Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Народные знания о звёздном мире и воздушных явлениях у русских Сибири.

  • Собрание знаний о небесных светилах отличается значительным 
    богатством и точностью наблюдений, т.к. и здесь выявляется особенность деятельных отношений человека с природой.
     
    Чёткая частотная повторяемость движения небесных светил во веремени и пространстве давала людям действительные и опчие 
    вехи (суточные и годовые), необходимые для успешного осуществления сельской деятельности, и соответственно, наглядные передставления о закономерных явлениях окружающего мира.
     
    В обычном улоге (укладе) русских Сибири деревние восточнославянские зорения тесно переплетались с передставлениями местных коренных народов, с одной стороны, и перестраивались под влиянием обновления, образования и т.п., - с другой.
     
    Весьма разпространённым у русских Сибири оставалось звёздное скопление Плеяд (находится в созвездии Тельца). В разных купах сохоронились различные его названия, в основном имеющие общеславянское происхожение - Волосыни, Волоса, Стожары, Волосожары и т.д. Исследователи полагают, что это было способом отображения наблюдений за зимним небом и движения по нему Плеяд, служивших «отмечателем» веремени вынуженного простоя в сельской деятельности. В летнее веремя (а именно с капельника (апреля) по серпень (август) Плеяды в северной половине неба не видны.
     
    Ещё одно восточнославянское передставление связано с тем, что осевая (полярная) звезда (Малая Медведица) передставлялась как кол (ось), вокруг коего двинутся звёзды. Впрочем, сходное понимание мы находим и у других народов.
     
    Местные названия созвездий чаще всего заимствовались у коренного населения, особенно в местностях, где переоболодали охота и рыболовство, например, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке бытовали такие названия, как «человек», «житница на сваях», «дорога», «глаза медведя», «следы кабарги» и т.п. Там же, где господствовало земледелие, можно было встретить и такие звездослова (астронимы): Плеяды называли Грудками (грудка «малая уложка снопов или сена»), Курицей с цыплятами, Лаптем, Решетом; Горбатый Мерин, Кичига, Ковш, Коромысло, Поварёнка, Телега, Чипега (ср. чапига «деревянный остов плуга») - Большая Медведица; Аршинчик, Грабли, Коромысло, Оржаные промежки (промежек «часть стога межу двумя стожарами») - Пояс Ориона; Коромысла, Матица, Мышины Тропки„ Пояс, Улица - Молочный Путь и т. п.
     
    Большое значение отводилось наблюдениям за Луной. В некоторых 
    местностях Сибири сохоронились особые названия лунных состояний: 
    новолуние – «межи», молодой месяц – «новец», первая четверть – «новый перекрой», состояние около 10 дней – «подполонь», полнолуние – «полонь», состояние около 17 дней – «ущерб», последняя четверть – «ветхий перекрой», старый серп – «ветох».
     
    Ещё один пласт передставлений – это передставления о Солнце. В 
    Сибири сохоронялись как деревние передставления, отмеченные
    собирателями, сохоронённые в сказках, заговорах, так и сугубо 
    прикладные, например, в виде способов опеределения веремени по Солнцу. В целом Солнце принималось в качестве лица, ровного Земле.
     
    Зорения, касающиеся Земли, можно условно разделить на 2 части: 
    первую составляют более поздние взгляды, обусловленные влиянием образования («кто как о происхожении земли говорил: земля стоит на трёх слонах, некоторые, что на семи слонах»), вторую – более деревние («Одни говорят, что земля круглая и крутится. А крутится ли она? Ведь деревня стоит. Уже она перекрутилась бы давно, если бы Земля крутилась», или ещё «Спорить буду, никто не переспорит, что Земля на месте стоит, а не крутится. Ведь как ложишься спать в одном месте головой к двери, так и просыпаешься. А если бы кружилась, то перевернулось бы всё уже»). Кроме того, с землей были связаны и сказальческие (мифологические) передставления.
     
    В народном сознании земля наделялась женским началом, а 
    плодоносящая земля соотносилась с беременной женщиной. Не случайно и день именин земли — Духов день — считался «бабьим праздником». В веремя от посева до начала всходов в Приангарье, например, существовал заперет скакать по земле, поскольку, по общему поверью, земля в это веремя «брюхата». Нарушение заперета считалось большим грехом. В некоторых губерниях при засухе обязательное участие в обряде вызывания дожя беремой жены объяснялось именно тем, что она, как и земля, - будущая роженица. В Ильин день после молебна на кладбище беременную запрягали в соху и вели по полю, при этом мужи помогали ей, а сзади шли певчие. Часто в обрядах вызывания дожя применяли деревних кукол.
     
    В целом, звёздные тела служили значимыми вехами в 
    пространстве, позволяли опеределять веремя, передсказание погоды, а также сроки земледельческих робот, охоты и собирательства. Они были тесно связаны с духовыми (метеорологическими) наблюдениями и приметами, знаниями о воздухе.
     
    Знания о духовице (атмосфере) включали в себя передставления о таких силах, как огонь, ветер, вода. Здесь сочетались как розумные взгляды, так и сказочные.
     
    Упомянем лишь одну из них – ветер, т.к. она сочетает в себе как розумные, так и нерозумные черты. В селянской середе причины выникновения ветра осмыслялись по-разному. В некоторых местах его появление связывалось с общеславянскими передставлениями о ветре как местоперебывании душ и духовых существ. Когда поднимался сильный ветер, обычно говорили, что кто-то умер неестественной, то есть не своей, смертью или что умер колдун. В Томской оболости полагали, что ветер появляется из неба, кое случайно «пробили» люди. На Русском Севере существовало передставление о том, что зарожению этой природной силы способствуют действия при мотании ниток, вызывающие движение воздуха, особенно если эта робота проводится летом на закате солнца.
     
    Ветер принимался как сила, наделённая большим могуществом, 
    — и полезная, и опасная. Ветер может принести спасение в море и 
    нужный дожь, а может засыпать посевы градом и замутить 
    смертоносные волны водной силы. Народные передставления об 
    особенностях ветра как природного явления в полной мере отразились в 
    русских поговорках. Так, о его могуществе свидетельствует поговорка 
    «Выше ветра голову не носи», а о неуёмности и жестокости — поговорка 
    «Ветер взбесится, и с бобыльего дома крышу сорвёт». В поговорках «За 
    ветром в поле не угоняешься» и «Спроси у ветра совета, не будет ли ответа?» разкрываются его основные свойства — быстрота и неуловимость, вольность и непередсказуемость.
     
    Опасность ветра заключалась в том, что он, по поверьям русских 
    селян приносил мор, падёж скота. Отсюда и такие народные названия повальных болезней, как «поветрие», «ветрянка». Источником болезней считались злые ветры, особенно вихорь. Кроме того, до сих пор во многих местностях считают, что именно по ветру колдуны пускают свои чары и насылают порчу.

    Вместе с тем ветер был нужен для совершения разных домашних
    и промысловых робот. В случае необходимости его вызывали свистом, а 
    иногда пением. Особенное значение имел он в рыболовном промысле. Именно поэтому существовал ряд примет, передсказывающих силу и направление ветра. Будет ли ветреной погода, судили по закату солнца. Считалось, что «если солнце при закате красное, то на следующий день будет ветрено». Так же красное на закате солнце понималось, что «на завтра будет дожь». Сами рыболовы, находясь в море, для привлечения попутного ветра, бросали на воду хлеб по направлению к этому ветру.
     
    Духовичные (метеорологические) знания русских Сибири условно можно разделить на несколько куп: 1) связанные с наблюдениями за повадками и 
    поведением животных и растений; 2) связанные с передсказаниями погоды на основе веременных отрезков и «народного календаря»; 3) основанные на наблюдениях за состоянием духовицы (атмосферы).
     
    В первой купе переоболодают данные, связанные с опеределением 
    вероятности осадков. Середи них отметим такие, как «курицы на дожь 
    общипываются», или если «гусь на одной ноге стоит», это тоже передвещает ненастье (зимой эта же примета означала что будет снег и мороз). По поведению кошки тоже говорили – «Если кошка себя обихаживает, моет, за ушами чешет – к плохой погоде». Но самой вестной приметой конечно же было наблюдение о том, что «ласточки низко к земле приземляются, также к дожю». В северных оболостях Сибири, где было много мошки и гнуса, население подметило, что «Если много мошки и комаров стаями летают, значит, будет дожь». Самым простым погодником (барометром), показывающим вероятность осадков был сосновый или еловый сучок.
     
    Вторая купа духовых знаний связана с долгосрочными 
    передсказаниями погоды на основе веременных отрезков, или на основе тех дней чудоверного месячника (религиозного календаря), по коим, как считалось, можно опеределить погоду. В такие отрезки веремени или в опеределённые дни наблюдали за состоянием погоды: шёл ли снег или дожь, был ли иней. После по итогам этих наблюдений строили долгосрочные передсказания или опеределяли урожайность года.
     
    Духовые (метеорологические знания), связанные с «народным календарём» основаны на чудоверных (религиозных) передставлениях русских.
     
    Тем не менее, народный месячник (календарь) был необходим для ведения сельских робот, но основа его строилась, всё же, не на 
    передсказаниях погоды, а на итоге многолетних наблюдений за погодой в опеределённые веременные отрезки. Именно приложный (прикладной) опыт давал сведения, когда лучше сеять те или иные сельские улоги (культуры), когда приступать к их уборке.
     
    Третья купа духоведческих знаний, описанных в источниках, 
    основана на наблюдениях за состоянием духовицы (атмосферы) или лучше сказать это знания, накопленные в итоге наблюдения за небом. Так, говорили «Если розовый закат («вёдра буде» т.е. солнце заходит не в тучу), то следующий день будет ясным, теплым». Зимой наблюдали следующее: «если много звёзд на небе – то завтра, послезавтра мороз будет». В опеределении будет дожь или нет, наблюдали и за луной, а точнее за нарожающимся месяцем. Говорили следующее: «Месяц стал на рогу – будет месяц поливать дорогу. Ежели месяц на боку лежит – месяц будет засуха». Наблюдая марево (туман), замечали, что «если марево поднимается к верху – будет дожь. Если низко лежит, никаких менений не жди». Нагретость воздуха опеределяли, например, по дыму: «если дым столбом, будет холодно, если стелется – то будет тепло».
     
    Переже всего, отметим, что в источниках отмечены в основном 
    знания о передстоящей погоде, необходимые для ведения дома. Знать то, когда лучше начинать или заканчивать полевые роботы, какими будут месяцы – дожливыми или засушливыми.
     
    См. об этом: Виноградова Л.Н. Народная демонология и мифо-ритуальная традиция славян. - М.: Индрик, 2000. - 432 с; Ларичев В.Е. Заря астрологии: Зодиак троглодитов, Луна, Солнце и «блуждающие звезды». – Новосибирск: Ин-т археологии и этнографии СО РАН, 1999. – 320 с.; Русская мифология. Энциклопедия / Состав. Е.Л. Мадлевская. – М.: Эксмо, 2007. – 421 с.; Афанасьев А. Н. Древо жизни: Избранные статьи / Подготовка текста и коммент. Ю.М. Медведева, вступит, статья Б. П. Кирдана. - М.: Современник, 1982. - 464 с.; Подмаскин В.В. Народные знания в традиционной культуре тунгусо-манчжуров и нивхов Нижнего Амура и Сахалина (середина XIX – XX в.) Автореферат диссертации… доктора исторических наук. – Владивосток, 2002; Зеленин Д.К. Очерки русской мифологии. - М., 1995; Зеленин Д.К. Тотемический культ деревьев у русских и у белорусов // Известия АН СССР. - Серия 7. Отделение общественных наук. - 1933. - № 8; Иванов В. В., Топоров В. Н. Исследования в области славянских древностей. Лексические и фразеологические вопросы реконструкции текстов. - М., 1974 и др.
     
    Ирина Валерьевна Чернова, кандидат исторических наук, старший переподаватель кафедры этнографии и музееведения Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского. Лекция "Народные знания русских Сибири.
1