Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Откуда пошла есть русская безответственность?

  • Все знают выражение: "немецкая работа". Оно означает, что это очень качественное изделие. А почему так? Немцы из особого теста? А если задать вопрос шире: почему все протестантские страны - самые развитые в научно-технологическом и бытовом отношении?

    Прежде, чем ответить на этот вопрос, необходимо рационально посмотреть на основы нравственности.

    Нравственность определяется отношением человека: к себе, к людям, ко всему живому и - к труду. При этом отношение, которое он декларирует, как собственное, и то, которое он фактически имеет, т.е. то, которое его обязывает изнутри, - могут не совпадать!

    Так, знание того, что хорошо, что плохо, полученное через объяснение и доказательство, не обязывает человека ему следовать. Знание вообще не обязывает. Изнутри всякого человека обязывает его ВЕРА в образ себя и людей, возникающая в нём исключительно через ЛЮБОВЬ к тому или иному, тем или иным практическим Выразителям отношения: к себе, к людям, ко всему живому и - к труду!

    Отношение к труду в каждом человеке существует и колеблется по шкале: исполнитель (раб) - предприниматель (творец). Это означает, что не существует деления на исполнительский и творческий труд. В самом исполнительском по роду деятельности труде творческим отношением к нему является ИНИЦИАТИВА КАЧЕСТВА! Так, творческим отношением дворника к своему делу является его СОБСТВЕННОЕ побуждение подмести улицу чисто. А не по причине внешнего контроля.

    К творческому, т.е. инициативному, ОТ СЕБЯ, отношению к труду кроме воспитания через любовь к живому Примеру такого отношения ещё обязывают человека его собственные (от Бога) дарования ("таланты"), за которые человек берёт или не берёт на себя личную ответственность - по любви, какую имеет.

    Таким образом, реальное, истинное отношение к труду у человека создаётся через соединение его веры и способностей!

    (Здесь заключается непреходящее значение, рациональная необходимость культа Богочеловека, адекватного высшей творческой Его природе!)

    В Новом Завете в притче о "талантах" Христом заповедано не только не зарывать их, но и самостоятельно приумножать.

    Протестантизм эту притчу полноценно осмыслил и выразил в своей трудовой этике, как призвание Бога к человеку быть Ему сотворцом!

    В православии же отношение к труду, как к САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЕ во всех направлениях жизнедеятельности, - не осмыслено! В православии труд понимается как ведущее к нравственному спасению - служение и послушание. Т.е. как исполнительство!
    Именно в результате этого все православные страны в христианском мире - самые неразвитые. Статистический православный человек ленив и для качественного труда ему требуется ВНЕШНИЙ мотиватор и КОНТРОЛЁР! Только большой талант имеет свойство сжатой пружины, способной при отсутствии религиозного поощрения изнутри обязывать его к самостоятельной, от себя, ответственности в труде.

    И это не случайно! Это прямое следствие православного догмата о НЕИСХОЖДЕНИИ Духа Святого от Бога-Сына! Если веришь в Бога-Сына только как Исполняющего волю Пославшего, только как Проводника, то и сам - только исполнитель и проводник!

    Отсюда произрастает культура неверия в собственные творческие силы человека, культура упования на ВНЕШНЮЮ силу, на: Бога, царя, вождя, начальника, ближнего, удачу, а то и на присвоение результатов чужого труда! Но не на себя! Более того, всё, что - от себя логично подозревается в грехе "гордыни"! В результате - закономерная общественная стагнация.

    К началу ХХ века в русском обществе наступил очевидный кризис веры. (Тому способствовала и ветхозаветная картина мира, по которой государство всерьёз продолжало просвещать народ.)

    Когда к власти пришли большевики и отстранили Церковь от воспитания народа, они объявили человека "хозяином земли", однако это была только пропаганда, на которую первоначально даже возник народный энтузиазм. Однако ему было уготовано ещё более принудительное исполнительство. Абсолютное! До войны сажали за опоздание на работу, а крестьянство попало в такое крепостное право, какого не было в России никогда! Что в конечном итоге привело народ к лагерной мудрости, что хорошая работа - та, где ничего не надо делать! В результате экономическое отставание от внешнего мира и вынужденное ослабление режима. В 60-е уже сажали только "за тунеядство". Коммунистическая власть в поиске экономических стимулов для трудового энтузиазма народа кроме пропаганды человека - ответственного хозяина тупо продолжала опираться на коммунистические святцы, что все средства производства должны принадлежать государству. Она религиозно не могла их вовремя отбросить, как Китай. Отчего коммунизм у нас и сдох вместе с развалом страны. А в Китае он без потрясений перешёл в патриотический капитализм, назвав это полное перерождение коммунизма его "китайской спецификой".

    Россия сегодня - это народ, статистически патерналистский, несамостоятельный и в наступившей свободе украсть-не украсть, что плохо лежит; хорошо или плохо положить асфальт при недостатке внешнего контроля, от себя - БЕЗОТВЕТСТВЕН!

    И теперь, в свободе, нам нужна на свой лад - под луковками - протестантская по сути трудовая этика. Чтобы батюшки и родители каждому русскому ребёнку проповедовали: ты - не "раб Божий", ты - сотворец Творящему Богу! По обустройству собственного дома, собственной деревни, собственной страны, собственной Вселенной! И чтобы родители не били детей по рукам, когда они делают что-то "неправильно". Пусть пробуют и ошибаются. Детскую инициативу надо всячески поощрять.

    С огромными издержками в ХХ веке Россия выходит на столбовую дорогу развития человечества, на которую она вставала ещё до революции, но не удержалась. Надежда, в первую очередь, не на образование, а на институты любви, коими являются Церковь и семья. Но на Церковь и семью - пассионарные! 

-3