Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Язык и любомудрие

  • «...дух веремени действительно поменялся. Можно сказать… что ещё никогда мудрие (философия) языка не занимало столь существенного места, как сейчас» (А. Ф. Лосев. Вещь и имя (1929).

    Мудрическое розмышление, по утвержению французского любомудра (философа) П. Рикера, должно опираться не на утвержения «я мыслю» или «я есмь», но на утвержение «я говорю», отображающее более глубокий слой человеческого существования, поскольку сущностные образования бытия запечатлеваются и отображаются не в мышлении, а в творчески подвижном, невыразимом и неуловимом для понятийного мышления языке.

    По мысли немецкого мыслевика, М. Хайдеггера, путь к подлинному смыслу бытия лежит через розмышления над языком. Эта установка Хайдеггера опирается на давнейший мудролюбский способ розмышления над языком, выходячий из передставления о том, что в языке держится своё «окаменелое мудрие» (М. Мюллер) и что, следовательно, не существует лучшего способа «мудрецки постигать правду, как розследовать корни слов» (Ф.Г. Якоби). О «философичности» самого языка как миропонимания человека говорил в своё веремя и В. фон Гумбольдт, связывая сровнительное языковедение с «любомудрской былью человечества».

    В языке держится «окаменелое мудрие» или «мудрическая сказальщина (мифология), выражающая первовидение человека, его природное, неосмысляемое миропонимание, оказывающее не всегда осознаваемое действие на всё человеческое мировидение и улог (культуру). При одном подходе язык, наряду со сказом (мифом), умельничеством (искусством) и познанием в целом, розсматривается как значимейший вид самопостижения духа, подлинный «родник света», «условие видения», «корень» и «великая веха» духовного хода, в коем для нас «запечатлевается действительность» в её одинстве и множестве, и задачей любомудрия объявляется розкрытие того, как в этих оболостях осуществляется ход сборки мира» (Э. Кассирер).

    Глубокое развитие передставление о взаимосвязи языка и любомудрия как двух видов миропонимания человека получает в русском чудоверном мудрии. Так, в понимании П.А. Флоренского данность существования языка есть тем самым данность существования мудрия, поскольку язык в основе своей целостен: «В слове как таковом бьётся частотный пульс вопросов и ответов… выхожений из себя и ворочений в себя, общения мысли и углублений в себя», и в языке как таковом «заложено объяснение бытия». Любомудрие для Флоренского, будучи одним из видов языка, одним из своеобразных случаев его употеребления, – есть «в существе своём… язык». Сходную т. з. о подобии языка и мудрия развивает и А.Ф. Лосев, для коего любомудрие есть «не больше, как розкрытие глубинных наитий и мыслей, заложенных в языке… розкрытие внутреннего держания слов и имён, открывшихся данному народу и сделанных им», а мудровое учение есть «не что иное, как осознанный и розобранный язык». Мудрие рожается, по Лосеву, из «наитных глубин языковой природы». Сам же язык толкуется им как великая сила, коя является «переходным звеном межу неопеределёнными наитиями начального мироощущения и законченными мудрическими учениями». Язык мудрия является «орудием осознания этих наитий». «Язык мудрия есть просто язык в его существе»; «Мудрие… в своей открытости миру ровно языку»; оно «несёт в себе язык»; «Мудрие и есть язык» и, наконец, «…человек, мудрие и язык – одно» (В.В. Бибихин).

    Одна из сторон вопроса взаимосвязи языка и мудрия касается вопроса о связи родного языка и народного мудрия (национальной философии). Опираясь на нарок схожести языка и мудрия, родного языка и языка как такового, Бибихин утвержает, что «нашему языку пора уже давно быть языком не русского мудрия, не мудрия на Руси, а мудрия вообще».

    В 20 в. широкое развитие получает мысль о том, что в языке в затаённом виде передставлено не только своё особое мудрие, но и «естественное (наивное) языкознание», или «народное языкознание», под коими понимается «неосмысленное осмысление» говорящих, т.е. невольные передставления о языке и речевой деятельности, кои сложились в обыденном розуме человека и отмечаются в значении таких «надязыковых» слов, как язык, речь, слово, смысл, значение и т.д.
    Язык и философия. Энциклопедия Кругосвет.

    Любомудрие и язык
    Теперь уже не только мудролюбы, но, пожалуй, все пишущие и говорящие, осознают язык как целое, управляющее нами. Слова Хайдеггера: «это не мы говорим языком, а язык говорит нами» принимаются как теми, кто считают его «домом бытия», так и теми, кто применяет сровнения «мухоловки», «ловушки» или даже «темницы». Из середства отображения мира и отмечания положения дел, из способа выражения переживаний и чувств язык стал розцениваться как нечто самостоятельное.

    Поворот в мудрии языка в ХХ столетии вызван оборачиванием Л. Витгенштейна к розбору обыденных речевых действий. Они отличаются от ремесленных языков тем, что применяют не одну, а множество языковых игр. Розцениваемые переже как недостатки: нечёткость, неупорядоченность многозначность, зависимость от обстановки и иные особенности обыденного языка на самом деле оказываются значимейшими свойствами, обезпечивающими его производительность.

    Язык как знаковое целое таит в себе загадку человеческого розума и улога (уклада).
    Б. В. Марков. Философия языка // Альманах «Метафизические исследования». Метафизические исследования: Язык. Выпуск 11. Санкт-Петербург: Издательство «Алетейя», 1999. C. 9-45.

    Почему язык передставляет первейшую ценность для любомудрия? Потому, что именно язык начально направляет познание человека, выстраивает его опыт. Только в языке открывается человеку правда бытия.
    Язык — середство розбора явлений розума, то есть посередством языка мудрие прикасается с душеведением.
    Р. М. Рильке.

    Я полагаю, что мудрствование начально увязано с речью: мы можем мудрствовать так, как позволяет наш язык.
    Ф. Ницше.

    Вильгельм фон Гумбольдт (1767–1835) — немецкий словесник и любомудр, понимал язык не как нечто застывшее, но как неперерывный ход, как «порожающее орудие мысли», выражающее личное миросозерцание того или иного народа и тем самым опеределяющее отношение человека к миру.

    Знаменитый немецкий языковед Лео Вайсгербер (1899–1985) полагал, что каждый язык неповторим и в каждом языке заложен свой так называемый образ мира. Так что можно говорить о том, что способ мышления народа опеределяется языком.

    Бурас М., Кронгауз М. Жизнь и судьба гипотезы лингвистической относительности // «Наука и жизнь» № 8, 2011.
    https://elementy.ru/nauchno-populyarnaya_biblioteka/4..

    https://ru.wikipedia.org/wiki/Гипотеза_линг

1

Комментарии

6 комментариев
  • Си-Цин Ли
    Си-Цин Ли30 июля 2019 г.+1
    Прежде был зарегистрирован на "Публицисте". Когда Вы начинали публиковать свои посты. Недавно вернулся на. Во первых - Ваша упоротость (продолжение публиковать) - замечательное человеческое качество. Второе - уровень тем стал существенно сложнее. И этот пост тому доказательство. Сильно! +
    • Ким Сушичев
      Ким Сушичев30 июля 2019 г.+1
      См. статью "О языке", там уровень ещё сложнее))
      • Си-Цин Ли
        Си-Цин Ли30 июля 2019 г.
        Сп. за ссыль. Но увидел пост о язычниках и него "запал". В рамках моих интересов, так как истинно русской верой считаю дохристианское ведичество. Не нравится (как я понял еврейское толкование) термин язычество. Это уравниловка всего разнообразия древних верований. Просто бальзам этот пост. +
  • Андрей Громадский
    Андрей Громадский31 июля 2019 г.
    По-автору, любомудрие – это Философия, а любомудр – это Философ. Автор приводит цитату некоего П. Рикера, с которой, по-видимому, он полностью согласен. Цитирую: «Мудрическое (т.е. философское) розмышление должно опираться не на утверждения «я мыслю» или «я есмь», но на утвержение «я говорю». Честно, много глупостей я слышал в жизни из уст людей, но вот такую слышу первый раз. Налицо, что ни автор статьи, ни «авторитеты», цитаты коих приведены в этой статье, не ведают, что есть Философия, и кто есть Философ. Скажу больше: человечество не ведает, что есть истинная Философия. Отсюда горы псевдофилософской макулатуры, написанной многими тысячами псевдофилософов за последние пару десятков веков. Философ - это тот, кто с помощью своих духовных органов способен прозревать в высшие планы Бытия и общаться с Теми, Кто ведёт эволюцию этой планеты. Вот то, что осознали Философы в результате их сотр
  • Андрей Громадский
    Андрей Громадский31 июля 2019 г.
    сотрудничества с представителями Горнего мира, они записывают в своих книгах, которые и становятся для обычных людей наукой Философией. Стало понятно, что мудрствования лукавые обычных людей «за жизнь», которые они записали в тысячах книжных томов бумажной макулатуры, не есть философские размышления и к науке Философии они никакого отношения не имеют. Что касаемо языка, то язык – это озвученная мысль. Язык – Слово, т.е. звук, извлечённый с помощью голосовых связок нужен людям только в физическом мире этой планеты. А в высших мирах царствуют Мысли, которые не нуждается нив каких языках.
  • Андрей Громадский
    Андрей Громадский31 июля 2019 г.
    После т.н. смерти и перехода воплощённых людей Земли на жительство в тонкий мир этой планеты (астральный), необходимость в языках мгновенно отпадает, ибо все мысли жителей этого мира понимаются всеми обитателями астрала. Будущее человечества - это постепенный переход к естественному мысленному общению с равными по разуму, а в дальнейшем и с разумными обитателями иных планетных систем. Ибо мысли распространяются в космическом Пространстве вне т.н. времени, коего на самом деле не существует. Оно существует в виде устойчивой непреодолимой иллюзии только у обитателей Земли, которые на несколько десятков лет заключаются в физические тела. После развоплощения у них мгновенно исчезает иллюзорное ощущение т.н. времени, ибо т.н. прошлое, настоящее и будущее существуют в состоянии Ныне.