Окончательное разделение христианского мира на Западный и Восточный произошло через мировоззренческое разделение единой Церкви. Через догмат об исхождении Духа Святого.
Греческие богословы утвердились, что Дух Святой исходит только от Бога-Отца и НЕ исходит от Бога-Сына, а западные - и от Бога-Сына.
Для дальнейшей эволюции и существования, т.е. истории обеих цивилизаций, это имело глубочайшие последствия.
Если Дух Святой исходит и от Бога-Сына, то здесь содержится утверждение, что Он исходит и от человека. Соответственно, такая культура воспитывает в человеке ответственность не только перед ВНЕШНИМ Творцом, но и перед собственным Духом в самом себе. И каким бы малым Он ни был, человек получает веру в себя, в своё личное самостоятельное достоинство и таким образом ИЗНУТРИ Он обязывает человека к ответственности и перед самим собой в любой его деятельности.
Если же Дух Святой НЕ исходит от Бога-Сына, то Он не исходит и от человека! Отсюда выстраивается культура упования исключительно на ВНЕШНЮЮ СИЛУ! Через молитву, пост и послушание. Всё, что человек утверждает ОТ СЕБЯ, в такой культуре не только не поддерживается, но логично подозревается в "гордыне". А христианский идеал для личности, путь к обожению видится не через собственное творчество, а только в умалении себя перед ВНЕШНИМ Богом, в благодати молитвенного лицезрения Бога. Этот восточно-христианский нравственный идеал наиболее отчётливо выражен в исихастском монашеском самоотречении. Монаху для максимального праведничества бывает мало полностью отказаться от своей воли в этом мире. На этом последовательном приуготовлении к "жизни вечной", к спасению через самоумаление, самоотрицание перед Богом он нередко завещает даже имя собственное не оставлять на своей могиле под крестом!
В результате могущественная Византия стала последовательно слабеть, что в конечном итоге привело её к гибели. И все православные страны в христианском мире стали самыми технологически отсталыми и, кроме России, оказались на сегодня в обозе внутренне более организованной западной цивилизации.
А ускоренное развитие западной цивилизации стало происходить, когда там произошла церковная Реформация внутри католической Церкви, когда в развитие догмата об исхождении Духа Святого от Бога-Сына, в развитие евангельской притчи "о талантах"- от имени Бога-Сына был провозглашён призыв к САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ инициативе человека ко всякому честному труду - в соответствии с его собственными дарованиями. Т.о. человек был объявлен сотворцом Богу, а не "рабом Божьим"! Это и стало протестантской трудовой этикой.
Когда Пётр 1 увидел технологическую пропасть между Западом и Россией, он насильственно взнуздал свою страну на земные, светские цели, дабы спасти от участи Византии. Однако "палка" Петра не произвела и не могла произвести изменение ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ в русском обществе, т.к. это стало всего лишь новым ПОСЛУШАНИЕМ.
Только при Столыпине Россия впервые пришла к адекватному пониманию русских экономических решений.
Но была трагически остановлена большевиками, которые только пропагандистски в протестантском духе объявили, что "человек - творец своего счастья". На некоторое время это даже вызвало энтузиазм молодёжи, однако он быстро закончился, т.к. человек оказался в условиях беспрецедентного принуждения к исполнительскому, а то и рабскому труду.
Сталинская модернизация 30-х - это не результат самостоятельного творчества народа, "освобождённого от капиталистической эксплуатации", а импорт американских капиталистических заводов и фабрик "под ключ" - за зерно, подчистую отобранное у крестьянства, и за золото, добытое заключёнными на Колыме.
Послевоенная великая модернизация - это максимальный перенос немецких технологий и научных лабораторий вместе с сотнями учёных и инженеров, которые работали у нас до середины 50-х. Не будь у нас немецкого технологического толчка - не было бы и Гагарина!
Но как стало в стране после Сталина законодательно ослабевать государственное принуждение и контроль, так синхронно стала возрастать трудовая инертность народа. Это особенно проявилось в сельском хозяйстве, которое оказалось неспособно накормить страну даже хлебом.
Это единственная причина падения коммунизма.
И теперь, когда государство провозгласило, наконец, свободу для трудовой инициативы, мы статистически остаёмся прежними: "ленивыми и нелюбопытными", инстинктивно надеемся не на себя, а на ВНЕШНИЙ мотиватор. Отсюда и не совсем справедливое разочарование "либеральным" правительством.
Но всё будет хорошо! Новое вино обязательно будет заполнено в старые мехи. Институты любви (Церковь и семья) обязательно будут эволюционировать - по ИСТИНЕ! (Если вероучительные Соборы бывали в прошлом, почему им не быть в будущем? Когда-то Церковь и конца света ожидала к круглым датам!)
Мы ещё не осознали силу влияния качественно нового уровня коммуникативности на духовную атмосферу общества, на семью и на Церковь - единственные институты, которые иррационально обязывают человека ИЗНУТРИ к тому или иному отношению к труду.
Статистически мы обязательно станем инициативными и ответственными - настолько, чтобы творческим трудом технологически подтверждать политический суверенитет России в мире.
Комментарии