Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Два отечества


  • Последние сутки, прошедшие с момента объявления о лишении России Олимпиады, принесли много наблюдений. Некоторые из них, яркие, эмоциональные, со временем забудутся. Но другие, слепленные быстротечным потоком обсуждений в одну чёткую картину, заставляют многих наконец увидеть то, что не могло не случиться с нами за последние 26 лет.

    Реакция в первые пару часов была почти монолитная: унижение, бессовестный мухлёж, издевательство над понятием "честность" и тому подобное. Так высказывались и простые люди, и многие аналитики от спорта и политики, и некоторые государственные чины. Со значительным отрывом лидировало мнение, что-де не стоит унижаться, не стоит ехать, как бездомные собаки, под нейтральным флагом, когда у всех остальных спортсменов есть свои государственные атрибуты.

    Однако позже с неожиданной для многих силой выступил весьма слаженный хор другого типа людей: известные шоумены, ведущие телеканалов, видные спортивные функционеры, заслуженные тренеры и спортсмены-миллионеры вдруг очень напористо, даже с претензией (тут Ольга Туханина неплохо написала про чувство этой самой претензии) стали кричать, иногда страшно вращая глазами, мол, ни в коем случае эту Олимпиаду пропускать нельзя, Олимпиада для спортсмена - это жизнь, не пустим ребят - значит, убьём их. Вдруг стали раздаваться очень уверенные голоса, что флаг, конечно, важный атрибут, но есть вещи поважнее: Родина - это человек (в данном случае, спортсмен), а остальные-де и так поймут, из какой страны этот человек. Короче, ехать, про гордость забыть, а те, кто призывает бойкотировать эту Олимпиаду, просто упоротые диванные патриоты, никогда не нюхавшие пота в раздевалке...

    Надо сказать, для многих простых людей (а я себя отношу к обычным простым людям) это было несколько неожиданно. Мы все, так или иначе, после Крыма-2014 жили до сих пор в некоем позднесоветском ренессансе. Нет, товарищи, не смейтесь: мало у кого были иллюзии, что восстановят социализм и водружат красный флаг над Кремлём. Я сам много и по делу обличаю реалии современной капиталистической России. Но что касается сферы общественного мнения, сферы сакрального или, если хотите, просто серьёзного, не профуканного ещё до конца, складывалось ощущение, что есть некое согласие. Хотя бы по поводу государства, как в позднем СССР: на идею коммунизма многие уже плевали, но государство, сильное, могучее, безусловно уважали. ВОВ - священная и народная, перед явной агрессией внешнего врага мы будем стоять бок о бок, ну и тому подобное. Короче, здоровое национальное чувство некоторой общности судьбы, когда дело касается действительно важных вопросов. Мама Россия родила нас тут, и вместе мы братья, хоть и разные. Это не было особо артикулируемо и как-то специально возгоняемо, но многие люди, безусловно, понимают смысл. Нет речи о наводимом политтехнологами националистическом угаре. Скорее, спокойное чувство локтя, когда идёшь в "Бессмертном полку".

    Ну вот. А в эти сутки, пожалуй, в первый раз за долгое время мы увидели, как значительная часть тех, кого принято считать лидерами мнений, селебритиз, просто хорошими спортсменами и тренерами в прошлом, так спокойно, а порой и нагло заявляют, что, мол, флаг и гимн не важны. Некоторые даже договорились до слов вроде "да что вы прицепились к этому куску материи!"

    Случилось натуральное смятение. Одни совершенно не ожидали услышать такое от тех, кто вообще-то призван этот флаг защищать и возносить на пьедестал, другие не понимали, почему эти странные люди в интернете требуют бойкотировать их долгожданную Олимпиаду.

    Останавливаться на предыстории конфликта с т.н. "цивилизованным сообществом" я здесь не буду, сказано уже многое. Вкратце, если смотреть отвлечённо, ВАДА и МОК поступили совершенно паскудно: отстранили спортсменов, вина которых абсолютно не доказана, при том, что сотням других по надуманным предлогам открыто разрешают употреблять допинг и тяжёлые наркотики. Нагло поиздевались над российской позицией. Честностью и не пахнет.

    Было ли это закономерно? Вот здесь Антон Лазарев вполне убедительно написал, что да, как и следует марксисту, искать нужно прежде всего причины экономические, и они явно видны. От себя лишь только бы добавил, что мир, к тому же, всё из-за тех же экономических причин входит в период "поправения", когда публике особенно нужно бросать картинку сильных национальных героев, и доминирование русских совершенно точно нужно было прекращать.

    Ну а теперь, когда фактура и внутри страны предельно обнажилась, какой же вывод мы можем сделать? - Для всех патриотов и просто тяготеющих к сильному государству людей картина мрачная: одно общее на всех Отечество закончилось. Его нет. Наше общество вполне себе зримо разделилось на страты.

    Первая - очень условно, "дворяне" - это те, кто достиг успеха. Кто богат, знаменит, занимает должности и имеет звания, выступает из телевизора. Эти успешные сейчас совершенно искренне болеют, переживают за таких же успешных, как они, или кандидатов в успешные люди. Это совершенно цеховое мышление. Их между собой соединяют невидимые нити общности судьбы и угроз для их успешности. Для них прекратить бороться за социальных успех, уйти в тень, бросить карьеру ради внешних по отношению к цеху вещей - значит, стать лохом, выбыть из касты. Это как слой настоящих дворян после знаменитой "Жалованной грамоты" - красиво жить можно, а служить уже не обязательно. 

    Второй, более многочисленной касте - условно "разночинцам, пролетариям, крестьянам" - можно желать стремиться попасть в первую касту. Можно и даже желательно испытывать восхищение представителями первой касты. Если раньше горожане с изумлением смотрели на шикарные дворцы с позолоченными воротами, то теперь люди смотрят на своих шикующих "звёзд" через Инстаграм. Можно - и даже обязательно нужно! - покупать рекламируемые звёздами товары. Вот на картинке знаменитый футболист. Он держит в руках пачку чипсов. Лох, то есть обыватель, увидев картинку, тянется за кошельком, чтобы взять чипсы. Ведь он вспомнил, как переживал за этих "наших", сидя на трибуне стадиона. Как они на полтора часа стали ему практически родными людьми.

    Короче, "дворяне" откровенно делают на чувствах "охлоса" бизнес. В капиталистическом государстве делать бизнес не запрещено и даже одобряется, но в сферу извлечения личных прибылей явно вошёл и комплекс национально-патриотических чувств. А как любой нормальный бизнес, наш патриотический трестик очень жёстко начал бороться с теми, кто попытается этот бизнес нарушить. И ничего, что подъём патриотизма произошёл на волне возврата Крыма - дела сугубо не коммерческого. Теперь территория захвачена и освоена, и поляну никто больше не отберёт.

    Вот, допустим, хоккеист Овечкин (беру в качестве примера, потому что его история попадалась на глаза много раз за последние сутки). Он ещё до разрешения истории с отстранением сборной принял решение не прерывать контракт с НХЛ и не ехать выступать за российскую сборную на Олимпиаде. Сейчас же хоккеист Овечкин дерёт горло за тех спортсменов, которые хотели бы поехать под нейтральным флагом. 

    Безусловно, хоккеист Овечкин очень талантливый и работоспособный человек. Он честно заработал свои миллионы, играя в трудную и опасную игру. И здесь к нему не может быть и тени претензий. Но посмотрим на т.н. "патриотизм" (а в спортивных кругах он слывёт исключительным патриотом Россиюшки) хоккеиста Овечкина. Ну сколько он имеет сейчас? - Миллионов 200 или 300 долларов, я специально не узнавал. Можно ли сказать, что он полностью обеспечил себя и своих детей? - Определённо, да. Тогда почему же, уже будучи сверхбогатым, патриот Овечкин всё-равно выбирает НХЛ вместо выступления за Россию? - Ответ лежит на поверхности: "...ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше" (Мф.6:21). Ещё раз отмечу: всякое добытое трудом богатство достойно уважения. Но претензия у "охлоса" ровно одна: не надо тогда лицемерить и рвать рубаху за Россиюшку, и при этом делать выбор, исходя скорее из личных интересов, чем из интересов престижа страны. По старинке, по советской привычке, отстаивание интересов страны, чести флага, многие представляют себе по-другому. Наш же хоккеист Овечкин больше похож на персонажа из гениального фильма Балабанова "Брат-2": "...эта, там ещё проценты были."

    Что говорят нам "дворяне" с телеэкранов в ответ на просьбу бойкотировать Олимпиаду? - "Да вы что, спортсмену без Олимпиады смерть! он всю жизнь готовился! это будет трагедия, пытка! худшего представить нельзя!" В то время как все западные СМИ устраивают форменный шабаш по поводу "избиения Путина" и "указания России на её законное место", а народ внутри страны удивляется, как это флаг не важен, когда вот только целых три года твердили только одно, что Россия такая великая, что умереть за её интерес есть величайшая честь, что герои не забыты, телепублика, закатывая глаза, вопит: "Смотрите, вы же сломаете судьбу нашим ребятам, это же верная смерть!"

    А теперь просто задумаемся, что же это за "худшее" после вылета из спорта? Безусловно, психологическая ломка, ведь спортсмены действительно много работают, с самого детства, чтобы выйти в высшую лигу. Но так или иначе уход из спорта ждёт любого спортсмена: будь то травма или просто возраст. Век олимпийца недолог. Ну а что дальше?

    На моём примере: я несколько раз сменил род занятий, пока в 28 лет от роду не стал программистом. Выучился сам, никто не помогал. Начинал с низов профессии, потихоньку приподнялся. Обычная в-общем история для многих наших соотечественников, особенно тех, кто пережил 90-е: тогда профессию приходилось менять часто очень кардинально. 

    Отстранённый молодой спортсмен мог бы пойти работать программистом? Водителем? Человеком рабочей специальности? Менеджером? Открыть свой бизнес? Продолжал бы он после этого любить свою Родину? Я знаю ответ: да, мог бы. Нет ничего необычного в жизни человека обычной судьбы. Я лично знаю одного такого, который выступал в Сочи-2014 в олимпийской команде, а сейчас трудится, и весьма успешно, в совершенно далёкой от спорта области. 

    Но для тех, кто вышел в селебритиз, в телезвёзды и работники микрофона, возвращение вниз, в страту обычных людей, есть, судя по истошной реакции, самое страшное. Рухнет история успеха. Исчезнут рекламные гонорары, доступ к аудитории, сладкий привкус славы. Начнётся обычная жизнь гражданина России. И это, по их мнению, слишком большая плата за отстаивание государственных символов. Интересы своей страты вошли в явное противоречие с декларируемыми интересами престижа государства, и закономерно для классового общества победили. Вот уже и Президент Путин, прекрасно понимая свой настоящий "ядерный электорат", а именно тот слой людей, которому при его правлении стало очень хорошо и который будет бороться за своё "хорошо", заявил, что никакого бойкота не будет, и вообще надо быть добрее ко всем. А его чиновники фактически признали правоту совершенно абсурдных обвинений беглого российского функционера с диагностированной шизофренией.

    Так что, товарищи, в классовом обществе, как и писал классик, у каждого класса своё Отечество. Мы можем до некоторого времени пребывать в иллюзии, но когда обстоятельства вынудят отвечать как есть, многие, не дрогнув, выберут свою хату с краю, нежели общий дом. Для классового общества это скорее нормально. Сейчас извне нам порезали спортивный пирог, значит, внутри конкуренция за оставшиеся куски будет нарастать. Спортсмены, тренеры, комментаторы это понимают. Кто выбыл из игры и сжёг свою карьеру ради "какого-то там" флага, тот сдал позиции раньше других, тот лузер. Кто, как хоккеист Овечкин, в довесок к обычному медиа-патриотизму ещё и создал движение в поддержку Путина на выборах Putin Team (как-будто Путин и без него не выиграет свои выборы!), тот, наоборот, имеет лучшие шансы в борьбе за высокие места в иерархии.

    Ленин призывал защищать социалистическое Отечество, но всячески выходить из войны, организованной империалистическим. В его время эти перекосы в понимании, что же такое Родина, и кто её будет доить, а кто защищать с винтовкой в руках, были максимально наглядны. Мы же пока, ттт, на примере не войны, а только лишь психологического противостояния с врагом внешним, видим, что и внутри верхняя и нижняя страта отнюдь не друзья друг другу. Классовый интерес рано или поздно берёт верх над привнесёнными извне или из прошлого идеями, которые не дают быстрой экономической отдачи. Как очень удачно написал Сергей Лукьяненко, "если уж достал патриотизм в целях устрашения врага - так доставай с готовностью применить." Иначе возгонка патриотических чувств приведёт к сильным эмоциональным конфузам и обнажению настоящих, фундаментальных противоречий в обществе. И, скорее всего, это не то, чего собиралась добиться правящая верхушка, начиная крымскую историю.
3