У нас любого на улице спроси, какой народ в мире самый талантливый – и каждый без промедления ответит: мы.
И действительно, вся история развития человечества это подтверждает. Бывало, другие народы только принюхиваются и на зуб пробуют, а у нас вещество уже пронумеровано и в специальную табличку занесено. Наш человек придумал, Менделеев – светлая голова!
То есть, народ наш – страсть какой талантливый. По фундаментальным наукам и открытиям никто и рядом с нами не стоял… А живём бедно. Значит, как правильно заметил Грибоедов: горе наше – от ума!
Ведь какая практическая польза от фундаментального открытия? Да никакой! Так, самолюбие своё потешишь, а продать за хорошую цену и чтобы доход постоянно в государственную казну капал – невозможно. Поэтому позже на базе фундаментальных открытий и начали всякие полезные устройства придумывать. Мы в этом деле тоже неплохо шли. Паровоз, радио, самолёты Сикорского, мобильная связь – всё наши умельцы изобрели!
Изобрести – изобретём, а на массовое производство выйти, чтобы в других странах за доллары продавать – не получалось. Так в импортозависимость и впали.
Помню, Медведеву отечественный йотафон демонстрировали. Дмитрия Анатольевича тогда только из кабинета с табличкой «Президент РФ» перенесли в кабинет с табличкой «Председатель правительства РФ» – и с ним по инерции ещё продолжали делится некоторыми секретами государственной важности.
Вексельберг ему рассказывал, что это российское изобретение получило высшую награду на какой-то выставке в Лас-Вегасе. Там все просто обалдели! Никому в мире даже в голову не ударяло делать смартфоны с экранами по обе стороны: одна сторона же в ладошке – и как туда заглянешь? «Короче, Apple напрягся», – пошутил тогда Медведев и одобрил намерение на завоевание мирового рынка.
Однако не сложилось. Маркетинга не хватило. А за маркетинг министр торговли Мантуров отвечал. И пригласи тогда Медведев на смотр этой чудо-новинки Мантурова вместе с Вексельбергом, так сейчас весь мир не через айфоны, а через наши йоты общался бы.
Но иной раз и наоборот. И маркетинг удался, и продукция на внешнем рынке хорошо пошла – а к внутреннему рынку приспособить не можем!
Вот ракеты – снаружи нарасхват идут. Многие государства в очереди стоят, чтобы на наши же кредиты их приобрести. Когда Владимиру Владимировичу вице-премьер Борисов докладывает про «Сатану» и «Кинжал», то россияне гордостью заходятся, перед телевизором встают и гимн петь начинают.
А как задача ставится по выпуску гражданской продукции – кроме кастрюль ничего не получается. Да и те в торговлю не берут, у конверсионной кастрюли себестоимость выше бронебойноного снаряда.
То есть даже с маркетингом может быть хорошо, а креатива не хватает!
К примеру остро стоит вопрос с отечественными гражданскими самолётами. Суперджет сделали – прекрасная машина, загляденье. А не летает. Нет своего двигателя.
А ракета летает прекрасно. Ну и подключи Борисова к гражданскому самолётостроению. Неужели трудно приделать к суперджету по бокам под крыльями ракеты? Он и полетит.
На внутренних рейсах, конечно, ракеты с холостыми боеголовками лучше использовать. Особенно если рейс на Воронеж. А на международных – это ж два флакона в одном может получиться! На подлёте к пункту посадки ракеты от суперджета открепляешь – и планером на посадку. А ракеты летят дальше по своим делам…
Но это уже другая тема.
Комментарии