Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Из капитализма в каменный век

  • Если вы собираетесь на курорт в Казахстан, то помните: отдыхать везде хорошо, но дорого! Поездка в Боровое в этом плане не исключение – это ближнее зарубежье, если рассматривать из России (из Омска), курорт федерального значения. Не стоит обольщаться, если не увидите гостей из Германии, Франции, США – цены на бижутерию и шашлык там всё равно завышены. Надо сказать, что тенге меньше рубля в шесть раз, однако этот факт ни о чём не говорит – у вас будет больше купюр и монеток. Боровое не место для грусти, пусть на КПП просят плату за выход в горы. Счастливый человек в Казахстане тот, кто не просиживает время за монитором, не знает, что такое «Блютуз» и посты «Вконтакте», где тебя запросто обругивают, придираясь.

    Знакомый таксист со Старой Московки, где я живу, до сих пор утверждает, что Казахстан прозябает в каменном веке, а жители скачут на лошадях и живут в юртах. Юрта поныне используется во многих случаях животноводами Казахстана и других прилегающих стран ввиду своей практичности, но думать этак про всех жителей степных районов – великая глупость. В современных условиях развития туризма в Центральной Азии многие народы развивают юрточный туризм, например, многие гости Казахстана, Киргизии и Монголии могут пожить некоторое время в юртах кочевников. Этот вид отдыха трансформировался в отдельное направление туризма – Джайлоо-туризм. Во многих городах можно встретить рестораны или туристические объекты со стилизованными или натуральными юртами.

    Давайте заострим внимание на более насущных вещах.

    – В Казахстане единственный современный город – Астана или Нур-Султан, бывший Целиноград или Акмолинск, – с видом знатока рассказывает Иван Зотов, таксист. – Степные казахи приезжают в новую столицу, чтобы поглазеть на одну отстроенную улицу и снова бегут в свои горы! Я был последний раз в этом городе лет двадцать пять назад – от Омска не отличишь!

    Сегодня Нур-Султан (Астана) – один из самых быстро растущих городов на планете, местные его называют маленькой Москвой. Концепция строительства мегаполиса основана на идее о евразийском стиле, симбиозе Востока и Запада. Генплан разрабатывался под руководством японского архитектора Кисе Курокавы. Население города чуть больше миллиона человек, в нём нет разделения на казахов, русских и т.д., жителей называют астанинцами.

    Примерно следующую информацию нам даёт гид, когда мы отправляемся в столицу на автобусе. Слушая «ведущую», я замечаю слёзы на глазах у двух женщин, сидящих со мной по соседству. Переглядываясь, они досадуют, мол, Курган не похож на Екатеринбург и Новосибирск, хотя перспективы у города хорошие.  

    В 1999 году ЮНЕСКО объявило новую столицу Казахстана «городом мира» за продвижение идей религиозной толерантности. Нур-Султан носит статус особой экономической зоны. В 2018 году здесь открылся Международный финансовый центр «Астана», работающий по принципам британского права. Столица делится на две части протекающей через город рекой Ишим (Есиль). Зимой в городе экстремальные температуры – сибирский холод, а летом – изнуряющий зной; круглый год дуют сильные ветра. Помочь сделать климат мягче должен «зеленый» пояс – к 2020 году площадь зеленых насаждений в городе должна достичь 100 тысяч гектаров. 
    Ежегодно в Нур-Султане вводятся в строй десятки строительных объектов.

    Футуристическая архитектура в городе удивительным образом переплетается с азиатскими мотивами и хай-тек, богата отсылками к Парижу, Санкт-Петербургу, Москве, Абу-Даби, Пекину, Токио, Сиднею, Афинам. Нур-Султан – город бизнеса, науки, образования, спорта и культуры. Здесь работают крупнейшие казахские ВУЗы, проходят концерты мировых знаменитостей, международные конкурсы и спортивные соревнования. В 2011 году Нур-Султан принимал 7-е зимние Азиатские игры, а в 2017 здесь с размахом провели международную специализированную выставку EXPO 2017.

    Проезжая вдоль высоких и архитектурно богатых кварталов Нур-Султана, я обращаю внимание на широкие и ровные дороги. Замечаю отсутствие пробок. Гид хвалит первого президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. Показывает строительство монорельсы надземного транспорта.

    – Метро строить не решились – почва болотистая, а надземный транспорт запустят скоро! – гид будто радуется, делясь с нами государственными планами. А мне, честно говоря, обидно за родной город. Почему? Метро у нас начали строить и бросили. Комплекс «Арена Омск» уходит в болото, разрушаясь.

    За разговорами нас привозят к мечети Хазрет Султан. Со стороны мечеть выглядит величественно, красиво. Я первый раз захожу внутрь мечети, меня впечатляют высоченные потолки, мраморные колонны, везде чистота и тишина. Здесь огромное количество свободного пространства. Выйдя из мечети, я прохожу в Национальный музей Казахстана. Вход в него бесплатный. Следующим нашим пунктом становится «Дворец Мира и Согласия». Здание это в виде пирамиды, сделанное из стекла. Площадь пирамиды 28 тыс. кв.м., высота 62 метра, основание 62х62 кв.м.

    – «Дворец Мира и Согласия» – это оснащённые современным оборудованием конференц-залы и выставочные зоны, художественные галереи, презентационные комплексы и многое другое, – рассказывает гид. – Лифт здесь движется по диагонали. На самом верхнем этаже находится конференц-зал. На стеклах нанесены изображения голубей.

    Туристы из Омска, Калачинска и Кургана, рассматривают достопримечательности, открывши рот. Многое их поражает до глубины души. Они в полголоса обмениваются впечатлениями:

    – У нас бы такое в городе!

    В башне Байтерек также здорово. Это сооружение из металла со стеклянным куполом сверху, высотой 97 метров. Внутри лифт поднимается на смотровую площадку, оттуда открывается прекраснейший вид на город.

    Пять часов в столице Казахстана, признаться, мало. Катаясь по городу, здесь нужно провести хотя бы дня два-три, как в Санкт-Петербурге. Можно увидеть спиралевидные небоскрёбы, называемые в народе «пьяные дома». Башню, напоминающую по форме зажигалку (её так здесь зовут) и другое.

    От общего давайте перейдём к частному – где мы отдыхаем и что кушаем?

    Надо сказать, что поездка в Боровое (по-казахски «Бурабай») – первый мой выход с семьёй в её полном составе. Я весело провожу время с женой, двумя детьми, моими мамой и папой. Последний жалуется, что его насильно затаскивают на сомнительный курорт, хотя потом не жалеет в итоге.

    Мы останавливаемся в отеле «Алтын Кун» – не дорогом, зато комфортном месте для отдыха. На территории отеля располагается бассейн (взрослый и детский), веранда, бар, детская площадка, специальные зоны отдыха, где можно использовать гриль и мангал. Внутри отеля открыта игровая комната, маленький спортивный зал, «ванна» (внутренний бассейн), хамам, сауна.

    Неважно, сколько достоинств и недостатков имеет место вашего отдыха, главное – насколько вы себя в нём чувствуете. Если не брать во внимание давно осыпающуюся внутреннюю и внешнюю отделку отеля, неухоженные кое-где номера, женские волосы и пыль на ковриках, нечищеный пруд, оголённые при механизмах провода, крепко страдающую ржавчиной душевую кабину, то можно всё-таки вдохновиться, выйдя в горы вместе с экскурсоводом. Выход туда обязательно оплачивается, экскурсовод просит разрешение на КПП. Восхождение на самую высокую гору Кокшетау или на менее крутую Окжетпес, но сопровождается гидом и парой скалолазов. Куда бы вы ни пошли, вам предлагают «полазить» по верёвке за отдельную плату. Покорение высшей точки горы (пики) – также оплачивается отдельно.

    Бизнес в Боровом построен так, что своим ходом прогулки в горы запрещены. За соблюдением этого правила следят лесники. Если вас впервые обнаруживают в горах без гида – выносят предупреждение. Второй раз – выписывают штраф. Из-за туристов, которые в прошлом оставляли в заповедниках непотушенные окурки и большое количество мусора, проблем у частных предпринимателей лишь прибавилось. Участились случаи судебных разбирательств по поводу нарушения техники безопасности на высокогорье. Туристы, паникуя, срываются в пропасть, а правоохранительные органы разводят руками, мол, никто и ни за что не отвечает, поскольку перед выходом стороны не подписывают никакие документы. Не сулит хорошего отсутствие вертолётов МЧС и лицензированных специалистов по скалолазанию. Короче, если вы в Боровом, экстрим вам обеспечен. Это не Алтай, не Иссык-Куль и не Черногория, где безопасность туриста – первейшее дело.

    Что мы кушаем на курорте? Что нам приготовят в отеле или в кафе, или что мы купим на рынке сами. На территории Борового нет супермаркетов, как, например, в Белокурихе (Алтайский край), магазины в широком смысле слова – в ближайшем населённом пункте плотней – в Щучинске, скажем. Выпечка по меркам жителей свежайшая, хотя выглядит залежалой, а напитки вкусные и приготовленные сегодня, это кумыс (кымыз) и шубат – усвоятся не каждым желудком без осложнений. Кушать на свежем воздухе хочется часто, особенно если вы участвуете в продолжительной экскурсии, благо, что цивилизация предлагает биотуалеты.

    Мысли на курорте «разбегаются», потому что вы – вдали от работы. Стоит о себе не позаботиться или забыть «мелочь» (ключи, паспорт, деньги, кофту) – напомнит разве что мама или супруга. Вот почему ездить далеко лучше с кем-то и планировать поездку заранее, как это выходит у деловых людей. Ещё вы возвращаетесь в себя, обыкновенного и вдумчивого, когда встречаете земляков – они действуют на вас как напоминание.

    – Виктор Власов, это вы? – обращается ко мне девочка лет двенадцать. – Простите, не знаю вашего отчества. Я читала вашу повесть о любви ниндзя «Красный лотос» – очень мило, потом смотрела пластилиновый мультик «Красный лотос», сделанный учениками школы № 99.

    Она играет на детской площадке вместе с младшей сестрой, а я там – со своими детьми.

    – Я живу на Старой Московке, знаю, что вы тоже там живёте! – делится девочка впечатлительно.

    Насколько приятно пообщаться с землячкой по поводу себя самого – вы бы знали, дорогие читатели! Я оживляюсь мгновенно, советую прочитать предысторию «Красного лотоса» – роман «Последний рассвет», а потом «Сон в зимнюю ночь» – повесть в нашем времени. Маргарита – ученица школы.

    Маргарита показывает содранные о камни горных валунов руки и коленки, жалуется на скользкий ковёр из сухих колючек на земле.

    – Мам, смотри, это известный омский блогер и писатель Власов! – указывает она пальцем, когда на площадке появляется женщина лет сорока.

    За десять дней отдыха в Казахстане я встречаю с дюжину омичей, причём пятеро из них живут в одном со мной районе. Сюда приезжают отдыхать те, у кого не много средств, чтобы платить за роскошь и развлечения. Удобствам и оригинальности курорта Боровое далеко до условий, созданных в известных базах отдыха на территории Алтайского края, Киргизии, Турции, Египта и Вьетнама, но воспоминания и фотографии остаются самые яркие. Засыпаешь в Боровом под пение мулы – рядом находится небольшая мечеть, а просыпаешься от притока прохладного горного воздуха, если открыт балкон. Ничего что в отелях по соседству может «греметь» музыка до часу ночи – на дискотеках там проводят досуг такие же непривередливые люди. Всегда есть возможность искупаться в большом озере, восхититься великолепной природой и наесться досыта в различных кухнях азиатского направления. 

1

Комментарии

7 комментариев
  • Вадим Б
    Вадим Б1 сентября 2019 г.
    с днём знаний Вас.
  • Вадим Б
    Вадим Б1 сентября 2019 г.
    учителя бедно живут. На всех фотках одни и те же шорты
    • Виктор Власов
      Виктор Власов2 сентября 2019 г.+1
      Лень просто менять было. Ещё парочка была с собой!
  • Вадим Б
    Вадим Б1 сентября 2019 г.
    лично у меня шорт 3 штуки
  • Вадим Б
    Вадим Б2 сентября 2019 г.
    я тоже в отпуске в жару шорты ношу, футболку и походные сланцы - в них ходить мягко и можно купаться, не снимая