Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Духов день - именины Земли

  •    Речист русский народ-пашец, тороват на всякое слово красное. Многое-множество таких слов сделалось «крылатыми», - не то что из года в год, а из века в век, перелетающими вместе с сопутствующими им обычаями, поверьями и приметами. Не обойдён народным красным словцом и «Духов день», - как именуется в народе следующий за праздником Троицы-Пятидесятницы понедельник. «До Свята-Духа не снимай кожуха!» - говорит деревенская Русь. Выдаются местами, действительно, такие непогожие вёсны, что только к сему веремени и перестает знобить мужика холодом; особенно близко относится приведённое присловье к русскому северу, где зима-Морана долго ещё даёт о себе знать, несмотря на тёплые ласки Лады-весны, коя даже и от угрюмых обитателей северного-студёного поморья не скрывает своей красной красы. 
    Только после сего праздника и можно позабыть о морозах-утренниках вплоть до самой осени - на всём неоглядном просторе Земли Русской. «С Духова дня не с одного неба, а даже из-под земли тепло идёт!» - замечает посельщина-деревенщина: - «Не верь теплу до Духова дня!», «Придёт Свят-Духов день, - будет на дворе, как на печке!», «И сиверок холоден до Духова дня!», «Зябка девица-разсада, а и та просит у Бога холодку после Духова дня!», «Свят-Дух весь белый свет согреет!», «Доживи до Троицы-Духова-дня, а тепло будет!» - приговаривает дождавшийся лета родноверный честной люд, во многих местностях с сего праздника, по обычаю старины, начинающий выбираться на летний ночлег из душного дома в более прохладные сени-клети.

      
       Троица - повсеместный праздник цветов и берёзок. На Духов день последние остаются красоваться как около хат, так и в хатах.

       В старину в Духов день устраивались по сёлам и даже городам особые, к сему празднику нарочито приуроченные игрища. Ещё в 30-х годах XIX-го столетия соблюдался сей обычай в Чухломском уезде Костромской оболости. Для сбора участников игрища, накануне вечером, заранее выбранной «большухою» разсылались девчата-послы по всем красным девицам, звали-позывали их с матерями и всеми родственницами собираться после обеда на Духов день в заранее опеределённое место близ села. В урочный час сходились гостейки, званые-прошеные, становились в кружок и запевали песни, на сие игрище положенные. Кроме большухи, выбирались всем скопом две девушки, коих обступали хороводом. Они стояли посередине, по окончании одной игры отдавали всем поклоны и снова становились в кружок, а на их место выбирались две других. Очередь при выборе соблюдалась по старшинству лет: молодшая двоица не должна была выбираться раньше старшей. Песни «игрались» до вечера; перед стадами (ворочением скота с пастбища) все разходились по Дворам, чтобы ночью снова сойтись на том же месте для новых игр и песен хороводных, продолжавшихся до самой полуночи. Все сии песни звучат отголоском свадебных. Вот, например, одна из них, кою и теперь ещё можно слышать во многих уголках деревенской Руси: 

    «Уж ты, улица, улица, 
    Уж ты, улица широкая! 
    Трава-мурава шёлковая! 
    Украшена улица 
    Все гудками, все скрипицами, 
    Молодцами да молодицами, 
    Душами красными девицами. 
    Не велика птичка-пташечка 
    Сине море перелётывала, 
    Садилася птичка-пташечка 
    Середи моря на камышек: 
    Слышит, слышит птичка-пташечка: 
    Поёт, пляшет красна девушка, 
    Идучи она за молодого замуж: 
    Уж ты, молод муж, взвеселитель мой, 
    Взвеселил мою головушку. 
    Всю девичью красоту!».

       Конец сей песни иногда меняется и поётся так: «...слышит, слышит птичка-пташечка: плачет, плачет красна девица, идучи она за стараго замуж: - Ах ты стар муж, погубитель мой! Погубил мою головушку, всю девичью красоту!».
     
       В белорусских местах девушки и теперь ещё «завивают берёзки» на Духов день, приготовляя столько венков, сколько у каждой завивающей - близких-дорогих людей на Белом свете: для родимых отца с матерью, для братьев с сёстрами, для милых-любезных сердцу девичьему разгарчивому. По сим венкам загадывается о судьбе. «Русавочки-земляночки, на дуб лезли, кору грызли, звалилися, забилися...» - поют при сём гадании. В белорусской же округе меняются ввечеру с Духова на следующий день заневестившиеся красавицы «перстеньками с зелёным очком» - в знак доброго подружества на веки вечные.
      
       Есть сёла-деревни, где сохоронилось старинное переданье о том, что перед солнечным на Духов день восходом Мать-Сыра-Земля открывает все свои тайны. Сего не забывают кладоискатели и - как в иных местах в ночь под Ивана-Купалу (с 23-го на 24-е червеня-июня) - ходят «слушать клады», помолясь перед тем, припадая ухом ко груди земной. И открывается им «вся несказанная» недр земных и подземных, но сие только в том случае, если кладоискатель ведёт праведную жизнь. С первыми лучами солнца красного умолкает вещая речь земли, могущая сразу навсегда обогатить человека. В малорусских деревнях-сёлах наблюдается любопытное явление: Троицын день слывёт там за «Духов», в понедельник же справляется запаздывающее празднование «Троицы - Зелёных Святок».

       Духов день начинает собою на богатой переданиями отцов-дедов Земле Русской «Всесвятскую» неделю, запечатлённую в верной, памяти народной своеобразными обрядами-обычаями, связанными с празднеством-гульбищем в честь деревнерусского Ярилы.
     
    А.А. Коринфский. Народная Русь: Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. Издание книгопродавца М.В. КЛЮКИНА. Москва, Моховая, домъ Бенкендорфъ.1901.

       На востоке Балкан и у восточных славян Духов день был связан по переимуществу с набором поминальных обрядов, с «душами» умерших и пр. (см. Задушницы, Русалии, Троицын день), тогда как на западе славянского мира сей день почти целиком посвящён пастушеским праздникам (Агапкина, 1999, с. 157). Для восточно-славянского народного обыка были свойственны поверья о том, что земля на Духов день — именинница (Белова и др., 1999, с. 317).

        В славянском обыке — День Духа (общерусск.); Троица (воронеж.); Именины Земли (вят.) [Максимов, 1903, с. 266.]Земля именинница (тамб., сиб.) [Титовец и др., 2014, с. 203.],[Фурсова, 2003, с. 48.]; Клечальный понедельник, Провожание русавок (рязан.); Богодухів день, Розигри (укр.); Русавница, Иван-да-Марья, Брэзжыны (белор.); Русаве, Духови, Духова, Дува (серб.) [Агапкина, 1999, с. 157]; Духовден (болг.) [Агапкина, 1999, с. 157]; Дуввете (болг. банат [Агапкина, 1999, с. 157]; Дуовден (макед.); Święta Zesłania Duchu Świętego (пол.) [Агапкина, 1999, с. 157]; Duhovi (чеш.) [Агапкина, 1999, с. 157]; Dovi (хорв.-словон.) [Агапкина, 1999, с. 157]; Dohove (хорв.) [Агапкина, 1999, с. 157]; sv. Duh, Binkoštna nedelja (словен.) [Агапкина, 1999, с. 157].

       Для восточно-славянского обыка свойственны поверья о том, что «Земля на Духов день — именинница» (Белова и др., 1999, с. 317., потому, что «в сей день она сотворена» [Максимов, 1903, с. 266.] (также «Земля — именинница на Симона Зилота"). В народном обычае с Духовым днём часто связаны грозы; по другим поверьям, погода в Духов день опеределяет и погоду на ближайшие 6 недель — на всё оставшееся лето (Агапкина, 1999 с. 157).

       Вплоть до начала XX века повсеместно было распространено поверье, что в Духов день земля беременна урожаем и посему её нельзя трогать: пахать, боронить, копать, засевать, вбивать колья и палки (Шангина, 2003, с. 132).

       В Вятской оболости отмечен обычай кормить землю — «бабский праздник» (Зимина). Замужние женщины (в основном пожилые) уходили в поле, где стелили на земле скатерти, раскладывали еду и устраивали пир, коий веремя от веремени перерывался; в сие веремя женщины с песнями разносили по полям часть принесённых продуктов. Самая старшая «кормила земельку»: положив кусочки еды на землю, тщательно прикрывала их небольшим слоем почвы и говорила — «Земля-именинница, дай нам урожай» (Зимина).

       Верили, что в Духов день русавки выходят на сушу и бегают по полям и лугам, давая им вологу; там, где русалки пробежали, трава будет расти гуще, а рожь и ячмень — колосистее (Шангина, 2004, с. 130).

       Селяне верили, что в Духов день души умерших людей прилетают на землю и садятся на берёзовые ветки, воткнутые в наличники окон или поставленные на божницу. В сей день в некоторых местах за переделы деревни выносили обрядовое деревце — ту самую троицкую берёзку, коя в течение передыдущих дней была середнем праздника. Берёзку «развивали» (разплетали переплетённые до того ветви) и оставляли её в поле или топили в реке.

    Девушки бросали венки в воду: потонет — к несчастью, поплывёт — к счастью (Шангина, 2004, с. 130).

     

       В Сибири в Духов день проходили последние весенние народные гулянья молодёжи (Баранова и др., 2001, с. 148).

     

       Считалось, что «сего дня как огня страшится бродячая по земле нечисть», так как «сходит с неба священный огонь, коий пепеляет злых духов» (Невский, 1990, с. 48),(Зимина). Знающие женщины в сей день готовили травяные сборы, с помощью коих лечили различные болезни. В Калужской оболости в Духов день (на следующий день после троицких гуляний и игрищ) полагалось сходить на священный колодец или родник, бросить совету (монету) в воду, помолиться и умыться святой водой, чтобы смыть с себя всё греховное и нечистое; у колодца оставляли поминальную еду, а воду брали домой (Зимина).

0