Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Татьяна Воеводина. О сменяемости власти – или чего не понял Лукашенко

  • Друг на днях приехал из Белоруссии. Сам он не белорус, но долго там жил, распределившись после московского Физтеха. Там женился, родились дети, потом перебрался с женой в Москву, а в Минске остались родственники жены, друзья,  квартира осталась. Всегда очень поддерживал Лукашенко, восхищался тамошними порядками, даже лечиться ездил в Минск.

    Но на сей раз вернулся в настроении смутном и невнятном.

    Ехал он с мыслью, что в Минске бунтуют либо прикормленные бузотёры, либо те, кому делать нечего и кто работать не хочет. А нормальные, солидные, трудовые, помнящие трудные времена люди – те мыслят взвешенно и практично. И поддерживают Лукашенко, который при котором скромный достаток, стабильность и жизнь советского стиля.

    Оказалось всё не так. Тесть и тёща друга, его жена и даже младшая дочка-подросток – все против Лукашенко и за новую жизнь, хотя живут в Москве. У него в Минске есть друг, а у того – сын-студент, изучающий что-то международное, вроде нашего МГИМО. Ну, те, и старый и малый – прямо спят и видят падение «тирании». Юному международнику вообще мнится, что стоит только сковырнуть Батьку, как его, с его английским уровня А1, поднимут на крыльях демократии и вознесут. Куда? А Бог весть, куда, но что вознесут – точно. А при батькиной власти никакого хода ему нет и вообще сплошная нудьга.

    Наш друг подступал к своим родственникам с единственным и в высшей степени разумным вопросом: «С чего вы взяли, что при новой власти будет лучше? Посмотрите на Украину – там после майдана стало гораздо хуже». Как об стенку горох. Лукашенко видеть не хотят – подай им другого. Любого, хоть бы и хуже. Но – другого. Юный международник вспомнил о сменяемости власти как важнейшем признаке демократии.

    И вдруг меня осенила догадка. Лукашенко (и любой на его месте) своим долгим сидением отнимает у них  надежду. Совершенно пустую, ни на чём не основанную, но – надежду. На то, что вот теперь наконец придёт правильный правитель (правительство) – и настанет полное благоденствие. Что оно достигается долгим и напряжённым трудом – индивидуальным и народа в целом – эта мысль абсолютно не свойственна массовому сознанию. Массовое сознание взыскует чуда.

    А чудо – это нарушение законов сохранения (материи, энергии), т.е. получение чего-то из ничего. Например из замены руководящей физиономии в телевизоре. Были бедные, а потом – р-р-раз! – и стали богатыми, стали жить как в Германии или в иной какой благословенной земле. Только и надо сковырнуть одного и посадить другого...

     

    А дальше? Дальше, очевидно, окажется, что новый – ничем не лучше прежнего, а весьма вероятно, что и хуже. Жить сытнее не становится. Но некоторое время сохраняется прелесть новизны: может, он, новый, поднатореет в правительственном ремесле и дело пойдёт получше? Не пошло? Ну тогда долой его! Мы ошиблись. Надежда возлагается на новую смену картинки. И это повторяется снова и снова.

    За долгие десятилетия, даже века демократия западного типа замечательно настрополилась управлять народными массами, до тонкости поняла, как они мыслят и чувствуют. Без этого понимания управлять нельзя. И это понимали, знали и знают западные хозяева жизни, поддерживающие гигантскую машину манипуляции по имени демократия. 

    А вот советские хозяева жизни этого не умели. И сегодняшние белорусские начальники во главе с Лукашенко – не умеют. Они не хотели знать реальные массы, а жили «в плену иллюзий», как некогда выразился академик Углов по другому поводу. Наши всегда ориентировались не на подлинную ментальность народных масс, а на то, как должны мыслить и чувствовать какие-то книжные идеальные пролетарии или выдуманные классиками и основоположниками народные массы.

    Как именно мыслят и чувствуют народные массы?  А вот как:

    Но знаешь сам: бессмысленная чернь

    Изменчива, мятежна, суеверна,

    Легко пустой надежде предана,

    Мгновенному внушению послушна,

    Для истины глуха и равнодушна,

    А баснями питается она.

    Это, если кто забыл, Пушкин. «Борис Годунов». Есть сведения, что любимое произведение Сталина.

    Я прочитала много книг о массовой психологии, но Пушкин сказал об этом а) исчерпывающе, б) истинно в каждом слове. Ни убавить – ни прибавить.

    Изменчива – всегда готова затоптать прежнего кумира. Мятежна – её легко склонить к бунту. Суеверна – готова верить любому вздору. «Легко пустой надежде предана» – вот то самое, о чём я пишу. «Мгновенному внушению послушна» – при правильной постановке дела, хороших картинках и кричалках люди поверят во что угодно и готовы забыть о собственных выгодах и интересах. «Для истины глуха и равнодушна, А баснями питается она». Никто не стремится подлинно знать, как обстоит дело. Публика жаждет зловещих разоблачений, простых (и в силу это неверных) объяснений, благостных картинок светлого будущего.

    И всё это ей предоставляется в форме демократической процедуры сменяемости власти. Зрелая демократия может себе это позволить: она знает как управляться с массами. А Лукашенко, м-да, проявил наивность.

10

Комментарии

45 комментариев
  • гоша максимилианов
    гоша максимилианов17 октября 2020 г.+10
    Рассуждения верные, а вот вывод сомнительный. Лукашенко вынужден лавировать , чтобы не попасть под западный сапог и в то же время не попасть под российское разграбление. Ломать - не делать, сердце не болит.
  • Серджио Леоне
    Серджио Леоне17 октября 2020 г.+4
    В Лат. Омерике часто менялись режимы без какого-либо толку. Наверно тем буржуазная демократия и сильна, что умеет манипулировать чернью.
  • Александрс Сидоров
    Александрс Сидоров17 октября 2020 г.+5
    Всё так. У нас аналогично. Горбачёв решил, что если сказать народу что пьянствовать вредно, сразу перестанут пить. Что если сказать, что надо выбирать директора предприятия, то выберут лучшего, если сказать, что надо хорошо работать, то сразу все начнут хорошо работать. Затем Чубайс пообещал две волги на ваучер и народ начал активно вкладывать ваучеры. А чего стоит Мавроди?
    • Борис Токарев
      Борис Токарев17 октября 2020 г.
      Я знаю что люди с ночи очередь занимали чтобы обменять ваучер на акции "Альфа-Капитал". Теперь акции, полученные за тот ваучер можно продать за целых 700 рублей.
  • Александрс Сидоров
    Александрс Сидоров17 октября 2020 г.+2
    С аферой Мавроди я разговаривал с товарищем. Ты понимаешь, что если ты получишь большие деньги, то кто-то лишится денег, т.к. в пирамиде другого не бывает и обещанные % невозможно заработать даже на наркотиках. Ответ мне - это их проблемы, они пусть думают, а мне главное-деньги.
  • Александрс Сидоров
    Александрс Сидоров17 октября 2020 г.+2
    Почитайте Сокровища Валькирии-там всё описано.И кто такие гои и изгои и управляющие миром кошеи и люди с мягким мозгом.
  • Алексей Уралов
    Алексей Уралов17 октября 2020 г.+2
    достаточно лишь применить силу, чтобы утихомирить плебс, что Лукашенко и делает. Януковичу пришлось бежать, потому что оказался слабаком. В Киргизии то же самое: не показываешь силу-теряешь власть. В РФ воспитание силой идет также успешно: народ даже не пытается бунтовать.
  • Аркадий Медведев
    Аркадий Медведев17 октября 2020 г.-5
    Аркадий Медведев Поразительно, но именно среди людей образованных и, безусловно, умных часто встречается презрение к своему народу. В ответ Т. Воеводиной я хотел бы напомнить другие стихи Николая Некрасова: Я лиру посвятил народу своему. Быть может, я умру неведомый ему, Но я ему служил — и сердцем я спокоен…" А Лукашенко "отгребает" именно за это презрение и его отношение к своему народу как рабам
    • владимир кот
      владимир кот17 октября 2020 г.+4
      " А Лукашенко "отгребает" именно за это презрение и его отношение к своему народу как рабам,, И в чем это выражается, не продает государственные предприятия или запрещает выезжать за рубеж? Или он оптимизировал медицину(вместе с деревнями и городами)?
      • Аркадий Медведев
        Аркадий Медведев17 октября 2020 г.-5
        Не продает он предприятия не из любви к народу, а потому, что все имущество в стране он воспринимает как свое собственное. Кстати, это не далеко от истины. Как же так получилось, что у такого рачительного народного хозяина почти все предприятия убыточны, а экономика дышит "на ладан" и без дотаций России давно бы рухнула? Насчет медицины вы бы помолчали, так как вы ничего о ней не знаете. Я, будучи гражданином РФ, прожил в РБ 16 лет, занимал немалые в посты в этой медицине и был лично знаком с 3 последними министрами здравоохранения.
        • Павел  Семёнов
          Павел Семёнов18 октября 2020 г.+3
          Что есть убыточность? Вот взять дедушку-инвалида, живущего с семьёй сына - он является убыточным в рамках семьи? По всей видимости, да, ведь толку никакого, ест, дорогие лекарства ест без меры, хлопот с ним по горло. А дети? Сплошные расходы при отсутствии очевидных перспектив, может толк будет, а может обормотами останутся. Есть экономика прибыли, а есть экономика потребления, и либерал-демократы очень любят закрывать глаза на существование второго и сводить всё сущее к первому.
        • Александрс Сидоров
          Александрс Сидоров18 октября 2020 г.+2
          Интересная логика. Медицина плохая, а я занимал в ней важные посты. Так может благодаря Вашей деятельности медицина в таком состоянии?
    • Борис Токарев
      Борис Токарев17 октября 2020 г.+1
      //я хотел бы напомнить другие стихи Николая Некрасова: Я лиру посвятил народу своему. Быть может, я умру неведомый ему, Но я ему служил — и сердцем я спокоен…"// Спорт учебе не помеха. Можно желать своей стране процветания, а людям, живущим в ней всего самого лучшего, но знать что народ легко манипулируем и вчерашних своих кумиров запросто втаптывает в грязь. Та же команда Б.Н. Ельцина с помощью совсем дешевых приемов привела его к власти. А статья просто замечательная и Пушкин - гений.
      • Аркадий Медведев
        Аркадий Медведев17 октября 2020 г.-3
        Хочу Вас разочаровать: элитой манипулировать еще проще, так как она насквозь продажна. Посмотрите историю России: сколько раз элита предавала интересы, и народа и страны. Лукашенко желает процветания, прежде всего, себе и своей семье. А у народа (в отличие от рабов) есть неотъемлемое право выбирать своего руководителя чем народ и хочет воспользоваться. Статья - полный отстой. Типичный комплекс "профессора Преображенского" Пушкин - гений в литературе, а не в социальной психологии.
        • Серджио Леоне
          Серджио Леоне17 октября 2020 г.+4
          А вы так уверены, что народ изберет себе руководителя, а не клоуна, играющего на рояле одним пальцем? Ну это пафосное фуфло про рабов и право выбора слышать приходилось. Мало тому примеров че ли, в той же Киргизии как-то хреново получается народу определиться с настоящим руководителем. И где он у них там, тот, которого из тюрьмы толпа освободила или тот, который очередной кандидат на нары?
          • Андрей Широнов
            Андрей Широнов17 октября 2020 г.+1
            Это вы про ВВП. Тот так же когда то пытался играть на рояле одной рукой...почти;-)
        • Антон Шаварихин
          Антон Шаварихин17 октября 2020 г.+3
          Лукашенко желает процветания, прежде всего, себе и своей семье.Это чем подтверждаеся??? Сидя на торчке может быть...
        • Борис Токарев
          Борис Токарев17 октября 2020 г.-1+1
          //Хочу Вас разочаровать// Если вы меня хотите разочаровать то это еще не значит что я разочаруюсь. В жизни есть: и прожженные манипуляторы и наивные простаки. Для кого-то жизнь это шахматы, а для кого-то крестики-нолики поэтому надо воспринимать всех спокойно. По моему в статье все написано предельно ясно что добавить нечего и если вы прочитав ее пришли к другому выводу чем я то это ваше право.
  • Серджио Леоне
    Серджио Леоне17 октября 2020 г.-2+1
    Я, когда был подростком, очень не любил прославление дорогого ЛИ. Мне казалось, неужели многие не догадываются, что свою трилогию это бровястый чмокающий дед после инсульта и почти в маразме написать не мог. И чтобы не было после его ухода из жизни и политики, мне казалось, что это все к лучшему. Наверно Луку также молодежь воспринимает, с той поправкой, что Саня досиживает в должности уже 3-й десяток.
    • Аркадий Медведев
      Аркадий Медведев17 октября 2020 г.-3
      На демонстрации выходили целыми семьями Это ложь, что бунтует вечно недовольная молодежь. Лука при всем своем административном ресурсе не смог собрать на свои митинги более 40-50тыс. Вы жертвы российской пропаганды, которая точно также держит народ (в том числе и наш) за быдло и ведомых баранов
      • Серджио Леоне
        Серджио Леоне17 октября 2020 г.-1+1
        То, что сторонники Луки не беснуются, еще не значит что их нет и они в меньшинстве. Эта отмазка не канает, но Лукой недовольны уж не молодые, которые за его правление успели состариться.
      • Михаил Русаков
        Михаил Русаков17 октября 2020 г.+2
        А ведь ты иуда как и все либерал демократы. предавать свою родину, свой народ ваша профессия. И судить демократов будут по всему миру.
      • Михаил Русаков
        Михаил Русаков17 октября 2020 г.+2
        Ты врач, твоё дело лечить людей , а не печь пирожки. Образование у тебя есть а ума маловато будет
      • Михаил Русаков
        Михаил Русаков17 октября 2020 г.+2
        Ломать не строить.Дурачок
  • дмитрий жу
    дмитрий жу17 октября 2020 г.-2
    автор права..., ее оценка имеет смысл-- человеческий фактор никто не отменял, достал батька многих своим отцовством, но ведь народ то не дети..., вовремя уйти -- это талант..., но с этой точки зрения АГЛ , совсем не голова..., и достойных преемников не видно, он подумал что будет жить вечно..., ошибся батька, жизнь продолжится и без него, но отсутствие вменяемого преемника , говорит что батька и его команда - не очень умные люди..., права автор, чисто по человечески; а умные пользуются неумными, так что протест будет продолжаться..., и из этой искры неприязни со временем раздуют пламя...,
    • Михаил Русаков
      Михаил Русаков17 октября 2020 г.+2
      И всё что было создано при Лукашенко сгорит. А ты будешь бензинчиком это пламя поддерживать
      • дмитрий жу
        дмитрий жу17 октября 2020 г.-1+2
        не получится у меня..., нет тяги к садизму, да и живу не там. А созданное надо преумножать и защищать, так что не горячитесь гражданин..., растащат все созданное , ломать не строить...,а создал батька много чего хорошего, жалко конечно..., потом будут плакать , но будет поздно
  • дмитрий жу
    дмитрий жу17 октября 2020 г.-1+1
    развод-- дело такое, всякое бывает..., Последователи Сталина такого наворотили..., и кто в этом виноват?, Сгорело наследие Вождя, а все потому что , тоже думал что будет жить вечно..., где сторонники, соратники, товарищи, в итоге одни соучастники и примкнувшие к ним, ну и реформаторы соответственно, а все из-за отсутствия империалистического мышления, и бесхозяйственнисти..., а так да , после нас хоть потоп, может народ и беспокоится , и требует от "батьки" гарантий..., а этот человек возмнил о себе бог знает что, и совершенно безотвтственно относится к народу и стране...., х--ый лидер..., тем более что длительное пребывание у власти очень плохо сказывается на мозгах-- к сожалению - медицинский факт.....
    • Boris Zotkin
      Boris Zotkin23 октября 2020 г.
      "...тем более что длительное пребывание у власти очень плохо сказывается на мозгах-- к сожалению - медицинский факт....." Вы, это, поосторожнее с такими фразами, а то Путин обидится и пришлёт к вам незваных гостей.
  • Андрей Широнов
    Андрей Широнов17 октября 2020 г.
    Хрень. Мнус.
    • дмитрий жу
      дмитрий жу17 октября 2020 г.
      правда глаза колет..., потому и мнешься, а женщина права, баба , она сердцем чует..., и плевать ей на вашу логику. Ибо- такова жизнь.
      • Андрей Широнов
        Андрей Широнов18 октября 2020 г.
        Я мнусь? ;-) Отец родной, из нас двоих лишь только у тебя жим кое где есть. Я в отличие от тебя не под кличкой а под своей реальной фамилией. По поводу бабы которая якобы чем то там чувствует, так она ни чем не отличается от мужика которому заплатили чтоб он написал хрень. А уж зная опусы Воеводиной о всем в чём она ни ухом ни рылом, можно вообще не читать.
  • Аркадий Медведев
    Аркадий Медведев18 октября 2020 г.
    Андрей, Вы бесполезно тратите на этих "знатоков" силы убеждения. Их императив по Канту - себялюбие и самолюбование. И не нужна истина. Им нужно только одно постоянное ощущение собственного превосходства. Это давно писанный случай в медицинской психологии. Вместо того, чтобы пытаться сообща выработать максимально адекватный коллективный взгляд на окружающую действительность, они всякую хрень. Им кажется, что это и есть поиск истины. И еще одно, что их отличает ужасающая безграмотность, невежество и дикая самоуверенность.
    • Серджио Леоне
      Серджио Леоне18 октября 2020 г.+1
      сообща выработать максимально адекватный коллективный взгляд на окружающую действительность,---------------- Действительность паскудная, кто бы знал, что с ней делать. У вас есть что-то сказать, кроме как надо выходить на протесты?
  • Аркадий Медведев
    Аркадий Медведев18 октября 2020 г.
    Но меня поражает, что при активном обсуждении этой темы, никто не задался прямым вопросом: почему все же, несмотря на окружающие мерзости, русский народ до сих пор не поднялся на протесты? Неужели правы "слуцкие" и "воеводины": русские - рабы? Неужели никто не думал над иными причинами этого явления?
    • Серджио Леоне
      Серджио Леоне18 октября 2020 г.+1
      несмотря на окружающие мерзости, русский народ до сих пор не поднялся на протесты?...……………………………. Ну это же элементарно, Ватсон, народ русский живет своей реальной, а не придуманной историей. И потому просчитывает последствия таких крутых поворотов с последующей передачей власти в стране проходимцам. 1000 лет срок все же немалый. Это не 30 лет древнейшей европэйской нации. А последствия эти будут куда болезненней, чем у небратьев, купившихся на пряники госдепа. Да и было уже все у нас это в начале 90-х, разве нет? Был МИД г-н Да, он теперь пенсию омериканскую получает. Угадайте с трех раз за какие заслуги. Вы бы, как москвач со стажем, лучше задались вопросом: а отчего оппозиция так скудна на конструктивные идеи и решимость их воплотить? Слушаю вас внимательно, г-н нераб.
      • Аркадий Медведев
        Аркадий Медведев19 октября 2020 г.
        Ну, что же- грамотно. Народ, который по личному опыту знает, что именно он при всех катаклизмах становиться главным "потерпевшим", не хочет рисковать и вверять то немногое, что на сегодняшний день имеет, разного рода политическим крикунам и провокаторам. Он пойдет лишь за теми, кто приложит реальную программу не революционных, а эволюционных преобразований. И 2 ваш вопрос хорош. Даже по этому сайту видно на сколько убог и низок общий интеллектуальный и морально-этический уровень, так сказать, элиты страны. Серьезные предложения должны начинаться не с революционных призывов, а с глубокого анализа современной политико-социальной ситуации не только в стране, но и в мире. Увы, таких "интеллектуальных гигантов" мало, почти нет, по крайней мере в общественном публичном и медийном поле. Дабы не прослыть пустым резонером, я хочу выложить целую серию статей, начиная от анализа ситуации до конкре
        • Серджио Леоне
          Серджио Леоне19 октября 2020 г.+1
          я хочу выложить целую серию статей...……………………………….. А по-моему, зря стараетесь, г-н хороший, ибо нечего вам сказать. Неужели за 30 лет до вас никто не сумел донести некие идеи, посылы современных либеральных трендов. Вы пророк, мессия, праведник? Вы владеете редким даром убеждения непросвещенных? Вы, наверняка, брали взятки когда-либо в своей жизни и теперь решили подвязаться на новом поприще ибо за это вам платят в какой-то форме. Вы осознали, что поносить раболепствующий народец дело бесперспективное и переключились на констатацию идейного убожества современных российских элит. Ну вот и просвещали бы элитариев, неужели они все так бездарны и глупы.
    • Андрей Широнов
      Андрей Широнов18 октября 2020 г.
      Аркадий, я думаю недолго уже осталось чтоб увидеть что русские не рабы! По моим прогнозам перелом наступит в 2022 году а самое интересное в 2025 году. Великая Октябрьская Социалистическая революция всё так же актуальна как в 1917 году! Иначе России конец от внешних и внутренних врагов.
      • Аркадий Медведев
        Аркадий Медведев19 октября 2020 г.
        Андрей, все революции заканчивались большой кровью, именно народной кровью. Построение гражданского общества- как инструмента его поступательного развития в сторону большей справедливости -это длительный, но перманентный процесс. Это не набор конкретных социальных льгот и законов. Это, прежде всего, постепенное поступательное формирование механизмов (юридических и социальных) нарастающего участия народа в управлении страной.
        • Серджио Леоне
          Серджио Леоне19 октября 2020 г.+1
          постепенное поступательное формирование механизмов (юридических и социальных) нарастающего участия народа в управлении страной. ………………………….. Просто отпад, до вас так красиво словоблудием никто не упражнялся, надо полагать. Это не так, забейте свою пафосно-пошлую фразу в поисковик и окажется, что так было говорено ранее миллион раз за последние десятилетия. Ну так в чем же суть предлагаемых пертурбаций и каков механизм их реализации?
  • Аркадий Медведев
    Аркадий Медведев21 октября 2020 г.
    Просто отпад, до вас так красиво словоблудием никто не упражнялся ............Ты, сопливый щенок, считающий по младости лет и скудности интеллекта, что у тебя есть право оскорблять и судить о людях и вещах, в которых ты ничего не понимаешь. У тебя даже не хватило смелости назвать себя своим настоящим именем. Что ты можешь сказать человеку, который прожил в 2 раза больше тебя и никак тебя не глупее. Твое хамство говорит лишь о твоем комплексе неполноценности, который ты пытаешься купировать оскорблением незнакомых людей.
    • Серджио Леоне
      Серджио Леоне21 октября 2020 г.
      считающий по младости лет и скудности интеллекта...…………………… Папаша, а вот по части вашего интеллекта есть большие сомнения. Все либерал-демократы утверждают о своем великом познании истины и интеллекте, но ничего объяснить внятно не могут. Да нету у вас ничего этого ибо вы типичный болтун или, хуже того, продажный либераст, достойный презрения. Я вот вас, как последнего лоха, спровоцировал на ругательства, а вы тут про свой интеллект. Вас, либерастов, надо не оскорблять, а 3,14здить, пока не обосретесь, а потом 3,14здить за то, что обосрались.
  • Сергей Тихомиров
    Сергей Тихомиров21 октября 2020 г.
    Насколько я понимаю, нынешние проблемы кризиса власти в Белоруссии имеют те же корни, что и проблемы Советской власти в СССР. Функционеры власти - люди вполне компетентные, добросовестные и преданные своей стране и своему народу. Но, как и в позднем СССР, эти ребята в своей массе стали откровенными наследственными карьеристами. Карьеристы необходимы для любой административной системы, поскольку именно они обеспечивают стабильность системы. Но когда в системе карьеристы становятся доминирующим кадровым ресурсом, система начинает с неизбежностью гнить, становится неспособной противостоять вызовам времени и внешним атакам. И страдает в результате страна. И патриотический импульс служения стране в среде чиновников обесценивается в глазах народа именно их карьеризмом. Ситуация становится окончательно неприемлемой и социально безнадежной, когда карьеризм становится наследственным. То есть,
  • Сергей Тихомиров
    Сергей Тихомиров21 октября 2020 г.+1
    То есть, дело не в дури белорусского электората - эта дурь есть всегда у любого электората. Дело в системных ошибках кадровой политики, которые привели к активизации электоральной дури. Социальные протесты, порожденные электоральной неудовлетворенностью стали неизбежными, когда карьеризм функционеров власти стал выражено наследственным, Когда Лукашенко публично и навязчиво превращался из Президента Белоруссии в "папу Коли". А за ним и все административная иерархия. Именно то, чего категорически не делал Сталин. И на чем полностью сломалась бюрократия послесталинского СССР.