Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

В Беларуси вводится конституционная монархия?

  • Согласно предложенному народу проекту Конституции РБ, Всебелорусское народное собрание может приобрести какие-то просто монаршеские полномочия: его решения являются обязательными для всех, оно может давать поручения госорганам, смещать президентов, а бывшие президенты назначаются в ВНС пожизненно. Если это не конституционная монархия, то что?

     

    Проект Конституции был опубликован 27 декабря. Его главное новшество – это целая глава, посвященная Всебелорусскому народному собранию.

     

    Что предлагается

     

    Полномочия этого собрания выглядят впечатляющими. Оно сможет принимать решения, обязательные для всех, а также получит право отменять правовые акты и иные решения государственных органов и должностных лиц, противоречащие интересам национальной безопасности, за исключением актов судебных органов.

     

    И это не все: ВНС также получит право давать обязательные для исполнения поручения государственным органам и должностным лицам, получать информацию от государственных органов и должностных лиц, осуществлять иные установленные Конституцией и законами полномочия, необходимые для реализации возложенных на него конституционных функций.

     

    ВНС будет утверждать основные направления внутренней и внешней политики страны, военную доктрину, концепцию национальной безопасности, программы социально-экономического развития РБ. ВНС также будет избирать и освобождать от должности Председателя и судей Конституционного Суда, а также Председателя и судей Верховного Суда, как и Председателя и членов Центральной избирательной комиссии. ВНС может сместить с должности и президента.

     

    Точный перечень полномочий пока неизвестен, так как компетенция, порядок формирования и деятельности Всебелорусского народного собрания будет определяться законом, который еще предстоит разработать.

     

    Власть в самом ВНС будет принадлежать президиуму, деятельность которого будет определяться тоже пока еще не существующим законом, в котором будет написано неизвестно что.

     

    Также неизвестно, кто и как будет отбирать и выбирать делегатов ВНС. Установлено только, что его членами будут действующий и все прошлые президенты, неизвестно кем и как выбранные представители законодательной, исполнительной и судебной власти, а также какие-то представители местных Советов депутатов и представители гражданского общества.

          

    Таким образом, вся полнота власти в Беларуси фактически перейдет к ВНС, хотя пока с этим ясности нет, так как все зависит от законов, которыми будет установлены его права, финансирование, а также способ отбора делегатов. Ничто не препятствует принять такие законодательные нормы, согласно которым председатель президиума ВНС получит рычаги по назначению в качестве делегатов ВНС своих людей, то есть сам будет выбирать людей, которые будут выбирать его, и приобретет неограниченные полномочия в стране.

     

    Вполне может быть создано нечто вроде Администрации президиума ВНС, к которому перейдут полномочия нынешней Администрации президента. То есть, система управления государством в Беларуси, скорее всего, не изменится, страной по-прежнему будет управлять один человек, только не на посту президента, а на посту главы президиума ВНС. Очень похоже на какую-то разновидность конституционной монархии.

     

    Народ оставлен без выбора

     

    Таким образом, предлагаемое изменение Конституции фактически сохраняет существующую чрезмерную концентрацию власти в руках у одного человека, которую отмечал, кстати и сам Александр Лукашенко. Только если согласно действующей Конституции – это президент, то теперь вся власть будет находиться у председателя президиума ВНС. В проекте Конституции, правда, об этом ничего не написано, но ничто не мешает так сделать, приняв соответствующие законы.

     

    А это значит, что на февральском референдуме народу Беларуси не будет предложено никакого выбора, что делает сам референдум бессмысленным. Чтобы обеспечить выбор, надо предложить проект Конституции, в котором предполагалось бы вместо сосредоточения власти в руках одного человека создать систему их нескольких центров власти, несущих ответственность за страну и обладающих необходимыми полномочиями. Что это значит?

     

    В предложенном проекте Конституции сказано, что «Всебелорусское народное собрание – высший представительный орган народовластия, определяющий стратегические направления развития общества и государства, обеспечивающий незыблемость конституционного строя, преемственность поколений и гражданское согласие».

     

    Таким образом, получается, что другие органы власти за незыблемость, преемственность и согласие не отвечают! Просто какой-то праздник безответственности. Президент, согласно Конституции, является только гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Национальное собрание является представительным и законодательным органом РБ, а Совет министров – просто центральный орган государственного управления. Примерно так же обстоят дела и с другими институтами власти и политической системы РБ. За страну в целом, то есть незыблемость, преемственность и согласие никто из них не отвечает.

     

    Это создает опасность возникновения более глубокого, чем сейчас, кризиса в стране. Если, допустим, председателем президиума ВНС станет Александр Лукашенко, то он обеспечит не согласие в обществе, а сохранение текущего политического кризиса, так как в стране ничего не поменяется, и причины возникновения кризиса в 2020 году новая Конституция не устраняет. А что будет, когда он уйдет со своего нового поста? – Выяснится, что на счет будущего страны в ее руководстве существует множество мнений, а отдавать приказы, чтобы внести определенность, уже некому.

     

    И в стране возникнет хаос, как обычно происходит после смены монархов в случае прекращения династии. Придется снова менять Конституцию, чтобы упразднить ВНС за ненадобностью, а другие органы власти стали отвечать за преемственность и согласив в стране, и получили на это полномочия. Кому-то придется наводить порядок, как в смутные времена в России сделали князь Минин (местная власть) и мещанин Пожарский (бизнес-союзы), взяв управление страной в свои руки.

     

    Поэтому стоит сразу, не дожидаясь смуты и хаоса в Беларуси, разработать новую Конституцию, в которой поручить всем ветвям власти, включая политические партии и общественные организации, обеспечивать стабильность и согласие, для чего следует предоставить им необходимую для этого долю власти. Только такая – немонархическая – Конституция может обеспечить устойчивое развитие Беларуси. А монархия неизбежно закончится смутой.

     

    Более подробно о том, как должен выглядеть нужный стране основной закон, написано в статье «На референдуме нужен третий проект Конституции».

     

    Владимир Тарасов.

     

0

Комментарии

25 комментариев
  • Strannic St
    Strannic St3 января 2022 г.+2
    а вы то что предлагаете? Президента вам Много, Парламент - это место для болтунов (это мое мнение) и не более. Вы то что предлагаете, реально. В данной конституции предлагается ввести коллегиальный орган, что то наподобие съезда советов или съезда КПСС и политбюро.... , как в СССР, и вам это не в пятак. Вы предложите что-либо работающее, чтобы избежать узурпации власти одним. Вот здесь президента окоротили и вам это не по нраву, много власти президенту - тоже не по нраву. Все не так, как надо, нет ребята, все не так, все не так, как надо. Ну а как Вам надо. Вперед, предлагайте. Но реальное, действующее. А то будет, как говаривал Черномырдин - Никогда такого не было и вот опять. Пустые слова о разделении властей. Чтобы власти были реально разделены их НУЖНО разделить, но такого нет нигде, не нужно тыкать пальцем ним в мелкобританию ни СГА... Там это все фикция. Да, видимость разделения
    • Алекс Джонс
      Алекс Джонс3 января 2022 г.+1
      А было время когда парламент мог вызвать министра на ковер и потребовать его отставки, в отсталых западных демократиях это по прежнему происходит.
      • Strannic St
        Strannic St3 января 2022 г.
        например где?
        • Алекс Джонс
          Алекс Джонс3 января 2022 г.
          В России было, до иудейского переворота 93 года. "Хорошая болезнь сколероз, ничего не болит, и каждый день новости". (с)
          • Strannic St
            Strannic St3 января 2022 г.
            Как я понял, вы об СССР, но я что то не припомню там парламента, а на ковер вызывали не в парламент, а на Политбюро... А это несколько иное, даже скажу сразу - совершенно иное. Ну а коли я ошибся, так назовите понятнее эту страну.....
            • Алекс Джонс
              Алекс Джонс4 января 2022 г.
              Все вы прекрасно поняли, просто строите тут дурочку.
  • Strannic St
    Strannic St3 января 2022 г.+2
    (продолжение) Да, видимость разделения есть, но всем там правит бал золотой телец. Там тот более прав, у кого карман наполнен более. Так что ждем-с реальных предложений.... Кстати, эта песня про то, что Лукашенко готовит себе долгую жизнь во власти уже изрядно надоела. Давайте отойдем от пустого трепа и займемся реальными предложениями, которые МОЖНО воплотить в жизньв данных реальностях и спустимся с облаков.
  • Strannic St
    Strannic St3 января 2022 г.+2
    Автор опять напустил страхов, ай ай ай, клиент уезжает , гипс снимают.... Дайте власть народу... Ак как этот народ получит эту самую власть через какой социальный институт? Ну ка, напрягите морщины, предложите, да так, чтобы этот институт был реально действующий. А его то и нет. А все ваши визги от того, что самим то туда хочется, партия, дай порулить, а вот не пущают. А пусти вас, так что же вы сделаете? Да ровно все тоже самое, только еще и хуже. Первое - это начнете делить-переделять, такое всюду.... Так что автор, угомонитесь. Если у вас нет реальных предложений. Треп реально надоел, обрыло уже это все. Борцы за все хорошее против всего плохого. Только вот как вы будете бороться за все это хорошее, коли сами толком мне не можете сказать, что в вашем понимании это самое хорошее. Но чтобы не только для вас, но и для меня, а иначе я не согласен. Вся та толпа, что ходила сносить Лукашен
  • Strannic St
    Strannic St3 января 2022 г.+2
    (продолжение) предлагала такое хорошее, что мне хотелось взять кол и их разгонять.... Ну не нужно мне вот то хорошее, что предлагали нам "друзья" из Нехты и Тихановской. Кстати, они ровно так же бухтели... А в итоге - все тоже самое -0 дайте и нам порулить. А чтобы рулить для людей, нужно иметь державное мышление и державную совесть и закрыть наглухо свой карман и сделать так, чтобы и у тех, кто во власть придет, эти карманы вовсе спороть... Но такого как то не выходит, а выходит наоборот, они еще и мешки тащат свои и своих близких, чтобы понабивать их моим трудом и благополучием... Так что по мне пусть уж этот досиживает, он хоть и не самый лучший, но все же кое как державный, а все эти либералы по мне - просто изголодавшиеся голодранцы, которые и понятия не имеют, как управлять даже маленьким кооперативом, не то что страной. Трепачи.
  • Strannic St
    Strannic St3 января 2022 г.+2
    И еще у автора вопрос задам - что автор понимает под политическим кризисом? Политика -это концентрированное выражение экономики . И Политический кризис -это кризис экономики. Да, но в современных реалиях глобализации кризис состоит не в том и не только в том, что кто-то плохо работает, а в том и в основном в том, что тем, кто пришел уже к "сервированному столу", просто даже подойти к нему не дают, им место уже определено и оно не далее чем в прихожей, а роль - слуги, которого прежде оберут до нитки. А кто с этим не согласен, того и нагибают. Автор, вы думаете, что придя во власть, вы сможете решить сей вопрос. Как? Согласиться на все условия запада? Ну так что тогда станет с Белоруссией. Взгляните на Литву или Молдавию. Прежде оберут до нитки, зачем им проблемы с конкурентами, которых если и нет, то могут появиться, лучше уж сразу обобрать и сделать пожизненными вассалами-попрошайц
  • Strannic St
    Strannic St3 января 2022 г.+2
    (продолжение)вассалами- попрошайками Это новая колонизация, но как бы цивилизованная, но тем не менее людоедская. Уверен, вам нечего мне возразить. Так что пустой подобный треп о политическом кризисе утомили изрядно. Вы ничего путного не сказали, ничего, а на неискушенный ум, к сожалению, это еще действует.
  • Наталия Мещерская
    Наталия Мещерская3 января 2022 г.-3+1
    Картофельное Чмо в своём репертуаре, чтобы не менять, лишь бы само Чмо продолжало править пожизненно, а затем передать власть какому-нибудь прЫнцу Коле.
    • Strannic St
      Strannic St3 января 2022 г.
      а вы что предлагаете?
  • Наталия Мещерская
    Наталия Мещерская3 января 2022 г.-2+2
    А я полагаю (и предлагаю), что за четверть века даже самый распоследний мудак, если он не решил править пожизненно, в состоянии организовать избирательный процесс таким образом, что волеизъявление бульбашей было бы действительно учтено. Что в Бульбяндии можно было бы создать условия для политконкуренции, а ежели главарь не справляется со своими обязанностями, либо надоел, то его всё тем же голосованием спокойно отправляют пасти гусей и выращивать бульбу в колонии особо строгого режима.
    • Алекс Джонс
      Алекс Джонс3 января 2022 г.-1+1
      Тю, в РБ уже монархия, с конституционностью которой большой вопрос. Но самые сладкие и значимые посты уже поделены между родственниками. В РФ то же самое.
    • Strannic St
      Strannic St3 января 2022 г.-1+2
      идеализм и не более. Взгляните на Дерьмократимю в СГА, где правят уже многие десятилетия пара-тройка кланов, не лучше дела и в Германии, Франции.... Вспомните, с какой помпой вдруг неожиданно победил никому неизвестный Макрон.... А Англия... Ах да, там тоже демократия... и волеизъявление учитывают этого самого народа.... Развеселили....
      • Алекс Джонс
        Алекс Джонс3 января 2022 г.+1
        А где выхлоп? Почему и них "как у нас", а уровень жизни в 10 раз выше. На семью, скажем, 3 автомобиля.
        • Strannic St
          Strannic St3 января 2022 г.
          Прям в 10 раз, что вы мелочитесь, давайте сразу в 100 или уж в 1000, а то 10 как то мелковато.....
          • Алекс Джонс
            Алекс Джонс4 января 2022 г.
            Как будем мерять? В ценниках и зарплатах? В количестве авто на душу населения? В количестве нажитого имущества на душу населения? Во всех способах соотношение получается именно такое. Как вам 3 авто на семью? В США именно так. 300 млн авто на 350 млн жителей.
    • Strannic St
      Strannic St3 января 2022 г.+2
      Самый распоследний мудак, как вы изволили выразиться - это лишь вершина пирамиды и его власть- это как раз и есть квинтэссенция выражения именно их интересов. Чем шире основание ближайшего круга этого основания пирамиды, тем разнообразнее представлены и интересы этого самого основания.... Так что свобода диктатора всегда ограничена интересами основания. Это же очевидно.... Процесс взаимообратный. Если вершина неугодна ближайшему основанию, ее тихо или с треском сносят и ставят на Елку новую вершинку.... Так было всегда, даже в СССР. Ничего нового. Ну а коли вершина подобрала себе надежное основание, то способна какое то время его контролировать... Нужно делиться, это же так все очевидно. И в большой политике и в частной жизни. Это закон выживания....
      • Наталия Мещерская
        Наталия Мещерская3 января 2022 г.-2+1
        То есть Вы признаёте, что Лукерья диктатор? Никак не можете жить без кнута? Охохонюшки, тяжко жить без Афонюшки, кабы Афонюшка жил, кнуты бы вил, да нас бы бил.
        • Strannic St
          Strannic St3 января 2022 г.
          нет, не признаю... Вы просто желаете видеть то, что вам угодно, верите в то, что Лукашенко или ВВП диктаторы.... Ну на это я никак не могу повлиять. Вера не требует доказательств уж только потому, что она вера.....
          • Наталия Мещерская
            Наталия Мещерская3 января 2022 г.+1
            То есть на двух этих хмырёнышей законы не распространяются, оба они с лёгкостью меняют конституции, продлевая собственные сроки правления, но всё равно не диктаторы, а просто погулять вышли. Это, голубчик, не вера, а объективная реальность.
      • Дмитрий Тим
        Дмитрий Тим5 января 2022 г.+1
        Странник, с вами гестаповцы, что ли пообщались? ;) Как-то очень лоялистски стали петь. А по поводу системы власти - политическая конкуренция, сменяемость, разделение ветвей власти - это хорошо. Пусть даже персонажи мелковаты. Потому что в любой единоначальной вертикали начинает работать отрицательный отбор, и в конце концов воцаряется такой, как Таракан или Моль. Ну или там Мугабе, Пиночет, Пол Пот, Муссолини, Франко - имя им легион.