Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Дмитрий Ольшанский: В нашей книге много великих страниц

  • Есть такая модная идея - что Советскую власть можно воспринимать исключительно как эпоху оккупации России и насилия над русским народом со стороны иностранцев с инородцами.
    То есть по отношению к Советской власти нужно выстроить ту же модель восприятия, которая работает в Прибалтике, Грузии, Польше, теперь на Украине и проч.
    Идея, честно говоря, соблазнительная.
    Соблазнительна она из-за того, что в двадцать первом веке пропаганда "возвращения в СССР" в разных формах, от политического сталинизма-кургинизма до старых песен о главном стала буквально тем, что так красиво показано в знаменитой сцене фильма "Груз 200": девушка, прикованная к кровати, плачет от ужаса, а маньяк кидает ей разлагающийся труп "воина-интернационалиста" с криком: жених приехал!
    То есть когда вам сейчас, в 2015 году, пихают советское отношение к государству, к национальному вопросу, к ценности жизни, к внешней политике и много к чему еще, - это делается плохими людьми с плохими целями.
    И чаще всего это делают не идейные маньяки, а банальные гангстеры и проходимцы - потому что советский фантом, труп советской идеологии помогает им "цеплять" людей, вызывать у них доверие и держать их в пассивности и подчинении (поэтому из советского набора берется не все, а только нужное: призрак социальной справедливости гангстеры аккуратно обходят стороной, зато тему "дома надо сидеть" и "дядя великий, дяде виднее, дядя сам все решит" пользуют невероятно активно).
    Отсюда и возникает понятное желание отцепиться от советизма вообще. Попрощаться с ним навсегда, объявив его внешней оккупацией, привнесенной инфекцией - чтобы как следует оттолкнуться, "отстроиться" от того, на чем так гнусно спекулируют власти "Федерации" вот уже двадцать лет.
    Но если временно отвлечься от вопросов мифотворчества и пропаганды, то это, к сожалению, неправильный путь.
    Потому что советское, хотим мы этого или нет, стало слишком большой частью русского.
    Двадцатый век, бывает, отчаянно хочется отменить (мне - так уж точно), но его не отменишь, и наше государство военно-промышленного модерна было таким, каким было, хоть я бы с удовольствием и поменял его историю не то что на англосаксонские, а даже на самые провинциальные латиноамериканские варианты - уж очень людей жалко.
    Людей безумно жалко, но русская история состоялась именно такой, и объявить ее советскую эпоху сугубо внешним насилием (неважно даже чьим) без всяких органических основ в национальной культуре - значит отказываться от всего того, что слишком значительно, чтобы от этого отказаться.
    И я говорю не только про очевидные "достижения" вроде наличия в русской культуре Маяковского, Эйзенштейна, Родченко или Платонова, но и про кошмары и мясорубки, про ВЧК, Колыму и Ржев, которые с помощью "Щепки", "Колымских рассказов" и воспоминаний Николая Никулина оказываются именно внутренней трагедией русской культуры, и именно в этом смысле обогащают и учат, тогда как точка зрения "мы к СССР никакого отношения не имеем, во всем виноваты грузины, евреи и прибалты", возможно, полезна как инструмент пропаганды, но - что-то очень важное она отбирает навсегда.
    Все это, впрочем, не означает, что я как-либо оправдываю советские преступления, или отрицаю тот несомненный факт, что руку к ним приложил далеко не только русский народ.
    Просто когда ты имеешь дело с уже случившейся трагедией, полезнее извлечь из нее смысл, найти в ней масштаб и заставить ее работать на величие своей культуры, в том числе и страшное, трагическое величие, - нежели объявить ее чистым недоразумением, кровавой случайностью, вроде нападения бешеной собаки в подворотне.
    И потому я думаю, что правильное отношение к Советской власти и ее наследию - это смесь значения античности для европейца со значением революции и Наполеона для французов.
    В нашей книге много великих страниц - но была и такая, жестокая и трагически важная.
    Поклоняться ей странно и вредно, но и опровергать ее глупо.
    Она - это скульптура.
    Мраморный бюст мертвого генсека, генерала, пионера или шахтера, медленно зарастающий диким виноградом, и с отбитым краешком носа.
    И, проходя мимо кладбища советской истории, будущий русский человек остановится на минуту и внимательно посмотрит на чье-то каменное лицо.

1

Комментарии

1 комментарий
  • Поляр Поляр
    Поляр Поляр27 октября 2015 г.
    Текст - стандартный срез извилины среднекультурного интеллигента, жертвы "перестройки", определенно россиянина, получившего стандартное образование, научившегося правильно и грамотно строить фразы и прочитавшего валовой продукт "перестроечной литературы". Это никак не повлияло на развитие его интеллекта, не затронуло в его душе никаких чувств, присущих русской натуре. И сегодня он бы с радостью сменил свою судьбу "не то что на англосаксонские, а даже на самые провинциальные латиноамериканские варианты", а потому, стыдясь и презирая свою варварскую родину, он, виртуально отскочив от нее на достойное "европейца" расстояние, пытается изобразить из себя беспристрастного оценщика русской нации, СССР, ее великой истории...