Разпад давнеевропейской языковой общности и выделение из неё балто-славянского (или первославянского) языка относится ещё к первой половине II тысячелетия до нашей поры. Однако вычленение собственно первославянского языка большинство языковедов относит только к VII–VI вв. до н. э. [Бирнбаум Х. Праславянский язык. М., 1987. С. 321]. Обособление первославян как народного (разкопного) целого связывают чаще всего с выникшими в V в. до н. п. на оземье совнременной Польши подклешевом и поморском улогами [Lehr-Splawiński T. O pohodzeniu i praojczyźnie Słowian. Poznań, 1946. S. 137–141; Седов В. В. Происхождение и ранняя история славян. М., 1979. С. 43 след. Ср.: Седов В. В. Славяне в древности. М., 1994]. Это не выключает отстаиваемого рядом разкопщиков передставления независимого развития первославянских частей на разсвете, в границах зарубинецкого балто-славянской улога. Вообще, со II в. до н. п. первославяне внедряются в несколько разноплеменных улогов, не составляя безспорного народного целого. Это пшеворский улог на западе, зарубинецкий, позже черняховский (вобравший и пшеворскую часть) улога на разсвете. Это затрудняет постижение их ранней были [Об этих и других археологических культурах, связываемых со славянским этногенезом, см.: Славяне и их соседи в конце I тысячелетия до н. э. — первой половине I тысячелетия н. э. М., 1993].
В письменных родниках с начала помазянской поры появляются отдельные упоминания первославян. В основном это сведения из оземных описаний («Естественная история» Плиния Старшего, «Германия» Тацита, «География» Птолемея, «певтингерова таблица»). Римский император Волусиан (251–253) за поход в Дакию получил прозвание «Венедский». Первославяне приисутствуют в этих упоминаниях как «венеды». Это название итало-иллирийского выхожения; даввние венеты (венеды) были близким иллирийцам племенем на северо-разсвете Италии, в округе нынешней Венеции. Появление этого названия в Серединной Европе можно увязать с отмечаемым языковедами (См.: Мартынов В.В. Балто-славяно-италийские изоглоссы // VIII международный съезд славистов. Доклады. Минск, 1978) италийским переселением, повлиявшим на сложение первославянского языка. В пользу сходства венедов и первославян свидетельствует, во-первых, прямое указание Иордана на выхожение славян и антов от венедов. Во-вторых, славяне именуются вендами или виндами в германских, вэнэ (vänä) — в прибалтийско-финских языках (ср. ещё имя или прозвание готского вожа Винитарий) [см.: Шелов-Коведяев Ф.В. Литва: история соседства.// Литературная газета. 2007, № 17–18. С. 4]. Венеды, покорённые, по Иордану, в IV в. Германарихом, могут быть соотнесены с какой-то частью пшеворского населения.
У Птолемея середи соседей венедов появляются уже и собственно славяне (словене — давнейшее первославянское название со значением ‘говорящие’) — ставаны. Они размещаются вместе с балтами (галиндами и судинами) к юго-разсвету от венедов и к северу от аланов [Свод I. С. 51. Обоснование старой (со времен П. Шафарика) концепции см.: Иванов В.В., Топоров В.Н. О древних славянских этнонимах.// Славянские древности. Киев, 1980] на оземьях, занятых тогда пшеворскими и позднезарубинецкими памятниками. Иное впоследствии славянское название, упоминаемое Птолемеем, — вельты (велеты) к разсвету от венетов в Поморье [Слово veletъ/volotъ ‘великан’ реально засвидетельствовано у славян. И, как отметил в том же фундаментальном издании источников В. К. Ронин (Свод древнейших письменных известий о славянах. Т. 2 (далее — Свод II). М., 1995. С. 471), «велеты» — предполагаемое самоназвание вполне реального славянского племени вильцев (лат. Wilzi, Wilti). А. В. Назаренко, признавая связь между вельтами Птолемея и позднейшими вильцами, сомневается в славянской этимологии и предполагает неславянское происхождение этнонима (Назаренко А… Немецкие латиноязычные источники IX–XI вв. М., 1993. С. 16–17). Ясно, что вельты (будь они и балтами) были предками какой-то части славянских велетов (вильцев). ].
При описании событий IV в., привёдших к падению готского «королевства» Германариха, Иордан приводит сказание о войне готов с племенем антов, кое выше относит наряду со словянами к потомкам венедов [Iord. Get. 247.: Свод I. С. 114/115; о родстве со славянами: Get. 34, 119.: Свод I. С. 106/107, 110/111]. О родстве и одноязычии антов и словян в VI в. говорит и Прокопий Кесарийский [Proc. Bell, Goth. VII. 14: 22–29.: Свод I. С. 182–185].
Окончательное переворачивание антов в славянский народ, как и сложение народа собственно славян (словен), проходит в течение V в. Однако быль первославян началась, как мы видели, с гораздо более раннего веремени. Если и можно полагать V столетие началом собственно славянской были, то лишь условно. Прошлое словян насчитывало к тому веремени не одно тысячелетие.
С. В. Алексеев. Славянская Европа V–VIII веков. - М.: Вече, 2009. С. 24 - 26.
Комментарии