О массовой душе.
«Невежество, необходимая составная часть той смеси, какой является общество.» Бернард Мандевиль.
«Психология масс и анализ человеческого «Я» - работа Зигмунда Фрейда, где психоанализ использован для объяснения социальных явлений, и поведения толпы. Это самое парадоксальное произведение, где «отец психоанализа» исследует личностные, и социальные аспекты развития внутреннего мира человека, а так же скрытые, глубинные мотивы формирования массовой души. Надеюсь, что эта работа психолога Фрейда поможет понять сегодняшнее состояние майданного общества на Украине.
Попытаемся ответить на вопрос: Что же такое толпа, «масса Майдана», чем приобретает она способность влиять на душевную жизнь человека? Лебон говорил: «В психологической массе самое странное приобретение «души толпы», в силу которой люди совсем иначе чувствуют, думают и поступают, чем каждый из них в отдельности думал и поступал бы.» Отвечая Лебону, Фрейд заявил, что сознательная, умственная жизнь представляет собой незначительную часть бессознательной душевной жизни. Что сознательные действия человека зависят от влияния наследственности, содержащей в себе следы прародителей, следы из которых созидается душа. «За мотивами наших поступков, в которых мы признаемся, существуют тайные причины, в которых мы не признаемся, а за ними есть еще более тайные, которых мы даже и не знаем.»
В толпе, по мнению Лебона, Фрейда и их последователей, стираются индивидуальные своеобразия отдельных людей. В силу только факта множества, человек испытывает чувство мощи, позволяющее, тем же активистам, буксирам, незаможникам и т.п., совершать поступки, которые будучи одинокими, они вынуждены были их обуздывать, скрывать. Толпа анонимна, а при анонимности и безответственности масс, исчезает чувство ответственности, которое индивида сдерживало. Качество толпы – бессознательность позывов, где заключено зло человеческой души с угасанием совести и чувства ответственности. Где зерно совести – «социальный страх» похерен. Предводителями толпы являются гипнотические феномены внушаемости и заражаемости. При помощи разнообразных процедур («кто не скачет тот москаль» и кастрюли на головах) человека можно привести в состояние, что он теряет свою сознательную личность, повинуясь внушениям «майданных модераторов и политологов зомбоящика», лишающих его сознания и своей личности.
В толпе сознательная личность утеряна, воля и способность анализа отсутствует, все чувства и мысли ориентированы в направлении, указанном политиком-гипнотизером. Состояние человека толпы, принадлежащего к психологической массе – такой индивид не сознает своих действий. Под влиянием внушения он в неопределенном порыве выполняет действия противные его совести. Неистовство толпы, намного сильнее и непреодолимей, чем у загипнотизированного, ибо внушение возрастает в силу взаимодействия. З. Фрейд настаивает: «Главные признаки находящегося в массе индивида таковы: исчезновение сознательной личности, преобладание бессознательной личности, ориентация мыслей и чувств в одном направлении вследствие внушения и заражения, тенденция к безотлагательному осуществлению внушенных идей.» Человек не является больше самим собой, он стал безвольным автоматом. И безразлично чем он занят: сжиганием автопокрышек перед ВРУ или блокированием трибуны. Состояние человека в массе: толпе на майдане, партии, фракции – состояние гипнотическое. Партийные лидеры, комбаты, аналитики - эти фигуры как в гипнозе, в толпе занимают место гипнотизера. «Одним лишь фактом своей принадлежности к организованной массе человек спускается на несколько ступенек ниже по лестнице цивилизации.» Т.е. перефразируя Фрейда: в толпе он варвар, существо обусловленное первичными позывами, коему присущи спонтанность, порывистость, дикость, а так же энтузиазм примитивных существ. Фрейд, вслед за Лебоном, указывает на снижение интеллектуальных достижений, происходящим у человека при растворении в толпе. Подчеркивая при этом, что толпа всегда импульсивна, изменчива, возбудима. Ею руководит бессознательное, отчего массы всегда легковерны и всегда легко поддаются влиянию, толпа некритична, неправдоподобного для нее не существует. Чувства массы всегда просты и гиперболичны, разум отсутствует, отчего в ней не знают сомнений и неуверенности. В толпе предпочитаемы крайности, где антипатия превращается в дикую ненависть. Тому, кто влияет на толпу не нужна логика в аргументации, ему надо лишь живописать ярчайшими красками и всегда повторять то же самое. Толпа, сознавая свою силу – нетерпима, она уважает силу, добро же ей представляется только слабостью. От своего героя толпа требует насилия, она испытывает отвращение ко всему новому и прогрессу. Для правильного суждения о нравственности толпы следует признать, что при совместном пребывании в массе, напрочь отпадают все тормозящие моменты и просыпаются все жестокие, грубые, разрушительные инстинкты. Толпа всегда подпадает под магическую власть слов, которые вызывают в ней страшные бури. Толпы никогда не стремятся к истинам, они требуют иллюзий, без которых они не могут жить. З. Фрейд отождествляет массовую душу, в том числе и революционные массы, с душой примитивного человека, где масса - послушное стадо, которое не в силах жить без господина, толкающего ее на такие злодеяния, каких можно ожидать лишь от безответственной власти. Пример тому – «активисты «партии войны» Украины.
Предшественники З. Фрейда - Т. Гоббс, вслед за Б. Мандевилем и его «Басней о пчелах» утверждали: «Люди от природы подвержены жадности, страху, гневу и остальным животным страстям, они ищут почета и выгод, действуют ради пользы или славы, т.е. ради любви к себе, а не к другим. Эгоизм, главный стимул массовой человеческой деятельности.» Анализируя основы общественных связей, во Франции Лебон (1841-1931) выступил с сочинением «Психология толпы», в котором, вслед за Фрейдом, доказывал, что в силу волевой неразвитости и низкого умственного уровня больших масс людей (толп) ими правят бессознательные инстинкты. «В толпе личность устранена, критичность ума и способность суждения резко снижены. Руководит обществами (толпами) не жажда справедливости или равенства, а потребность в пище и невежество."
Сегодня, анализируя побудительные силы поведения майданов, «войны всех против всех» именно идеи Фрейда объясняют бессознательную «душу толпы» Украины. Николай Яременко
Комментарии