Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Миролюбие развивает полноценную личность

  •  

    В нашей школе с углублённым изучением отдельных предметов проходит День самоуправления – на педагогическом совете мы решаем это коллективно. И ведут уроки дети прямо в День учителя. Директор школы передаёт полномочия здравому старшекласснику – Равилю, это грамотный и серьёзный парень, обладающий крепким голосом и основательными суждениями. Заместители директора – стройные и звонкие девицы, тоже старшеклассницы. В общем, многие остаются довольными. Ребята ждут этот день с нетерпением, чтобы проверить, насколько они способны толково научить другого – младшего и непоседливого коллегу.

    Известный русский писатель сказал: всё хорошее в человеке надо проецировать, эта задача под силу педагогу. Размышляя над его словами и перечитывая замечательные рассказы и повести о близких сердцу людях, добавляю, что педагог – это не профессия, а призвание. И старшие школьники могут преподать урок и оставить о себе лучшие воспоминания. Лично мне не пожаловался ни один ученик. Думаю, что и другим учителям тоже.

    – Захар! – спрашиваю одного нерадивого мальчишку-пятиклассника. – Как было на уроке?

    – Тихо и мирно, – кивает он. – Занимались повторением и отвечали на вопросы. Непривычно немного – произносит Александр Юрьевич по-другому!

    – Неужели никто не подрался и не кричал? Никто не расспрашивал, смотрит ли Санёк «Хельсинг», «Клеймора» или «Берсерк»? Играет ли в «Ведьмака» или «Батлфилд»? Слушает ли «Фейса»?

    – Не-ет, – качает он головой быстро-быстро. – Всем было интересно сделать задание. День самоуправления ведь раз в году, Виктор Витальевич!

    Соглашаюсь. Бесспорно.

    Тихо и мирно было ещё потому, что ребята не хотели подвести дорогих учителей, которые задолго до этого оригинального дня работали с ними, увещевая. Дети – народ миролюбивый, стоит лишь попросить и напомнить. А педагоги – носители мира во всех его проявлениях. В них терпение, строгость и взрывная радость к познанию одновременно. Разное оно такое – это красочное миролюбие, одухотворяющее и научающее, открывающие. Как объятия священника приносят неожиданную радость, так и возможность узнать новое – также окрыляет.

    Знаете, а ведь в нашей школе работает Школьный Объединённый Коллектив – называется он кратко – «ШОК», им руководит Святкина Надежда Владимировна и старшая вожатая – Сорокина Любовь Борисовна. Эти педагоги, по сути, создали волонтёрский отряд, который распространяет идеи миролюбия. Духовная нравственность – это то, что мы видим и в каждом спектакле, когда ненароком чувствуем влагу на глазах, осознаём своеобразие показанного и значение игры актёров. Это надежда на будущее и картина лучшего мира, живущая в нас, как память и здоровье, или лучшее наше внутреннее устройство – совесть.

    Идея миролюбия не может прийти из ниоткуда. Распространиться как аромат, например. Это мысль, внедряемая регулярно, исходящая не от инопланетян – от людей, как мы сейчас и наши предки. Миролюбие – это стремление к сохранению мира, мирных отношений между людьми. Как же этого достигается в рамках школы? И какие проекты реализуются, направленные на его формирование?

    Моя коллега по учительскому цеху, Ирина Анатольевна Логинова, покинувшая Омск вместе с мужем-военным, задаётся таким же вопросом. Она, кстати, активно участвует в различных педагогических конкурсах и больше всего на площадках, где есть возможность прочитать доклад, поделиться опытом работы. Несколько абзацев она присылает мне в социальной сети – из своего недавнего выступления перед родительским коллективом.

    – Как же наших детей обучить миролюбию? Я считаю, что необходимо начать с изучения основ православной веры. Нужна тяга к знаниям и соблюдение христианских заповедей. Важно показать детям, что православие – не сухая доктрина, не чуждая философская система. Это опыт жизни. Соработничества в единстве с Богом, общении с Богом. А что значит православная вера? Слово «православная» в переводе с греческого – «ортодоксия». «Ортос» означает верное, правильное. А «докса» может быть переведено и как слава, мнение. И поэтому в России перевели как правоверие. Богатство православной веры предназначено для того, чтобы постигать его всю жизнь, в меру способностей каждого ребёнка. Чтобы войти в Церковь и начать жить церковной, миролюбивой жизнью, нужно очень мало. Но маленького человека необходимо за руку привести в храм, нужно, чтобы ребёнок видел личный пример родителей, педагогов и начал подражать поведению взрослых, но потом сам и осознанно начнёт открывать для себя глубину православной веры.

    Итак, путь постижения православия – это путь длиной в жизнь, – однажды сказал мне протоиерей Олег Цветков – настоятель Храма в честь Воздвижения Креста Господня. – Бог никогда не придёт к человеку сам, если человек не хочет этой встречи, но будет вразумлять через жизненные обстоятельства.

    Как вразумляют и приводят к миролюбию педагоги?

    – Мы, как наставники обязаны привить ребёнку уважение к основам православия, – продолжает дальняя коллега. – Благодаря изучению основ православной веры мы воспитываем детей миролюбивыми и законопослушными. Православие – не психотерапия, не самовнушение, это образ мыслей, жизни ребёнка. Церковь – это место, где через совершающиеся Таинства на нас изливается благодать, то есть благой дар Божий. Задача педагогов, помочь ребёнку чувствовать радость от общения с Господом и всем духовным миром. Необходимо создать условия, чтобы ребёнок чувствовал себя членом одной большой православной семьи и жил по законам добра и миролюбия. Мы все педагоги, как родители, хотим, чтобы наши дети выросли хорошими людьми. Но мы должны воспитывать ребёнка, помогать его душе раскрыться в светлой мере, проявить все богатства, которые в ней таятся. Поэтому вера воспитывает детей, делая их как можно лучше.

    Мы видим, что через призму истории дети прикасаются к доброму – к русской православной духовности.

    Но Россия страна многонациональная, а это означает, что на её территории живёт много разных народов с другим вероисповеданием, другими традициями, другой культурой, языком. И очень важно изучать эту культуру, понимать и принимать их право на сохранение своих традиций и веры. Ведь важнейшие традиции православия – это традиции милосердия, миролюбия. Что же в последнее время вызывает напряженность в отношениях людей разных национальностей? Чтобы это понять, необходимо исследовать мнение и поведение. И делать это нужно среди обучающихся, ведь они растут быстро. На Майдан, помните, вышла молодёжь…

    Омское региональное отделения общероссийской общественной организации «Российский комитет защиты мира» давно исследует эти вопросы. В 2014 году был открыт центр мониторинга межнациональных и межконфессиональных отношений, реализуются проекты «Вместе на одной земле. Этнокультурное многообразие и межнациональный мир», «Партнёрство во имя мира», «Единство во имя мира», «Культура во имя мира», «Образование во имя мира». Был проведён мониторинг среди взрослого населения и вот теперь проводятся исследования межнациональных и межконфессиональных отношений среди обучающихся 6-11 классов общеобразовательных организаций Омской области и города Омска. А параллельно созданы волонтёрские отряды по распространению идей миролюбия, определены базовые площадки.

    Суть в том, что базовая площадка образовательного учреждения обладает потенциалом по внедрению и тиражированию инновационного педагогического опыта по проведению мониторинговых исследований межнациональных и межконфессиональных отношений среди обучающихся общеобразовательных организаций, реализации проектов, направленных на распространение идей мира, формирование миролюбия, милосердия у детей и взрослых, патриотическое воспитание средствами проектной деятельности.

    Базовыми площадками стали гимназии города Омска: 12,43,140, лицеи: 29, 74, 143, школы: 37, 73, 79, 82, 99, 101, 129, 132, 134, 135, и школы области Ачаирская, Розовская, Пушкинская школы Омского района Омской области, Могильно-Посельская школа Большереченского района Омской области – рассказывает специалист Омской епархии Светлана Петровна Баранцева. Она является заместителем председателя ОРО ООО «Российский комитет защиты мира» и вместе с его председателем Виктором Ивановичем Ерёменко по итогам работы проектов комитета они проводят большой итоговый форум, где отмечают лучших участников проектов, представляют наиболее эффективный опыт.

    Какие задачи ставятся перед педагогами – участниками проектов:

    – Актуализация исторической памяти, использование электронных ресурсов для формирования интереса и уважения к общественной деятельности в защиту мира;

    – Формирование представления о мире как многозначном понятии и высшей ценности современной цивилизации;

    – Раскрытие значимости сохранения и укрепления мира как высшей ценности;

    – Изучение примеров самоотверженной деятельности людей в защиту мира;

    – Формирование понимания, что сохранение мира на Земле может быть достигнуто только в результате активной личной позиции каждого человека;

    – Приобщение детей к труду;

    – Воспитание патриотизма, уважения к своему прошлому;

    – Пропагандировать здоровый образ жизни, развивать коммуникативность, положительные эмоции.

    Дети всего мира изучают в школах культуру той страны, в которой они живут. Общеизвестно, что Православие сыграло ключевую роль в становлении российской государственности. Понять отечественную историю, литературу и искусство – всё то, чем жили наши предки, и то, что отличает современную Россию от других стран, можно только в контексте православной духовной традиции.

    Возвращаясь в нашу омскую школу, где знакомые педагоги организуют детей и ставят весёлые сценки, скажем, для приглашенных на День учителя ветеранов-учителей, хочется отметить, что любая деятельность происходит от сердца и в духовно-нравственном ключе. Наблюдая и общаясь с детьми из школьного коллектива, помогающего проводить праздники, вспоминаешь слова известного педагога Макаренко:

    – «Воспитывать – значит научить жить!»

    Слова классика педагогической мысли актуальны и сейчас, особенно в рамках школьного образования, в связи с новыми образовательными стандартами.

    А еще западают в душу слова Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА:

    – «Для меня патриотизм – это не только любовь к той земле, где ты родился, к народу, в котором рос и был воспитан. Ведь, как хорошо показала наша история, народ может предать и землю, и свою собственную душу. Патриотизм — это, прежде всего, верность Божественному замыслу о твоей земле и о твоём народе. Ради этого не жаль и душу положить, потому что тем самым утверждается правда Божия на земле. А вот для того, чтобы понять этот замысел, действительно нужно очень сильно любить свой народ – но по-честному, не предвзято; любить и знать свою историю, жить ценностями, определяющими дух народа».

0