Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Май - травень, травник, цветень, цветник, соловейник, соловник, змеёвник, комарник.

  •    Отопреет в тридцать "апрельских"-пролетних дней намёрзшаяся за студёную зиму-зимскую Мать-Сыра-Земля; проснётся люд русский поутру после тридцатой ночи сего месяца, а на дворе-то уже новый - «травень-цветень» месяц стоит, что "маем", по примеру земли греческой, на Святой Руси прозывается. Если перед сим выходило-всплывало на ясный небесный простор из-за гор-горы красное солнышко, то быть, по народной примете, не только весне, а и всему лету - ясным да ведрёным.

       Бывает, что начнёт пролетник (апрель) разпаривать, теплынью припекая, старые косточки приметливых людей, а травень (май) возьмёт да и завернёт холодами. Отсюда и поговорки: «Аи-аи, месяц май! Коню сена дай, а сам на печь полезай!», «Май обманет, в лес уйдёт!» и друг. Да и то сказать - и без холодов цветень-месяц мужика-хлебороба смаит: не холоден, так голоден. К сей поре весенней подъедается хлеб, да и скоту безкормица настаёт, - одно спасенье, если да зазеленеет воверемя по лугам, по выгонам трава-мурава. А то недаром дошла до наших дней путём-дорогою из старины стародавней пословица: «Наш пономарь понадеялся на травень, да и стал без коров!». Что и говорить, весёлый месяц цветень, а тяжёлый для пашеца. Хотя и повторяют деревенские краснословы, что «Цветеньская трава и голодного кормит!» («Налетник с водою - цветень с травою!»); хоть и замечают погодоведы завзятые, что: «Травень холодный - год хлебородный!», «Позимник (март) сухой да мокрый цветень - будет каша и каравай», «Коли в травне дожь - будет и рожь!» и т. д.; но они же сами гуторят и: «Захотел ты в цветне добра!», «Захотел ты в травне у мужика перепутья (хлебом-солью на перепутьи подкрепиться)!», «Живи-веселись, да каково-то будет в цветене!». Да и не только для одних деревенских хлебоедов тяжелёнёк месяц травень: с чего-нибудь, откуда ни на есть да взялись привившиеся к нашему верию крылатые слова: «В мае родиться - век маяться!», «Женишься в мае - спекаешься, всю жизнь промаешься!», «Рад бы жениться, да цветень не велит!». В старые годы все сватовства приканчивались с последним днем дубеня (апреля).

       «Соловей-птица мала-мала, а и та знает, когда травень», - голосит простонародная мудрость: - «мужику ли не знать, что в цветенские дни ему на веку положено!». А положено на соловьиный месяц для сельщины-деревенщины немало всяких заветов многоопытной старины, семь раз примеривающей и один - отрезывавшей во всяком нешуточном деле. Целая стена обычаев, примет и поверий обступает родную им Русь в его зелёные-разцветающие дни. Слывёт особо значимым, из всех выделяется в городах первое цветеня - «гулёный» день; а в деревенской глуши - чуть ли что ни на шаг ступишь в сём причудливом месяце, то и на значимую примету его натолкнёшься.

       Первотравный весенний праздник - чужесторонний гость на хлебосольной Руси: занесли его к нам петровские веремена, - сперва в Немецкую Слободу [Немецкая Слобода - заяузское передместье Москвы, отведённое для жительства иноземцев, кои все у нас слыли в старые годы за «немцев». По большей части сие были торговцы и ремесленники. Врачи были также из иноземцев. С XVII-гo столетия, со веремён Алексея Михайловича, число иносторонцев в Москве значительно выросло, а с воцарением Петра Великого мы видим «немцев» уже и на русской государственной службе. В Немецкой Слободе были у иноземцев и свои богодома (церкви), где они совершенно свободно отправляли все свои духовные нужды] на Москве Белокаменной, где и строились в сей день «немецкие столы» и разбивались «немецкие станы», а потом поприглядывались к нему горожане да и переняли пришедшуюся им по душе весеннюю гулянку весёлую. Стала она сперва "школьным" праздником, а потом и «народно-городским», для мещан да посадских, да торговцев. В настоящее веремя и в деревнях веселится-гуляет молодежь, на свой, русский, лад справляя немецкое «первое мая» - на весеннем зеленеющем приволье-раздольице. А в сию самую пору домовитые володельцы (хозяева), прислушивающиеся к крылатой молве, вспоминают и спешат выполнить на деле мудрые советы старины: «С Запрягальника (1-го травеня) запрягай коня в соху, выезжай в поле, подымай сетево (лукошко с семенами)!», «На первую цветенскую росу (утреннюю) бросай первую горсть яровины на полосу!». С молитвой выходили в старые годы хлебопашцы, бросив три горсти семян, отвешивали три поклона на все стороны, кроме полунощной-северной, а потом шли, бологословясь, от борозды к борозде по всему засеваемому загону. «Вёдро на 1-е цветеня - хороша хлебная уборка, ненастье - всю зиму будешь его помнить да маяться!» - говорят приметливые люди.

       Народная мудрость увещевает сеять хлеб осмотрительно, по старине. А в старину сеяли только в тёплую погоду, да и то не очертя голову. Клал сеятель обе руки наземь, замечал: тепла ли земля, и, только уверившись в сём, начинал ронить зерно, не опасаясь, что заморозки-утренники поздними слезами лиходейки-зимы, укрывающейся в глубинах подземных, поморозят всходы ещё в зародыше. «Сей неделю после Егорья да другую после 1-го травня!» - ведут свою речь приметы: - «Раннее яровое сей, когда вода сольёт, а позднее - когда цвет калины будет в кругу!», «Яровой хлеб сей с одышкой да с поглядкой», «Рожь говорит: сей меня в золу, да в пору; а овёс: топчи меня в грязь, а я буду "князь", хоть в воду - да в пору!», «Лягушка квачет - овёс из-под земли скачет!».

       Второе травня - соловьиный день; с него в середней полосе Руси соловьи запевают, а в старину ловцы-соловьятники выходили в лес на выгодную ловлю певцов сада Божьего, - ходили-бродили целый месяц по тропам-ходам зазнаемым, подманивали в сети, залавливали вольных залётных пташек, дорого ценящихся и о сию пору любителями певчей утехи, а затем - с добычею направлялись в Москву, начинали продажу. «Запоёт соловей на другой день после Запрягальника, будешь с хлебцем!», «По соловьям - и погода!», «Поют соловьи перед 3-м травнем - и весна зацветёт дружно!».


       Пятого цветня - Разсадница»: с сего дня пора высаживать на огородные грядки капустную разсаду. Ещё вечером 4-го травня, опытные огородницы справляют завещанный на сей случай старыми людьми обычай: выносят на огороды надтреснутый горшок, кладут в него выдернутую поблизости крапиву (с корнем) и ставят горшок вверх дном на самую середину середней гряды. Сие делается в огораживание огорода от нападений ворожьей, «завидущей», силы, чтобы ела она - проклятая - одну крапиву жигучую, чтобы не прикасалась ни к чему взращённому трудом праведным. Высаживая разсаду, сведущие люди причитают: «Разсадушка-разсада, не будь голенаста, а будь пузаста; не будь пустая, а будь тугая; не будь красна, а будь вкусна; не будь стара, а будь молода; не будь мала, а будь велика!». Деревенская молва говорит, что сей причёт не мимо молвится, - помогает. Шестого цветеня деревенский люд принимается сеять горох: «6-го - Горошник!», «На 6-е - сеять бел горох не ленися!». Любители красных присловий сеют, а сами, вторя старине, приговаривают: «Сею, сею бел-горох; уродися, мой горох, и крупен, и бел, и сам тридесят, старым бабам на потеху, молодым ребятам на веселье!». Огородники следят на Горошин день за росою: «Большая роса - огурцам большой род». Середи них потому-то и слывёт «Горошник" за «Росенника». Восьмого травеня - засев пшеницы: в степных оболостях. В старину на Пшеничника пекли добрые люди пшеничные пироги, угощая ими не только званых-прошеных гостей, но и каждого прохожего человека, твёрдо памятуя, что «прохожий - человек Божий». Для сего старики выходили с пирогами даже на пересечения дорог за околицу и поджидали странников. «Быть худу, - говаривали, - если вернёшься с обетным пирогом назад домой, а ещё хуже - коли съесть его самим: не найдётся ни странника, ни калеки перехожего, скорми сей пирог птицам!». И. П. Сахаровым записаны слова, в былые годы повторявшиеся не встретившими прохожих людей володельцами (хозяевами) в сей день: «Прогневил я Господа-Создателя при старости лет; не послал мне доброго человека разделить хлеб трудовой; не в угоду Его святой милости было накормить мне горемышняго, при истоме усладить мне старого старика в безвременьице. А и как-то будет мне на мир божий глядеть, на добрых людей смотреть! А и как-то мне будет за хлеб приниматься!..». В наше веремя едва ли встретятся на посельской Руси такие обычаи, но о том, что «8-е цветеня - Пшеничник», деревня до сих пор ещё не успела запамятовать. Девятое травня - «Вешний Никола», наособицу отмеченный в устном простонародном месяцеслове день, богатый всяким красным словом, всяким обрядом-обычаем, как "майская" цветень - цветами духовитыми. «Раннюю пшеницу сей на 8-е, середнюю с 9-го дня, позднюю - 15-го числа!», «С Николы-вешнего сади земляк (картофель)!», «Велика милость Божья, коли на вешнего Николу дождик пойдёт!», - голосит сельскодельческий опыт. У русского народа - два Николы: Никола-вешний - с теплом, да Никола-зимний - с морозом. «Никола-зимний (6-го студеня (декабря) коня на двор загонит, весенний - откормит (на траве)!», «Два Николы: тёплый да холодный, сытый да голодный!», «С Николы (вешнего) крепись, хоть разорвись, С Николы (зимнего) живи - не тужи!», «Не хвались на Юрьев день посевом, а хвались на Николин травой!», «Пришел бы Никола, а тепло будет!». Такими приметами окружает народ день Николы.

       На Николу-вешнего - первое «ночное», первый выезд парней и ребят-подростков на ночную пастьбу лошадей. Егорий коров «запасает», Никола - коней. «Вешний Никола подножный корм коням несёт!» - говорят в народе. Повсюду в деревнях блюдётся обычай справлять в сей день ночной ребячий праздник. В лугах, на выгонах и на запущенном под пар поле розжигаются костры; поблизости пасутся «спутанные» кони, у огня сидят кружком молодые пастухи, едят пироги, пекут земляк (картофель) в золе, игры заводят, вперегонки бегают, целую ночь вплоть до белой зорьки не смыкают очей: «Николу празднуют».

       А в великом почёте на Руси Никола (находится в великом почитании у всех христиан вселённой. Бологоговейно относятся к его имени даже мусульмане и некоторые родноверы (на Руси), слывущий за «Николу-Милостивого», покровителя морей и полей, за крепкую защиту мужика-хлебороба, за грозу всякой нечисти, утесняющей и без того тесную жизнь пашеца. Сей добрый, но строгий старец, по прихотливой воле слагателей былей-небылей, восприял на себя многие черты могучего былинного удальца (богатыря) Микулы-света-Селяниновича. Он примиряет враждующих, связует союзы вековечные. «Како можем достойно хвалити, песньми духовными тя уболожити, дивна и чюдна отца Николая. Отец и начальник, нам же ты добрый наставник, вси бо тобою спастися желаем»... - поётся в одном старинном духовном стихе. Много других песенных сказаний о Николе сохоронилось в народной памяти.

       За Николою - 10-е цветеня. «Кто досевает пшеницу на 10-е - выдет как золото!» - говорит стародавнее вещее слово: «Мокро на 11-го травеня - жди лета ещё мокрее!». На 12-го, «утро в красном кафтане» (т.е. ясная утренняя заря) - к пожарному лету. Тринадцатого числа - «Комарница»: в сей день, по примете, вместе с тёплым ветром налетают комары с мошкарой. Есть поверье, что «комариный народ» улетает по осени, -уносится на крыльях осеннего ветра, - на тёплые моря, где и зимует зиму, чтобы, разплодившись, вернуться в цветне-месяце на Русь. На следующий день, когда перекращаются, по народным наблюдениям, до самой осени холодные ветры, прилетают на старые гнёзда последние перелётные птицы из-за синих морей, с тёплых заморских вод - стрижи быстрокрылые. «Пойдёт 13-е, отойдут сиверы, и ты, стриж, домой летишь!» - приговаривают деревенские погодоведы-краснословы: «Придёт 18-е травеня - последний дубовый листок развернёт!». Если лениво разпускаются листья на Дубах, народ не ожидает хорошего урожая яровых раннего сева. «Сей овёс, когда дуб развернётся в заячье ухо!» - говорят в Тульской оболости. «На дубу лист в пятак, быть яровому так!», - идёт повсеместная народная молва: - «Коли на 18-е на дубу макушка с опушкой, будешь мерять овёс кадушкой!». С сего дня принимается земля «за свой род», - можно услышать в народе.

        «На 20-е - досевай огурцы скорее». Старинная примета советует огородникам делать посадку огурцов скрытно от всех соседей и даже домашних, не принимающих непосередственного участия в работе. Особенно должно скрывать от любопытного ока первую засаженную гряду, а тем более - первый выросший на ней огурец. Сей последний скрывают-закапывают в потаённом месте на огороде, как бы принося жертву покровителям огородов. Если будет много жёлтых, до поры до веремени поблёкших огуречных плетей, - сие приписывается тому, что чьё-нибудь лихое-недоброжелательное око подсмотрел «на росту» первый огурец. 21-е число - день, напоминающий деревне, что пора сеять льны. В некоторых местах сей день так и зовётся: «длинные льны». На сев льна в старину было в обычае не выезжать без выполнения особой обрядности. Старухи собирали в передверие сего дня по двойке яиц с каждой бабы, пекли их «всем бабьим миром» - в одной облюбованной для сего печи и, затем, разкладывали, не без ведома сеятелей, в мешки с семенами; но мужики не должны были проговариваться о своём «знатье», - молча собирались и выезжали они, бологословясь, на вспаханную подо льны полосу, где переже всего и принимались за завтрак, а потом уже - за посев. Скорлупки яиц должны были привозиться домой; там старухи толкли их и подбавляли понемножку в корм курам: чтобы неслись лучше. «Лён с ярью не ладит», а потому деревенский опыт не советует сеять на льнищах ничего иного. «На 25-го цветня - первые худые росы», вередные для пасущейся животины, для деревесной листвы и для малых ребят. «Напала на медяную росу!» - говорят о заболевшей в сей день скотине: «От сей росы и трава ржавеет». В сей день советуют «глядеть рябину»: много цвету - будут и овсы хороши; малое цветенье - жди худа, не будет с овсами толка, хоть сызнова пересевай!. «Знать рябину на цвету, что идёт к мату!». 26-го травеня - «на Карпа» хорошо «коропы» (рыба карп) ловятся. Опытные, приглядевшиеся ко всякому ходу рыбы ловцы и стараются не пропустить сего дня.

       "На 27-го цветня не выноси из дома сору!» - говорит пережившая многие века простодушная народная мудрость. Внимая ей, бологомысленныя деревенские володейки (хозяйки) не метут дома, чтобы не быть худу. Если на следующие сутки, день тихий, - ждёт пашец хорошего урожая. 29-е число - «Колосяница»: рожь принимается выметывать колос. «На Колосяницу» хорошо, по примете, прикармливать скотину хлебом печёным: плодливее будет, володельцам на прибыль да на радость!

       За Колосяницей - Змеиный день следом идёт на светлорусский простор широкий, во все стороны света белого разбежавшийся: на его день выползает из норы всякий гад. Старые люди передостерегают молодежь, чтобы с опаской да с оглядкой ходить по лесу да по лугу. «Идут поездом в сей день змеи ползучия на свадьбы змеиныя», - голосит старинное сказание: «укусит человека гадина, не заговорить никакому знаецу». С сего, змеиного, дня садят бобы, перед посадкой вымачивая их в «озимой воде», натаянной из позимнего (мартовского) снега, собранного заранее по лесным оврагам. «Уродитесь, бобы, и крупны, и велики, на все долина старых и малых, на весь мир!» - приговаривают огородники, сажая их. А через плетень уже новый месяц - июнь-«червень» глядит: конец приходит весёлому, да тяжёлому, цветень-месяцу. Близится вещий «праздник кукушек» с его дышащими пережитком деревнеславянского родноверия сказаниями. А там - рукой подать и до «Ярилы», разгульного чествования назревающих сил природы, берущей верх надо всем ратоборствующим с нею. Не за дальними горами и те дни, когда из конца в конец деревенской Руси зазвенят купальские песни.


    А.А. Коринфский. Народная Русь: Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. Издание книгопродавца М.В. КЛЮКИНА. Москва, Моховая, домъ Бенкендорфъ.1901.

0