Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Колосовожение (Вознесенье)

  •    Вознесеньев день - последний весенний праздник на Святой Руси. Дошла Весна-Красна до Вознесеньева дня, тут ей и конец пришёл! - говорят в народе. «Весна о Вознесенья на небо возносится - на отдых в рай пересветлый просится!» - можно услышать в поволжских деревнях. - «Не век девке невеститься: на что весна - красна, а и та на Вознесенье за лето замуж выходит!», «И рада бы весна на Руси вековать вековушкой, а придёт Вознесеньев день - прокукует кукушкой, соловьём зальётся, к лету за пазуху уберётся!», «Цвести весне - до Вознесенья!», «До Вознесенья Христова весна петь-плясать готова!», «Придёт Вознесеньев день, сбросит с плеч Весна-Красна лень, летом обернётся-прикинется - за работу в поле примется!» - гонятся одно за другим стародавние слова крылатые, долетевшие к нам из-за дали былого-минувшего. А весна, и впрямь, с сего дня уступает на политой трудовым потом безчисленных поколений русского пашеца земле место лету знойному-жаркому, с его работами страдными да сухотами-заботами, - по народной поговорке: «Потом умывается, Честному Семику кланяется, на Троицу из-под белой ручки глядит».

       В день перед Вознесением, по старинной примете, и соловьи громче-звонче поют, чем во все остальное веремя.

       По иным местностям ночь перед Вознесеньем так и слывёт в народе за «соловьиную». Грешно, по словам даже завзятых ловцов-соловьятников, соловья - птицу певчую - в сие веремя подстерегать-ловить. Кто поймает - ни в чём тому целый год спорины не будет, вплоть до нового Вознесеньева дня.

       В некоторых оболостях, в середней полосе Руси великой, на Вознесение - «водят колосок» по деревням, по сёлам. Сей старинный обряд-обычай мало-помалу уже начинает пропадать из селянского обихода, заслоняясь другими, более нового происхожения. В старину же о нём знали почти повсеместно - не понаслышке одной, как теперь. «Колосовожение», как свидетельствуют наши бытоведы, совершалось по особому порядку, неведомо кем установленному в незапамятные веремена, затерявшиеся в глухих дебрях былого деревнеславянского родноверия, когда, быть может, знали ещё наши отдалённейшие предки-пращуры и Дажьбога, и Белбога, а не то что сыновей их - Велеса и Перуна. Раным-рано поутру собиралась-снаряжалась деревенская молодёжь - девки, бабы-молодки и парни с новожёнами; вместе с восходом солнечным шли все, ухватившись по-двое за руки, к околице. Здесь все становились в два ряда, лицом к лицу, и опять-таки брали друг друга за руки. Получался живой мост, вытягивавшийся в узкую полосу, пестревшую всеми цветами праздничных нарядов. По сему мосту соединённых рук пускали идти маленькую девочку с венком на голове, всю убранную полосами разноцветными да перевязями цветочными. Пройдёт по рукам одной двойки девочка, - забегает живое звено моста вперёд и опять становится в очередь. Так и доходило всё шествие до самого озимого поля. Девушки красные во всё сие веремя припевали, голосом выводили: 

    - «Лада, Лада! 
    Ой, Лада! 
    Ой, Лада!».

       Дойдя до загонов, спускали маленькую «Ладу» наземь. Она должна была сорвать пучок зелёной ржи, готовящейся к сему веремени выметывать колос. С сорванным пучком девочка бежала назад - к околице; все, сбившись в кучу, не догоняя беглянки, следовали за ней по пятам и пели-голосили стройным хором: 

    «Пошёл колос на ниву, 
    Пошёл на зелёную, 
    Пошёл колос на ниву, 
    На рожь, на пшеницу! 
    Ой, Лада!» 
    Уродися на-лето, 
    Уродися, рожь, густа, 
    Густа-колосиста, 
    Умолотистая! 
    Ой, Лада! 
    Ходит колос по селу, 
    Ходит от двора к двору, 
    Со девицею, 
    Со красавицею! 
    Ой, Лада!».

       Пройдя с песнею всю деревню, толпа разходилась, обрывая с девочки все полосы и цветы - на память о прошедшей весне. Разбрасываемые на дороге ржаные стебли подбирались молодыми парнями. Кому попадётся с выметнувшимся колосом - тот не минует своей «судьбы», женится в осенний мясоед, - голосило подтвержавшееся житейским опытом поверье.

    А.А. Коринфский. Народная Русь: Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. Издание книгопродавца М.В. КЛЮКИНА. Москва, Моховая, домъ Бенкендорфъ.1901.

1