сложилась такая ситуация, что пришлось уйти в запас, рано. До сих пор сожалею.
    Так сложилась судьба, что в настоящее время подполковник запаса Алексей Ефентьев является генеральным директором одного из сельхозпредприятий Центральной России.

    КРАСНОЕ ЗНАМЯ НАД БАМУТОМ !

    Владислав Шурыгин: ..Надо сказать, это достаточно важный момент, про само отношение чеченцев к Бамуту, у них даже такая поговорка была - "Бамут никогда не возьмут!"
    Они укрепляли его полтора года войны, пока их с тыла не взяли. Конечно, для них это был такой шок - что Бамут взяли.

    ..Бамут был взят разведротой 166 бригады, которая обошла Бамут по горам с тыла. На подходе к Бамуту передовой дозор разведчиков столкнулся с отрядом боевиков, который тоже шёл к Бамуту. В ходе боя было убито 12 боевиков (тела остались брошены).
    Погиб рядовой Павел Нарышкин и младший сержант Прибыловский был ранен. Нарышкин погиб, спасая раненого Прибыловского.
    Отступившие чеченцы ушли кружным путём в Бамут и там началась паника по поводу "бригады русского спецназа в тылу" (радиоперехват).
    После чего боевики приняли решение прорываться в горы по правому склону ущелья, где попали на выдвигающийся батальон 136 МСБр.
    Во встречном бою было убито около 20 боевиков, потери 136 бригады - 5 человек убитыми и человек 15 было ранено.
    Остатки боевиков были частично рассеяны, частично прорвались и ушли в горы. Ещё около 30 было набито в течении суток при преследовании авиацией и артиллерией.
    Именно отряд разведчиков 166 бригады и вошёл первым в Бамут. Именно эти контрактники и были сняты в репортаже Невзорова.

    ..Собственно в самом Бамуте боя вообще никакого не было. К этому моменту чечи оттуда рванули во всю прыть и тяжёлый бой был на склоне ущелья, где блокировала Бамут 136 МСБр.
    Я о нём писал. "Бой" для Невзорова, действительно, был снят через два дня после взятия Бамута по просьбам разведчиков, которым захотелось "увековечить" свой подвиг.
    Сняли, кстати, хорошо. На фоне тогдашней прочеченской "чернухи" - это было здорово!

    Константин Масалёв ("Костя Питерский") : И всё-таки Бамут мы взяли! Когда оборонявший Бамут отряд при перемещении попал в засаду (между мостом и бродом), после боя крепость стало некому защищать, и когда в Бамут вошли, там уже было только несколько боевиков на миномётах и дшк (они потом в сторону ингушетии ушли).
    Так и взяли. Правда по совести Бамут боевики, действительно, долго держали, но воевать с империей - дело неблагодарное...

    …Брали Бамут красиво. "Чехи" за год зарылись здесь в землю, как говорится, "по самые брови".
    Настроили "дотов", "дзотов", нарыли траншей, ловушек и блиндажей. Командовал обороной один из любимцев Дудаева, правая рука Масхадова Ахмед Закаев под ружьем у него было около тысячи боевиков из отборных дудаевских частей.


    Полк "спецназа" "Борз" (Волк), личная гвардия Дудаева, отряды наемников с Украины, Афгана, Саудовской Аравии и Турции. Артиллеристы, инженеры и корректировщики- дезертиры, перевербованные пленные из России, безнадежные предатели — и потому озверевшие, отчаянные. Под сотню гранатометов, ПТУРы, несколько танков, орудия, и даже система залпового огня. Плюс выгодный рельеф — село почти на три километра утягивается в ущелье, извиваясь среди лесистых вершин, господствующих над равниной, где стояли русские части.
    Плюс подземелья бывшей ракетной базы, способные выдержать ядерные удары. Плюс "братская" Ингушетия с тыла, которая как верная собака облаивает и не пропускает через себя русских "гяуров". В общем все для того, чтобы сделать Бамут непреступной твердыней...

    "Бамут — никогда не возьмут!" — Эту скороговорку, как заклинание, твердили на грозненских базарах, писали на стенах, скандировали из толпы.

    Войска развернулись перед фронтом обороны и перемещались, отвлекая и обманывая "привычной тупостью" чеченцев, не подставляясь, впрочем, под их огонь. А через горы, по лесам в обход Бамута, пошли ударные штурмовые группы мотострелковых бригад, усиленные разведротами и ротами "спецназа".
    Привыкшие считать леса своей вотчиной, жившие здесь, как дома, дудаевцы не позаботились о том, чтобы хоть мало-мальски укрепить Бамут со стороны гор. Не ждали, не верили.

    …На четвертые сутки разведчики 166-й бригады водрузили красное знамя над Бамутом.
    Потом, правда, по указанию свыше, заменили его на новодел — власовский штандарт.
    И все же первое знамя над Бамутом было красным...
    ( вполне возможно , что иенно за эту дерзость ,, Гюрза,, не получил , звание Героя России )

    К субботе 25 мая все было кончено. Бамут пал. Больше сотни боевиков погибло в засадах и попало в плен. Трофейного оружия собрали целую гору.

-5