Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Общественный строй первославян

  • Об общественном устройстве первословянского общества к началу V в. судить трудно. Одинственным настоящим родником для нас являются данные языка, позволяющие выделить давние общеславянские слова, обозначающие общественные явления, и ранние заимствования общественного словия из иных языков.

    Сопоставляя данные разкопщины и языка, можно сделать некоторые общие выводы о природе словянского общества. Словяне жили в условиях племенного строя. Основной ячейкой общества была община, в основе устройства коей лежало передставление о кровном родстве. Однако уже существовала община, основанная на взаимном соголошении (а не на родстве) — мир [Давность славянского mirъ в значении ‘сельская община’, схоронённом русским языком, удостоверяется общеславянским mirъ ‘весь мир’. Значение ‘община’ — промежуточное межу этим и начальным ‘соголосие’ (ЭССЯ. Вып. 19. С. 55–57)]. Она могла включать как одно поселение, так и несколько. В последнем случае община сближалась по природе с племенем.

    Господствующим в славянском словоупотереблении применительно и к племени, и к общине было слово «род». Сосуществование названий «род» и «мир» находит соответствия в двух основных способах именования славянских племён — по земле (например, «поляне») и по происхожению (например, «кривичи»). Племя делилось на несколько условно кровнородственных одинений вроде большесемейной или отцеимённой общины. Отцеимённое одинение, образовавшееся на основе разросшейся большой семьи и связанное бытовой взаимопомощью, именовалось «дворищем» [Так, в частности, именовался отчий род в позднейшей Белоруссии, состоявший из 5–10 и более родственных больших или малых семей (Этнография восточных славян (далее — ЭВС). М., 1987. С. 173].

    Отдельные племена постепенно одинялись в племенные союзы. Славянское название для таких одинений, промежуточных межу «словенским языком» в целом и отдельными «родами», неведомо. И это при том, что именно они, в первую очередь, и отмечаются в письменных родниках. Давнерусская летопись по волОстному (политическому) устройству именует их вожениями («княжениями»); можно, что иного названия никогда и не было.

    Такого рода союзом к концу первославянского веремени являлось разноплеменное антское «королевство» Боза, занимавшее обширное оземье в готско-аланском пограничье. Как было отмечено выше, оно могло, в свою очередь, входить в одинение аланов-танаитов. Венеды (скорее всего, в пшеворском Повисленье), с коими воевал Германарих, не были одинены в «королевство», хотя и осознаются как некое целое.
    С. В. Алексеев. Славянская Европа V–VIII веков. - М.: Вече, 2009. С. 26 - 28.

1