Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Сергей Лесков. «Больше вреда, чем пользы»: зачем поправили закон о просвещении

  • В пушкинскую эпоху министром просвещения служил адмирал Александр Шишков, который вошел в историю могучей сентенцией:

    «Обучение грамоте всего народа принесло бы больше вреда, чем пользы. Мы получили бы бесполезного, а то и вредного гражданина».

    Примета ушедшего века? Госдума одобрила поправки к Закону об образовании применительно к просветительской деятельности. Они вызвали шквал критики ученых и всех, кто причастен к этой деятельности. Тщетно! К бабке не ходи, по части наук настоящие профессора – это депутаты. Да и вообще начальство не склонно реагировать на доводы простых смертных, если груженный высокими соображениями воз начал движение с горы. Лишь Наталья Поклонская, услышав аргументы ученых, отозвала свою подпись.

    Отныне надо испрашивать одобрения чиновника на любую деятельность на ниве просвещения. Лекции и конференции, приглашение профессоров и тренеров из-за рубежа, приобретение иностранной литературы в библиотеку. При ретивом желании под раздачу попадет любой блог или передача – по психологии и феминизму, фитнесу, астрологии или бизнес-тренингу. Как быть с комментариями врачей, которые необходимы во время пандемии? Еще пуще – со свидетельствами пациентов? А семейное просвещение? Абсурдные ситуации можно множить бесконечно.

    Авторы ссылаются на необходимость воспрепятствовать антироссийским силам «беспрепятственно проводить среди молодежи широкий круг пропагандистских мероприятий». Святая простота! Запретительный подход к столь деликатной теме – худший рецепт для прививки знаний. В век всесильной информации обходных путей для нее существует множество, всех не перекроешь. Знание, как никакая другая область, нуждается в конкуренции. И мудрость учителя состоит не в запрете, а в том, чтобы показать ученику верный путь и правильное решение.

    В послании Федеральному собранию Путин говорил о необходимости возрождения популярного в советскую эпоху общества «Знание». Поощрительный подход – лучший алгоритм в распространении науки, но чиновнику, живущему по своим ориентирам, на это не хватает пороху. Навечно усвоены заветы полковника Скалозуба: «Фельдфебеля в Вольтеры дам!»

    В середине XIX века, когда мир вступил в эпоху научно-промышленной революции, министр просвещения России князь Ширинский-Шихматов запретил преподавать в университетах философию, поскольку она являлась источником вольнодумства. Нет сомнения, князем двигали лучшие побуждения. Только он строил плотину поперек потока времени…

14

Комментарии

5 комментариев
  • Boris Zotkin
    Boris Zotkin28 апреля 2021 г.+9
    По вопросу просвещения хорошо высказался герман греф. "Зачем нам грамотные и образованные люди? Это смертельно опасно для власти. Что будет, если каждый гражданин РФ будет ДУМАТЬ !?".
    • Дмитрий Тим
      Дмитрий Тим29 апреля 2021 г.+2
      Помним, помним. И вот, наконец, его слова становятся законом. 😡
  • Владимир Чигинский
    Владимир Чигинский28 апреля 2021 г.+3
    на счёт плотины поперёк потока времени, это верно, ну и если резюмировать, то нынешних"строителей" таких плотин ждут не дождутся каждого свой фонарный столб, так сказать персональный, а то они там что то уж заигрались совсем
  • новичок новичок
    новичок новичок29 апреля 2021 г.+4
    С этой убогой во всём, кроме соханения своего награбленного, властью Россия идёт семимильными шагами в ряды самых отсталых африканских стран: по технологическому развитию, по уровню жизни большинства, по демографии, - отставание что от развитого Запада, что от стремительно развивающегося Востока, нарастает с каждым годом - увы!
    • Дмитрий Тим
      Дмитрий Тим29 апреля 2021 г.+2
      Только вот в Африке тепло и бананы растут. ;) А тут, скорее всего, будет просто вымирание коренного населения и в конце концов несколько колоний сильных стран для добычи ресурсов, с работой вахтовым методом.