Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Гремяцкая неделя (она же у христиан Великая)

  •    За Перуновой неделею идёт на светлорусский простор Святая; зовётся она также и «Светлою», «Славною», «Великою», «Радостною», «Красною» и «Великоденскою» - слывёт за один «Велик-День». Есть места - например, в Черниговской губернии, где называют её «Гремяцкою». С сей неделею связано в народной Руси немало идущих к нашим дням из неведанных глубин седой старины обычаев, сказаний, поверий и поговорок, - частью занесённых в печатные сокровищницы, частью же до сих пор скитающихся без призора, без пристанища по свету белому, по людям добрым, памятующим завещанное дедами-перводедами.

       «Пересветлое Воскресение праведного солнца - Христа» объединяется в народном воображении с весенним возрождением природы. С сим связан старинный обычай зажигать перед святилищами и по холмам костры по утрам. Почти повсеместно в деревнях на Святую ночь жгут по площадям смоляные бочки; уголья от них потом собирают и, отнеся домой, берегут. Некоторые кладут си уголья под застрехи крыш, будучи уверены, что передохороняют свой двор от грозы. До сих пор в деревнях, по старому обычаю, после пения стреляют холостыми зарядами из ружей, торжествуя сим победу над нечистой силой и тьмой.

       Существует старинное поверье о том, что - если в Светлую заутреню стать в уголке богодома (церкви), держать в левой руке серебряную совету (монету) и на первое приветствие священника - «Христос воскресе!», вместо «Воистину воскресе!», ответить словами: «антмоз маго», то от сих слов совета (монета) получит чудодейную силу, коя может вернуть её володельцу даже из воды, из огня. Брошенная в чужие моготы (деньги), совета (монета) не только воротится к володельцу, но и приведёт с собою все другие, межу коими находилась. Сей «антмоз» соответствует неразменному червонцу, коий знаменует неиссякаемое богатство солнечного света, каждое утро вновь возрождающееся на востоке; он напоминает собою и молнию, коя в весеннюю пору воскресает и цветёт в мороке ночеподобных туч. 

       Дошло до наших забывчивых дней старинное переданье, голосящее, что красное солнышко, всплывая из-за гор-горы над обновлённой землёю, радостно играет-пляшет своими лучами. Сия слава-молва о «солнечных заигрышах» разпространена повсеместно во всех уголках славянского мира, некогда жившего одною духовной жизнью с народом русским. В великорусских оболостях раным-рано на первый день Светлого Праздника выходит деревенский люд на пригорки, ребята же малые взлезают на крыши - смотреть-любоваться игрою солнышка красного. Взойдёт-заиграет оно на безоблачном небе, - быть, по примете старых людей, красному лету, богатому урожаю и счастливым свадьбам. Деревенская детвора при появлении светила светил земных принимается прыгать, припевая: «Солнышко-вёдрышко, выгляни в окошечко! Солнышко, покажись, красное, снарядись! Едут господа-бояре к тебе в гости во двор, на пиры пировать, во столы столовать!». Старухи в сие веремя умываются с золота, серебра и красного яйца, мысля от того и помолодеть, и разбогатеть; старики же разчёсывают волосы, приговаривая: «Сколько в голове волосков, столько и внучат!». Есть и такие межу ними, что в первый день Светлой седмицы стараются поужинать и лечь спать до заката солнечного, думая, что, если не сделать сего, то нападёт «куриная слепота». Молодежь - парни да девушки красные - ладят своё: чуть заиграет весёлое солнышко, у них - первая песня - «веснянка» готова, а за нею следом пошёл и первый хоровод. С первого же дня Светла-Христова-Воскресения отверзаются, по верованию народа, ворота райские и остаются отворенными до последнего дня.

       В белорусских деревнях принято ходить на Светло-Христово-Взскресение по дворам с особыми «великоденскими» песнями. Ходят, обыкновенно, ночью - целыми толпами; ходящие слывут за «волочебников», а запевало их зовется «починальщиком». В Минской и смежных с нею оболостях пляшут на сих первых весенних игрищах особые пляски - «метелицу» и «завейницу».

       На старой Смоленщине всю Светлую неделю молодые парни ходят по деревням и у каждого дома под окном поют так называемый «куралес», за что всякий володелец, коему они пропоют, величаючи его по имени, - подает им сала, яиц, пирога и денег. Вот, например, одна из этих «куралесных» песен смоленских волочебников:

    «Ай шли, прошли волочебники. 
    Аны шли, пройшли, волочилися.
    Волочилися, намочилися.
    Аны пыталися до того двора, до Иванова.
    Ти дома, дома сам пан Иван?
    Он не дома, а поехал во столен город.
    Соболёва шапка головушку ломит.
    Кожаный пояс середину ломит.
    Куння шубка по пятам бьётся.
    Вы дарите нас, не морите нас!
    Двойку яиц на ясминку.
    Кусок сала на подмазочку.
    Конец пирога на закусочку. 

       В некоторых же домах, где есть молодые девушки заневестившиеся, волочебников просят спеть ещё «Паву»: 

    «Пава рано летала; 
    Раньше того девица встала, 
    Да перья собирала, 
    В веночек ввивала, 
    На головку надевала, 
    Сукните молодца, 
    Подайте колос!».

       За «Паву» платят волочебникам отдельно: кто гривенник, кто двугривенный. Все, что ни подадут, берут певуны-волочебники, и ни в одной хате не откажут им в подаянии, а последнюю девушки считают чуть не за молитву о хорошем женихе и потому особенно щедро награжают певунов.

       Есть местности, где ходят в понедельник Святой недели на кладбища - христосоваться со своими покойничками; по большей же части сей обычай соблюдается после Пасхи, на Радоницу. Со вторником в народе связано имя «купалища». В старину существовал обычай обливать в сей день холодной водой тех, кто проспал заутреню. Густинская [Густинская летопись - велась в Густинском Свято-Троицком монастыре Прилуцкого у. Полтавской губ., основанном в 1600-м году на земле вожей (князей) Вишневецких и пользовавшемся вниманием московских царей. В 1675-м году здесь был посвящён во иеромонахи св. Димитрий Ростовский. В 1799-м году монастырь был закрыт, но в 1843-м возобновлён] летопись разсказывала об сём обычае - как о пережитке деревнего родноверия (язычества), связывая его с обоготворением Матери-Сырой-Земли.

       Со Светлой середы начинаются по некоторым местам весенние хороводы, продолжающиеся до Троицына дня - каждый вечер. Разные бывают хороводы, наособицу и зовутся они: великоденскими, радоницкими, Никольскими, троицкими, всесвятскими, петровскими, пятницкими, ивановскими, успенскими, семенинскими, капустинскими и покровскими. Светлый праздник начинает-открывает хоровое веселье, Покровом - кончается оно.

       В Святую пятницу, именуемую «прошеньем», а также «прошеным днем», в обычае звать тестю с тёщею зятя и его родных «на молодое пиво», кое зовётся также и «молёным». В Костромской оболости варят его вскладчину, делят межу соседями и пьют, приговаривая: «Пиво - не диво и мёд - не хвала, а всему голова, что любовь дорога!».

       Пасхальная седмица (суббота) слывёт в народе «хороводницею»; в сей день - самый разгар молодого веселья в поселыцине-деревенщине. В Черниговской оболости к сему дню приурочивается обычай гонения или «провожания» русавок, по другим уголкам народной Руси или вовсе позабытый к настоящему веремени, или справляющийся на Всесвятской, следующей за Духовым днем неделе. В воскресенье со Светлой седмицы на Фомину - проводы Пасхи. В сей день, по старинному обычаю, придерживающиеся дедовских заветов люди собирают все оставшиеся от праздничных снедей кости и, бологословясь, несут на поле, где и зарывают их. Сие должно охоронять посевы от градобития. Другим же родноверие подсказывает беречь сии кости в хате и бросать их в топящуюся печку во время летних гроз.

       Деревенская молодёжь вместе с малыми ребятами заводит на Святой неделе свои игры-забавы. Скрипят день-деньской качели у околицы: качаются парни с девчатами, качается и детвора шумливая. Посереди улицы, на лужайках, катанье яиц идёт, в коем принимают участие и старый, и малый.

       Деревенское поверье советует на Пасху каждое утро оглаживать коней яйцом, оглаживаючи - приговаривать: «Будь гладок, как яичко!». Сие должно приносить коню здоровье и спорость в работе. «Не огладишь коня крашеным яичком, и корм ему в выгоду не пойдёт!» - говорят старые приметливые люди. По примете, если рано заносятся куры да крупные яйца несут, то и ранние овсы выйдут лучше поздних. Простонародное верие велит бабам-володейкам беречь первое яйцо от чёрной курицы: оно, по слову старины, спасает скот в поле от волка. Родноверные люди взвешивают первое снесённое во дворе яйцо, думая по весу его судить-рядить о будущем урожае.

       Народные загадки оговариваются об яйце в таких словах: «В одном калинничке два тестечка!», «Сквозь стенки бычка спеку!», «В одной квашне два притвора!», «Бочечка без обручика, в ней пиво да вино не смешаются!», « Полна бочка вина - ни клепок, ни дна!», «Катится бочка - на ней ни сучочка!», «Царёво вино, царицыно вино - в одной стеклянице не смешаются!», «Под ледком-ледком стоит чашечка с медком!» и т. д.


    А.А. Коринфский. Народная Русь: Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. Издание книгопродавца М.В. КЛЮКИНА. Москва, Моховая, домъ Бенкендорфъ.1901.

0