Сколько всего раз показывали "Место встречи" за последний год по всем каналам – можно только догадываться. Наверное, десятки раз.
Казалось бы, столько лет уже прошло, столько разных детективных сериалов сняли – и Улицы разбитых фонарей (сезонов десять, если не больше), и Менты, и Убойная сила, и След, и Детективы, и разного рода Лесники, Мясники, Пасечники... Однако все равно "Место встречи" все равно вне конкурса.
А почему так? Да потому, что Место встречи заменить нельзя! Нечем!
Не смогли за последние тридцать лет снять детектив такого же уровня. Единственный, который можно успешно чередовать с "Местом встречи" – это Приключения Шерлока Холмса, то есть другой сериал советского производства. И его, кстати, тоже показывают и тоже по многу раз в год.
Что же касается произведений современного российского кинематографа, то всевозможные Менты, Понты, Убойные мощи и прочие Лесники – это фильмы "на один просмотр". Их можно смотреть только из элементарного любопытства, чтобы узнать, чем там дело кончится. Второй раз смотреть в них совершенно нечего. Да и первый – по большому счету тоже. Иной раз начнешь смотреть какой-нибудь современный детектив, и через полчаса уже становится жаль потраченного времени, потому что все построено на штампах и шаблонах. Ни оригинальностью сюжета, ни высоким уровнем актерской игры, ни даже реалистичностью – ничем современные детективы не выделяются.
Типичный современный детектив – это нереально крутые герои, нереально много стрельбы, нереальные полчища бандитов – и все это наиграно, переиграно, наворочено, нагромождено и как правило бездарно.
Впрочем не только с детективами так.
Такая же картина с фильмами о разведке. Есть Семнадцать мгновений и Ошибка резидента с продолжением – обе картины советские, и современных фильмов, которые смогли бы приблизиться по уровню – нет.
Фильм о Великой Отечественной Войне – это Батальоны просят огня. Все, что можно поставить рядом и смотреть из года в год – это другие советские фильмы. Современное кино о войне – опять же на один просмотр, второй раз смотреть не хочется. А многое даже первый раз досмотреть без отвращения нельзя.
Главный новогодний фильм – по-прежнему Ирония судьбы. Современные Ёлки – это снова одноразовое кино, которое мы посмотрели один раз и повторно смотреть там уже нечего.
Все, что можно смотреть из современного кино неоднократно – это Особенности охоты и рыбалки, День выборов и О чем говорят мужчины. Но это примеры комедий, а в других жанрах практически пусто.
Приличные фильмы постсоветского периода существуют, но их крайне мало. Надо напрягаться, чтобы вспомнить. И в любом случае это не то, что можно смотреть каждый год как Место встречи, Семнадцать мгновений и Иронию судьбы.
Не допрыгивает современный кинематограф до советского – ни по качеству лучших образцов, ни по количеству качественных образцов, ни по среднему уровню.
О чем это говорит? О том, что культурный уровень понизился. Понизился культурный уровень кино. Понизился культурный уровень тех, кто делает кино. Понизился культурный уровень зрителей (и как следствие, и как причина понижения культурного уровня кино).
Понизился культурный уровень общества.
И понизился он после ликвидации советской системы.
Не смогли наши "эффективные менеджеры" после ликвидации "клятого совка" сохранить культурный уровень общества на прежнем уровне и наладить производство новых фильмов, которые хотя бы достигали советские образцы, не говоря уже о превосходстве.
Не вытесняют современные фильмы ни "Место встречи", ни "Семнадцать мгновений", ни "Иронию судьбы", ни многое другое.
Хотя и денег вроде стали много тратить на кино, и техника шагнула вперед, а превзойти советский кинематограф не получается.
И не получится.
Потому что советское кино – это было искусство, а современное кино – это один из способов зарабатывания денег. А там, где начинается зарабатывание денег, искусство отходит на второй план и постепенно умирает.
Советское кино снимали с душой и для души, а современное кино снимают с деньгами и ради денег. А деньги – вещь неодухотворенная и все, что делается ради денег – тоже получается неодухотворенным.
Поэтому спецэффектов много, техники много, дорогой техники много, разбитых автомобилей много, пиротехники много, актеры зарабатывают много, режиссеры зарабатывают много, а получается дерьмо. В лучшем случае – средненькое одноразовое кино, но чаще – отстой.
И ведь не только в кино так.
Кино – это отражение нашей жизни.
В жизни у нас все то же самое, что и в кино.
В советское время жизнь была наполнена смыслом, содержанием, мыслью. Люди работали на совесть, вкладывали душу в свой труд – пусть не все, но многие. А сегодня все сводится к деньгам, большим или малым. Сегодня все сводится к покупке вещей и замене старых вещей на новые, а смысла и души в этом процессе уже нет.
Наша жизнь стала такой же плоской и ненастоящей, бессодержательной и шаблонной, как современное кино.
Хотите узнать, где и когда жили лучше – смотрите, где и когда снимали лучшее кино. Потому что кино – это отражение жизни.
Где осмысленное кино – там осмысленная жизнь. Где интересное кино – там интересная жизнь.
Поэтому если современный кинематограф не может предложить достойную замену советским фильмам – значит, и достойной замены советской жизни нам тоже предложить не смогли. И не смогут, пока жизнь будет сводиться к деньгам.
Кино, которое снимается ради денег, никогда не будет лучше того, которое снимается для души.
И жизнь, которая сводится к деньгам, тоже никогда не станет лучше.
Не смогли заменить "Место встречи" – значит и Советский Союз заменить не смогли.
Комментарии