Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Почему эксперты не могут объяснить, что происходит с экономикой России?

  • Руководство России в условиях кризиса не применяет используемые в других странах меры по поддержке экономики, и это вызывает все больше вопросов в российской прессе. Журналисты обращаются к экспертам, но те не могут толком объяснить, в чем дело. Почему?

     

    Попытку понять причины странного поведения российских чиновников недавно предприняли в Независимой газете. Поводом для этого стало сообщение о намерении правительства Японии потратить 386 млрд. USD на поддержку экономики посредством стимулирование спроса. В связи с этим корреспондент газеты Анастасия Башкатова отметила, что для российских финансовых властей разговор о стимулировании спроса является чуть ли не моветоном, и даже авторы альтернативных программ не предлагают этого.

     

    Корреспондент обратилась за разъяснением к экспертам, ответы которых весьма любопытны. Они предостерегли журналистку от поверхностных сравнений России и Японии.

     

    В частности аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов сообщил, что российская и японская экономика кардинально различаются. Если в Японии наблюдается дефляция, йена укрепляется, а доходы населения высоки, то в России высокая инфляция, рубль слабеет, а реальные доходы населения сокращаются.

     

    Мысль совершенно правильная: между странами сейчас много различий и аналогию между ними проводит нельзя. Для получения правильного результата рассуждений методом аналогии требуется установить между сравниваемыми объектами максимальное количество общих признаков. То есть, чтобы понять на основе опыта Японии, надо ли в России стимулировать спрос, Россию надо сравнивать не с современной Японией, а с Японией в те времена, когда в ней была инфляция, йена теряла позиции, а реальные доходы населения падали. Как это обстоит в России сейчас.

     

    И надо задать вопрос, а использовалось ли в те времена в Японии стимулирование экономики посредством увеличения потребительского спроса? Ответ утвердительный. То есть опыт Японии говорит не против, а в пользу стимулирования спроса в России.

     

    Но у Дмитрия Лукашова нашелся и второй аргумент против подобных мер. Он заметил, что в случае запуска печатного станка экономика получит стимул для развития, но в моменте эта мера обязательно разгонит инфляцию и приведет к девальвации.

     

    Рассуждения совершенно правильные, но тут требуется уточнить один нюанс. Что значит «в моменте», сколько это момент длиться: день, неделю, год, десять лет, и от каких условий зависит его длительность? Вопрос очень важен, так как в США, например уже, наверное, пару десятилетий печатают деньги, и разгона инфляции и девальвации доллара все нет и нет. Некоторые аналитики уже как минимум десяток лет предрекают крах доллара, но тот никак не наступает. Таким образом, момент может быть очень длительным и измеряться даже десятилетиями (в зависимости от некоторых обстоятельств).

     

    Аналитик группы «Финнам» Тимур Нигматуллин также считает, что к идее стимулирования спроса надо относиться осторожно, так как опыт Японии показывает, что «чрезмерное наращивание госрасходов за счет печатного станка или госдолга - тупиковый путь развития». Мысль совершенно правильная, но вопрос только в определении того, какое наращивание расходов является чрезмерным? То есть, аргумент аналитика не опровергает идею о подъеме экономики за счет стимулирования спроса. Он говорит о неприемлимости чрезмерных объемов финансирования. Поэтому тут следовало бы уточнить, какие объемы для России являются чрезмерными – миллиард, триллион, десять триллионов рублей? Это же самое главное, ведь если чрезмерным является десять триллионов, то один триллион вполне допустимо использовать.

     

    Таким образом, анализ мнений аналитиков показывает, что они вовсе не опровергают идею о возможности стимулирования спроса в России. Напротив, они фактически доказывают необходимость этой меры, но в не чрезмерных объемах.

     

    То есть, чтобы понять, следует ли России стимулировать спрос, Анастасии Башкатовой надо обратиться к другим экспертам. Которые сравнят современную Россию с Японией в те времена, когда там были такие же экономические проблемы, как сейчас в России, а также точно определят понятия «чрезмерный» и «в моменте» и опишут условия, от которых зависят конкретные значения этих понятий.

     

    Приведенные же мнения экспертов позволяют понять, почему в российским руководстве считают вопрос о стимулировании спроса моветоном. Там рассуждают так же, как и опрошенные «НГ» эксперты, допуская те же ошибки в рассуждениях. То есть причина – отсутствие умения размышлять, понимания, в частности, правил применения метода аналогии и важности точных определений слов в экономике. Финансы – это точная наука, и такие термины как «чрезмерное» или «момент» могут использоваться только с их точным количественным определением.

     

    Непонимание указанных моментов является существенным недостатком многих российских, да и западных экономистов, который более подробно рассмотрен в книге «Природа и причины российских кризисов. Истинная правда в экономической теории» (https://tarasovhroniki.wordpress.com/). И, что самое печальное, они не ощущают пробелов в собственном образовании.

     

    Владимир Тарасов.

1