Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

О языке

  • Сего дня мы с вами поговорим о языке, не о том языке или лязыке (новогород., белозерск., где л- - от лиза́ть), что находится у нас во рту и "служит для подкладки зубам пищи, для разпознанья вкуса её, а также для словесной речи, или, у животных, для отдельных звуков" (Даль), а о языке в смысле "словесной речи человека, по народностям; словнике и природном словосочетании и употереблении; совокупности всех слов народа и верном их сочетаньи, для передачи мыслей своих; наречии, взявшем верх над прочими, сродными наречиями" (Даль).

    А что мы вообче знаем о таком необычайно значимом для нас явлении как язык? Что это вообче такое, "язык"? Что мы о нём знаем, ну, кроме того, что есть разные языки и мы говорим на одном из них и что он состоит из слов? Чем язык является для нас и что он нам даёт? Откуда взялся язык и зачем он существует?

    Словесный человеческий язык не появился ниоткуда, у него были несловесные и дочеловеческие передшественники, от коих он и вышел. У многих видов живых существ имеются различные способы взаимовлияния путём передачи сведений друг другу.

    "Передпосылками человеческого языка были сложные двигательные и звуковые виды знаковки, имевшиеся у высших животных, переже всего людинных четвероручников (обезьян), сравнительно высокое развитие их мозга, краевого голосового прибора и стадный образ жизни со сложными внутристадными отношениями. При переходе от животных предков к человеку, длившемся более тысячищи (млн). лет, на ступени просолюдов (питекантропов) и северостольников (синантропов), когда выник труд в собств. смысле, связанный с готовлением орудий, начинает слогаться второй, речевой знаковый строй; звуки из середства выражения чувств и побудителя к действиям становятся середством обозначения вещей, их свойств и отношений, начинают выполнять задачи переднамеренного сообчения; слогается относительно устойчивая связь межу передставлением о вещи и двигат. ощущениями речедвигат. прибора со слуховым образом звука. От простых, нечленораздельных звуковых сочетаний первобытные люди — по мере усложнения хода вещного производства, обществ. отношений и сознания — постепенно переходили ко всё более сложным обобщённым звуковым сочетаниям. Как показывают обширные разкопные данные, сложение членораздельной речи с её особыми чертами проходило на ступени раннесовеременника-"кроманьонца" (поздний деревнекаменный век), о чём свидетельствует, в частности, строение его краевых. снарядов речи. Это было связано с выникновением Человека Розумного и родового общества.
    Появление членораздельной речи явилось мощным середством дальнейшего развития человека, обчества и сознания. Я. соголосовывал трудовые усилия людей, выражал их первые сознат. передставления, способствовал развитию понятийного мышления и человеч. самосознания. Я. явился необходимым условием и середством познават. и общальной деятельности людей. Бологодаря Я. осуществляется собственно человеч. вид передачи обчественного опыта, устойных правил и обычаев, через Я. осуществляется переемственность различных поколений и былевых веремён".
    Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983; Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

    "Словесный человеческий язык развился из естественных звуков. Всё начиналось с крика. Крик при этом разпадался на свои составные части; так появился ряд звуков, кои сначала являлись только особыми звуковыми оттенками крика. Звуки обособлялись от крика, опять срастались в звуковые образования и переворачивались, т. о., в основы слов. Такое звуковое соодинение, как, напр., «хо», могло уже столь отчётливо отличаться от др. звуковых сочетаний («ха», «хе» и т. д.), что выникала привычка связывать его с наличием или появлением какой-то опеределённой вещи. Поэтому, когда появлялась эта вещь, появлялось как бы само по себе и в одном и том же виде это звуковое сочетание, приятие же звукового соодинения влекло за собой выникновение передставления о вещи".
    Философский энциклопедический словарь. 2010.

    "Способность человека к общению с помощью слов-знаков имеет свои корни в общальных способностях высших четвероручников (обезьян).

    Л. А. Фирсов с сотрудниками передлогает делить языки живых существ на первичные и вторичные. К первичному языку относится само поведение живого существа и человека, различные телесные ответы: менение очертаний, величины, цвета, теплоты тела или его частей, менения перьевого и шерстяного покровов; сами очертания, величина, цвет, теплота и покровы тела и наличие опеределённых частей или особенностей строения и роботы тела, а также врожённые общальные (голосовые, двигательные, запаховые, касательные, тепловые, световые, перуновые (электрические) и др.) знаки. Живообчение (живосообчение, живосвязь) осуществляется с помощью разных середств и способов. Первичному языку соответствует допонятийный уровень отражения действительности в виде ощущений, приятий и передставлений.

    Вторичный язык передставляет собой понятийный уровень отражения. В нём различают ступень А, обчую для животных и человека (дословесные понятия). На этой ступени находятся высшие четвероручники (обезьяны) и некоторые низшие, !китообразные, хоботные. На ступени Б вторичного языка (словесные понятия) применяется речевой прибор. Это уже ступень собственно человеческая".
    Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности 
    . -- М.: Учебная Литература, 1997.

    Зачем вообче нужен язык? Он нужен для передачи сведений о чём-либо. Но зачем нужна эта передача сведений о чём-либо? Сведения передаются не просто так, а для чего-то. Но для чего? Передача сведений нужна не сама по себе, а для оказания какого-то действия, какого-то влияния на того, кому эти самые сведения и передаются, т.е. для того, чтобы вызвать у него какой-то ответ, побудить к какому-то действию, кое приведёт к каким-то необходимым последствиям, чтобы получить от него что-то, что должно будет удовлетворить какую-то потеребность. «Сущность языка заключается в общении» (Г. Шухардт). Язык нужен для того, чтобы можно было бы добиться от иного передставителя своего вида того, чего нельзя добиться от него иными середствами, силой, например. Язык позволяет передавать сообщения на значительные разстояния (как это делают, например, хоботники при помощи ударов ног о землю, передавая друг другу сообщения в виде колебаний почвы, китообразные, сообщающиеся друг с другом при помощи упорядоченных колебаний воды, самцы лягушек, птиц, различных зверей, когда своим кваканием, пением, рёвом или иными звуками привлекают к себе самок, а самцы насекомых делают то же с помощью запаховых сообщений), позволяет остерегать передставителей своего или иного вида от нападений или иных нежелательных действий (как это делают, например, ядовитые змеи с помощью окраски и некоторого узора на своём теле или же неядовитые, чья окраска и узоры повторяют окраску и узоры ядовитых змей или гремучники с помощью своей погремушки на кончике хвоста, угрожать или показывать мирные намерения, как это делают самые разные животные), опознавать передставителей иного пола, своего вида, своей купы, оповещать об опасности своих однокупников, обучать и обучаться и т.д.

    Словесный язык выник из потеребности в соголосовании и направлении совместных действий людей, проживающих в одном сообчестве. Слово вышло из дела и для дела, а не просто для болтовни (“Слово — тень дела”, Демокрит).

    Язык - это знаковица или знаковое целое. Знаковое целое опеределяют как посередника, служащего обмену сведениями межу несколькими вещественными целыми. Знаковое целое - это середство сведьевой (информационной) связи одного самоуправляемого целого с другим. А знак - это вещественное явление, служащее для обозначения, передставления, замещения некоторого иного явления, свойства или отношения, называемых значением данного знака и применяемое для получения, хоронения, перероботки, выроботки и передачи сообчений. В качестве знака могут выступать явления самого различного рода: вещи, свойства, отношения, ходы, действия и т. п. Различают языковые (входячие в некоторое знаковое целое) и неязыковые 3.

    "Можно говорить о применении знаков животными. Знаком можно считать раздражители, вызывающие действие безусловного и условного отражения.
    Середи знаков, на кои отвечают животные, особое место занимают те, кои они сами выробатывают (пчела, прилетевшая в улей, выполняет особую пляску над ульем, “сообщающую” остальным пчёлам, где она собрала пыльцу: если данный участок далеко, она выписывает восьмёрку, ось коей указывает в направлении этого участка, если же участок близко, то “пляска” пчелы является безпорядочной). Такого рода порядки знаков, выробатываемых и принимаемых животными, позволяют говорить о них как передтечах языка".
    Г. В. Гриненко.
    Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.

    Знаки, кои мы употеребляем чаще всего, - это слова. Наряду с словами люди применяют и иные знаки, например, числа, черты, резы, узелки, письми (буки), условные, лицевые и иные двигательные знаки, знаки различия и отличия, знаки дружбы и внимания, гудебные, признаковые, дорожные, торговые, моготные (денежные), посыльные (почтовые), игровые, вычислительные, памятные, добрые и дурные, передостерегающие, оберегающие, спасательные и пр.

    Но чем язык является для нас, для людей и что он нам даёт?

    Человек Розумный приспосабливается к середе и приспосабливает середу под себя не только с помощью своего тела и его можностей, но и с помощью различных подручных середств, с помощью внетелесных орудий. Некоторые животные тоже способны применять подручные середства и даже готавливать их, но нетелесные орудия не являются для животных тем, что опеределяет их сущность и головной способ их существования, нетелесные орудия являются для них лишь помогательным середством, лишь полезным приложением и дополнением к их основным телесным можностям, только для существования Человека Розумного применение и готовление одних внетелесных орудий с помощью иных является опеределяющим. Человек Розумный - это существо, переже всего, орудийное, середственное. Есть орудия вещные, а есть духовные, знаковые, к коим как раз и относится язык.

    Словесный язык является нашим головным душевным, поведенческим, знаковым орудием, орудием самовыражения, обозначения, сознания, самосознания, самоуправления (воли), познания, мышления, обчения, обучения, напитания (воспитания), вообчествления (социализации), обчественной памяти и творной (культурной) передачи.

    Язык - это то, что делает нас людьми, Человеками Розумными, он опеределяет нашу человеческую сущность. «Дар речи есть не какая-то одна из человеческих способностей рядом со многими другими. Дар речи отличает человека, только и делая его человеком. Этой чертой очерчено его существо… Сущность человека покоится в языке» (М. Хайдеггер).

    "Язык, володение словом относится к сущностным отличительным чертам человека, таким как розумность, обчественность, норовственность, творческость".
    Философия в вопросах и ответах: учебное пособие / Е.В. Зорина, Н.Ф. Рахманкулова и [др.]; под ред. А.П. Алексеева, Л.Е. Яковлевой. - М.: Проспект, 2011, С. 327.

    "Умение мыслить по-человечески даётся только словом" (А. Потебня). И не только умение мыслить, но и умение ощущать, принимать, передставлять, запоминать, принимать решения, общаться, обучаться по-человечески, тоже даётся только словом. Слово перестраивает всю высшую мозговую деятельность, все низшие душевные отправления, переворачивая их в высшие, собственно человеческие, переворачивая безсознательное в сознание.

    Именно язык опеределяет тот собственно человеческий способ отражения, познания действительности, коий называется сознанием, розумом, "высшими душевными отправлениями" (Л.С. Выготский) или "вторым знаковым целым" (И.П. Павлов). "Язык отражает мир, обзначая его. Язык - это обозначающее отражение мира" (С. Л. Рубинштейн).

    "Знаки имеют огромное значение в сложении и развитии человеческого сознания. “Человеческий мир неможен без знаков и знаковых целых, человеческий розум неотделим от роботы знаков — а можно, и вообще мышление следует соотносить именно с роботой знаков” (Ч. У. Моррис). Применение знаков и знаковых целых позволяет человеку действовать в своём сознании с “заместителями” вещей внешнего мира, творить знаковые отражения действительности, выявлять свойства и отношения межу такими вещами и т. п".
    Г. В. Гриненко.
    Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.

    Знаки языка, служат душевными орудиями, орудуя коими, знаковик действует на иного и строит свой собственный внутренний душевный мир. Человек способен творить неестественный знаковый мир, обозначая действительность разными знаками. Язык, наука, верования, умельничество (искусство) и пр. являются составными частями знакового мира, в коем живёт человек. То, что человек, в отличие от животных, существует в сотворённом им самим знаковом мире, и составляет отличительную черту его жизни. По сравнению с другими живыми существами, человек живёт не просто в вещественной Вселённой, а в знаковой вещественной Вселённой. Все наши духовные проявления являются частями и порожениями этой знаковой Вселённой. Человек, по Э. Кассиреру, является "знаковым животным".

    Язык, по Гумбольдту, передставляет собой особый мир, выстраиваемый духом и выступающий в качестве посередника межу духом и вещным миром: языковое опосередование вещности позволяет сделать её содержанием духа, открывая можность мышления о мире.

    Язык является не просто носителем ("Дух скрыт в слове" (Гёльдерлин) общественного и личного сознания, а также обчественной памяти, он является видом и способом их существования.

    "Сознание с самого своего выникновения находится в оболочке языка, через язык оно становится проявленным во вне, доступным для приятия иными людьми. Мысль обволакивается в словесный вид не только тогда, когда когда мы говорим или пишем, но и когда мы думаем. Языковая оболочка появляется вместе с мыслью".
    В.В. Ильин, А.В.Машенцев. Философия в схемах и комментариях: учебное пособие. - СПб.: Питер, 2010, С. 85.

    «Душа проявляется в виде движущихся слоёв воздуха, звуков - словом, в виде языка. Язык есть деятельное, существующее и для иных людей и лишь тем самым и для мя самого, действительное сознание и, подобно сознанию, язык выникает лишь из потеребности, из настоятельной необходимости общения с другими людьми» (К. Маркс и Ф. Энгельс).

    «Язык есть снаряд (орган), образующий мысль. Умственная деятельность — совершенно духовная, глубоко внутренняя и проходящая безследно — посередством звука речи овеществляется и становится доступной для чувственного приятия. Деятельность мышления и язык передставляют поэтому неразрывное одинство... Язык есть как бы внешнее проявление духа народа; язык народа есть его дух, и дух народа есть его язык — трудно себе передставить что-либо более похожее... Язык передставляет собой безпрерывную деятельность духа, стремящуюся перевернуть звук в выражение мысли» (В. Гумбольдт).


    Словесный язык является носителем внешней обчественной, куповой памяти, обчественного наследства, творичного (культурного) наследия, т.е совокупности середств и действий по сохоронению, накоплению и передаче межличностного, купового и обчечеловеческого опыта, знаний, умений, достижений. Без языка не было бы переемственности поколений, каждому новому поколению пришлось бы начинать всё сначала, не было бы никакой нажитной (культурной) передачи и никакого обчественного развития.

     

    Без словесного языка не было бы можно "очеловечивание человека": орозумление - сложение и развитие розума человека, оличнение - сложение и развитие личности, вообществление (социализация) - вхожение во обчество. Только в ходе речевого обчения со взрослыми носителями речи, языка у ребёнка начинает слогаться и развиваться его человеческая сущность, его человечность. Именно под влиянием звуков родной речи в клетках мозга ребёнка включаются наследки (гены), отвечающие за можность усвоения человеком речи и сложения сознания, «наследки человечности». Речь, язык постепенно перестраивают мозг ребёнка, его высшую мозговую деятельность. Середи безсловесных животных или середи неговорящих с ним людей, маленький, ещё не говорящий ребёнок не имеет можности стать человеком, Человеком Розумным, только погружённость в середу уже говорящих взрослых людей, общающихся с ним с помощью речи, позволяет ребёнку это сделать.

     

    Выше уже было сказано, что «сущностью языка является обчение». Сие так есть, именно язык, речь позволяют нам общаться, не просто говорить, а разговаривать, безедовать, именно язык выступает в качестве своеобразного знакового моста межу нашими внутримозговыми личностными, душевными мирами, межу нашими душами, именно язык спасает нас от душевного одиночества, от внутримозговой замкнутости, без речи, без языка мы не могли бы обмениваться нашими ощущениями, передставлениями, образами, мыслями, чувствами, впечатлениями, сведениями, мечтами, намерениями, желаниями, знаниями и умениями, не могли бы научиться и научить многому из того, что делает нас людьми, не могли бы понимать иных людей, проникать в их внутренний душевный мир и влиять на него.

     

    Вот что такое язык, вот как много он нам даёт и как много делает для нас, а что мы делаем для него, что хорошего? Постигаем, стараемся понять, ценим, бережём, стараемся развить или как? Как мы вообче относимся к языку, к речи? Как к чему-то значимому, ценному, нужному, головному или как? Мы — Люди Розумные, Словесные, Говорящие, Рекущие или кто?

0

Комментарии

1 комментарий
  • Андрей Громадский
    Андрей Громадский6 мая 2019 г.
    Человек никогда на этой планете не был никаким животным. Чтобы научить первую Разу землян, уже одетых в "кожаные одежды", произносить членораздельные звуки, выражающие их мысли, Надземным Руководителям потребовалось время почти в три млн. лет. Язык первой говорящей Расы землян был подобен птичьему языку общения. Современные желтокожие народы планеты говорят на этом сильно видоизменённом за миллионы лет птичьем языке, а в письме отражают свои мысли с помощью иероглифического начертания знаков. А вот уже более совершенная Арийская Раса с белой кожей её представителей, стала пользоваться сильно упрощённым языком Сензаром, на коем разговаривают Надземные Руководители чел-ва, и который стал называться Русским языком или Санскритом. Все прочие современные языки белых народов - это примитивные сленги от русского языка, или санскрита.