Самое свежее

Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу! Вадим Жук. Пронеси, Всевышний! Алексей Рощин. А где пятый?

Моряк в седле

  • Морской волк
    «Милосердие – это не кость, брошенная собаке, а кость, с собакой поделенная.»
    Дж. Лондон
    С десяти лет Джеку (родился 12 января 1876 года в пригороде Сан-Франциско.) приходилось зарабатывать себе на жизнь, а после окончания начальной школы он поступил работать на консервном заводе, где за 12 часовой труд ему платили всего один доллар. В шестнадцать лет Джек решил покончить с нищетой и «скотской жизнью». Заняв деньги у кормилицы, покупает шхуну и становится «устричным пиратом». Его задачей было – забраться в чужие садки, наловить устриц и к рассвету доставить перекупщикам. Отчаянный пират, как и Устричный король – «капитан Джек» смог на некоторое время залатать дыры в семейном бюджете. В это же время Джек получает высшую квалификацию бродяги, бомжа – «Хобо», или «Человек дороги». Джек был замечен властями Сан-Франциско и его даже пригласили на службу в рыбачий патруль. Море и тяжелая поистине собачья служба закалили характер Джека. На патрульной должности надо было работать как следует, драться до крови и пить до полусмерти, подтверждая репутацию начинающего Морского Волка. От отчаяния Джека спасают книги. Это рассказы о морских приключениях Р. Стивенсона. Повести профессионального моряка Г. Мелвилла с его «Моби Диком». Но самым любимым автором становится Р. Киплинг.
    В советские времена, от послереволюционной разрухи до перестройки, американского писателя Джека Лондона (настоящее имя Джон Гриффит) издавали немыслимыми тиражами. В рюкзаке каждого романтика, спешащего за туманами, северными ветрами, запахом тайги, розовой чайкой, были книги «Моряка в седле». За двадцать лет морских скитаний, томик Дж. Лондона, вместе с книгами В. Гиляровского, непременно были и в моей каюте.
    12 ноября 1893 года был опубликован первый рассказ принявший участие в конкурсе «Тайфун у берегов Японии», занявший первое место с гонораром в 25 долларов. Но далее Джек Лондон, прежде чем стать популярным автором, получил 650 отказов от различных редакций. В этом же году начинается финансовый кризис, известный тем, что в США резко увеличилось число безработных и босяков. Для скатившихся на дно была создана Армия Спасения, Дж. Лондон проникаясь идеями социализма, решил присоединится к ней. Он становится дорожным странником, Рыцарем Дороги. В новом сообществе ценились «хорошие парни», смышленые, а порой одаренные рассказчики душещипательных историй из жизни. Разоблаченное вранье, как и косноязычие, каралось чаще всего побоями. Джек признавался потом, что такого количества великолепных историй ему не доводилось больше слушать никогда в жизни. Армия Спасения двинулась на Вашингтон добравшись до знаменитой реки Миссисипи, и тут Морячок проявил себя наилучшим образом. Выбравшись со своим плотом в авангард флотилии, он ухитрялся подчищать продуктовые запасы, приготовленные для всей армии. Лучшая обувь и одежда также доставалась их плоту. Джек стал истинным зачинателем великой идеи «автопробега» Остапа Бендера, с той лишь разницей, что орудовали «борцы за справедливость» на реке. В Армии Спасения Джек так же услышал немало интересных ораторов и собеседников – социалистов. Правда когда остатки «трудармейцев» АС прибыли в Вашингтон их арестовали: за вытоптанные цветы на газоне у Белого Дома. Марш на столицу США провалился, и хотя Джек успел дезертировать раньше, его все же арестовали в приграничном городишке Ниагара-Фоллс и посадили в окружную тюрьму. Знакомство с жизнью люмпенов подкинуло ему немало увлекательных историй. Этого материала хватило на сборник очерков «Дорога», напечатанных в 1907году.
    Вернувшись домой после скитаний, 19-летний автор пока еще одного газетного рассказа пытается продолжить учебу в школе, усиленно занимаясь самообразованием. Окончив так же подготовительные курсы, он без труда поступает в Калифорнийский университет. Но выдержав экзамены за первый семестр, Джек почувствовал, что с университетом придется расстаться, отдавая предпочтение работе в прачечной Бельмондской военной академии, как подготовке к «золотой лихорадке».
    1896 год, именно в эту пору началась «золотая лихорадка», на купленной Америкой у России Аляске (1867), где было обнаружено золото, особенно в Клондайке. Лондон, сколотив собственную группу, в июле 1897 года отплывает в Ванкувер. Добравшись до реки Дайи, для дальнейшего следования, Джек Морячок строит свои лодки «Юконские красавицы» и добирается на них до порогов «Белая лошадь», где устраивается паромщиком на порогах, зарабатывая баснословные деньги, переправляя через них в Доусон искателей золота и приключений. Самому Джеку ни одного грамма золота добыть не удалось. Для добычи требовалась не кустарная лопата и лоток, а техническое оборудование. «Золотая лихорадка» оказалась красивой мечтой, очередной всеобщей авантюрой.
    Но зато Джеку удалось добить другое – бесценный материал для литературного творчества, что дало возможность застолбить свое место на Юконе мировой литературы. В 1900 году Лондону удалось пристроить свои очерки об Аляске и опубликовать сборник рассказов «Сын волка».
    Пережив трудную полярную зиму, потратив «порожные» деньги Джек повернул на обратный путь и когда у «золотоискателя» кончились последние деньги, без гроша в кармане он возвращается домой. Где узнает о смерти отчима и стоящей перед ним проблемой – как прокормить осиротевшую семью.
    И хотя Джека Лондона считают самым лучшим рассказчиком в литературе морских приключений, умение трудится писатель всегда выдвигал на первое место, как лучшее человеческое качество, что приводит его к социалистической идее. В его произведениях есть и чиновники, офицеры. В одних случаях это беспомощные слюнтяи – «Мудрость снежной королевы», в других – безжалостно-бездушные белые люди - «За тех, кто в пути». Общаясь с местными аборигенами и старателями-соотечественниками, писатель услышал немало увлекательных историй, где зачастую полноценность человеческой личности демонстрируют индейские мужчины и женщины, а не физически слабые и коварные белые люди.
    После выхода первых сборников Дж. Лондона, он получает от «Американской ассоциации писателей» предложение отправится на англо-бурскую войну. Но когда Джек добрался до Лондона, война неожиданно закончилась. В 1902 году писатель принимает неожиданное и дерзкое решение, он снимает жалкое жилье в самой «непрестижной» части города – Ист-Энде, населенном бродягами, бездомными пьяницами и проститутками, где по утверждению лондонских журналистов, могли зарезать как ягненка. В лавке старьевщика писатель приобретает «маскарадный» костюм – пиджак с одной пуговицей, грубые ботинки и входит в роль отставшего от своего судна матроса-бича. Собрав огромный социально острый материал писатель возвращается домой и оформляет его в 1903 году в «Людей Бездны». Вывод автора о лицемерах Англии суров и однозначен: «Негодная система управления». Социалистический идеал, как его понимал Джек Лондон в «Людях Бездны» вышел за пределы Клондайка и морских приключений, проникся судьбой маленького человека, заставил задуматься о приближении грядущих революций. По силе таланта Лондон уже приблизился к написанию не только рассказов но и романов. Им становится повесть «Зов предков (1903) где события увидены глазами собаки, помеси сенбернара с шотландской овчаркой, доброго пса, которого продали в настоящее рабство. Возненавидев своих мучителей и разделавшись со многими из них, Бак становится вождем волчьей стаи.
    Кроме литературного труда Лондон занимается пропагандой социалистических идей, выступая с лекциями и на митингах. Социалистическая партия Америки выдвигает Лондона не только в мэры Окленда, но и в президенты США(1905). Но откровенная поддержка любых революций закрыла перед ним множество издательств, в том числе и социалистического толка. Не став мэром и президентом Джек загорается идеей: построить шхуну и совершить на ней кругосветное путешествие. Строилась шхуна «Снарк» по собственным чертежам Лондона, и хотя судьба ее незавидная, на ней в течении двух лет писатель создал один из лучших циклов его рассказов «Любовь к жизни». На шхуне был создан и острый социальный роман «Железная пята», где писатель предвидел фашизацию Европы. На «Снарке» Лондон так же работал над романом «Мартин Иден».
    Джек Лондон – человек кипучей энергии. Реальную жизнь, полную риска и неожиданностей, он ставил выше собственного творчества. Покупая в родном Глен Эллен ферму, Джек загорелся привести в порядок фермерское хозяйство на своем «Ранчо красоты». Он по примеру Л. Толстого поставил перед собой задачу обновить выродившееся породы калифорнийских лошадей тяжеловозов-першеронов. Он так же закупил породистых йоркширских свиней, ангорских коз и овец, культивировал лучшие сорта зерновых и винограда, чтобы поднять сельское хозяйство края. Большую часть времени он проводит в седле, объезжая на племенном жеребце Ошо Бане свои владения. Джек постоянно раздумывает, как улучшить истощенную калифорнийскую землю, варварски эксплуатируемую со времен испанцев. Но его проекты улучшения природы и быта рабочих вызывают насмешки местных фермеров и забулдыг. К писателю присосались сотни прилипал, уверенных, что деньги ему достаются даром. На своей ферме писатель занялся постройкой великолепного Дома Волка. Как в тельняшке, пришла полоса, когда ему стало фатально не везти. «Моряк в седле», так думал назвать Джек Лондон одну из своих книг, но взявшись за не свое дело – строительство, начал терпеть одно поражение за другим. Породистые кони и свиньи то и дело «падали» от «современного» американского содержания на цементных полах. Никому не нужными становились тяжеловозы-першероны – наступила эпоха тракторов и автомобильного бума. Прогулки в фаэтоне на хорошей четверке лошадей были шиком вчерашнего дня. Оставалась идиллическая надежда соорудить Дом Волка, куда Джек собирался пригласить всех своих друзей. Однако и ей не суждено было сбыться. 21 августа 1913 года «Замок социалиста» среди ночи вспыхнул как свеча.
    1916 год, в 40 лет оборвалась жизнь этого красивого и талантливого человека, бунтаря, писателя, определившего путь развития литературы ХХ века. Книги которого были в рюкзаках нескольких поколений романтиков Союза…

4

Комментарии

3 комментария