Мораль и нравственность.
Это противоположные по сути философские категории из области этики.
Мораль – принятая в данном конкретном обществе система норм и ценностей, призванная регламентировать взаимоотношения людей. Монархическая мораль отличается от социалистической; криминальная мораль преступных группировок отличается от религиозной, и т.д.То есть она производная тех общественно-политических и экономичевких отношений, существующих на данный момент в обществе. Обществу, находящемуся в стадии «надлома», разделившемуся на множество социальных групп, соответствует «мультиморальность». Группа, занявшая привелигированное положение, ощущает неудовлетворение прежними мральными правилами, ущемляющими её (группы) претензии на доминирующую роль. Она присваивает себе право установки тех правил общественной морали, которые способствуют упрочению её (группы) главенствующей роли во всех сферах общества: законодательной политике, экономике, нравственности. Мораль может со временем измениться до неузнаваемости (как, например, произошло в России в XX веке), диктуя прямо противоположные принципы поведения.
Из этого следует, что моральные принципы в обществе устанавливаются законодательно и за нарущение правил общетвенной морали может наступить предусмотренное законом наказание.
Однако нравственная сфера зачастую вступает в противоречие с официальной, насаждаемой доминирующей группировкой моралью. Мораль направлена в первую очередь на самоутверждение, а нравственность – на бескорыстный интерес к другому человеку. Нравственность наиболее близка к идеалу, к универсуму. Одними из главных нравственных ориентиров считаются отношение к другому, как к самому себе, и любовь к ближнему, а значит, нравственность изначально не приемлет насилия, презрения, унижения, ущемления чьих-либо прав. В регулировании нравственных отношений главенствует СОВЕСТЬ. Совесть - это внутреннее сознание добра и зла, способность распознать качество поступка, чувство побуждающее к истине к добру, отвергающее ото лжи и зла. Чувство ответственности за свое поведение. Это умение осознать, что ты поступил плохо.
Право регулирует лишь общественно значимое поведение. Оно не должно, например, вторгаться в личную жизнь человека. Более того, оно призвано создавать гарантии против подобного вторжения. Объектом морального регулирования является как общественно значимое поведение, так и личная жизнь, межличностные отношения (дружба, любовь, взаимопомощь и т. д.).Способ правового регулирования — правовой акт, создаваемый государственной властью, реально складывающиеся правоотношения на основе и в пределах правовых норм. Мораль регулирует поведение субъектов общественным мнением, общепринятыми обычаями, индивидуальным сознанием.
Общественная мораль современного российского общества не сформирована. Однако, если проследить тенденцию, то можно утверждать, что формируется она на основе понятий криминальной элиты, тогда как в сознании большинства населения закреплены моральные принципы социалистического общества. Эти принципы невозможно изжить за короткий промежуток времени. Они будут ещё долго передаваться от поколения к поколению до тех пор пока не придут к согласию с нравственными принципами, в основе которых лежат устоявшие в веках библейские Десять заповедей Господних. Эти принципы допускают толкования в различных религиозных конфессиях, но суть главной, первой заповеди, остаётся неизменной: «Принеся клятву однажды – не изменяй ей…». Ленин и идея Коммунизма для советских людей это святое. Не стоит посягать на народные святыни потому что это приводит не к единению, а к противостоянию в обществе. Не нужно делать камнем преткновения мавзолей В.И. Ленина. Не нужно создавать ложных представлений о мнимых противоречиях с православными традициями. Идея уничтожения мавзолея не оправдана ни с точки зрения религиозной морали, ни нравственности. Святые мощи Святого Сергия и других христианских святых, сохраняемые столетиями в «раке», тому пример. В мире существуют и другие мавзолеи, сохраняющие для поклонения тела своих вождей, отцов-основателей: в Анкаре, Турция, мавзолей Ататюрка; в Пекине, Китай, мавзолей Мао Цзе-дуна. Можно найти другие примеры.
Вернёмся к нравственным истокам общечеловеческих ценностей. Призовем Совесть для формирования общественной морали во Власти. Попробуем всем миром разбудить совесть совесть в нашем Президенте и Правительстве. Согласен, что это почти не достижимая цель. Совесть это внутренняя нравственная ответственность каждого человека за свои дела и поступки. Власть чувствует свою безнаказанность, порождающую безответственность. Нравственные категории для неё не существуют. Значит надо напомнить о них и воспитать их… Нам не нужно бессовестное правительство.
Я предлагаю автору статьи поговорить о «перевёрнутой нравственности».
Комментарии