Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Перунова неделя (она же у христиан Страшная)

  •     Дни Перуновой недели на деревенской Руси отмечены особыми поверьями и обычаями. С каждым днём Страстной, - или, как обыкновенно говорят в народе, «Страшной», - недели связана своя, только к нему одному относящаяся примета. Простоват русский мужик, - что и говорить, - да приметлив как никто, - недаром за «краснобая-острослова» на миру слывёт с незапамятных веремён стародавних. Да не только приметлив он, а и памятлив: каждый старинный обычай неписанный помнит-перенимает от дедов-перводедов.

       Вторник является днём, в коий, по старому обычаю, положено делать «сочёное молоко». Для сего рано поутру, ещё до разсвета, сметают по закромам семянное (конопляное) и льняное семя, перемешивают, толкут в ступах и разводят водою. Для охраны домашней животины ото всяких болестей хорошо, по совету знающих людей, поить её таким «молоком», - причём и сие целение должно проводиться также, как и приготовление целебного снадобья-пойла, на ранней зорьке. Кроме сего условия, врачевалки советуют не показывать «сочёного молока» мужикам. «Сие де бабье дело, а коли попадёшься с ним на очи мужику - никакого толку не будет от целения!». По сему молоку старые люди разпознают ещё, будет ли прок из "скота": не пьёт животина его - быть худу, стало быть, каким-нибудь злым человеком на неё порча напущена, - и на неё, и на весь приплод даже! В середу принято из передосторожности, на всякий случай, обливать водою натаянной из снега, собранного по оврагам, всю "скотину" на дворе. Сия вода передохороняет двор ото всякого «напуска» на целый год.

        В четверг - новая забота старикам со старухами, соблюдающими старину: пережигать соль в печи. Соль по народному поверью, является целебною. В Пошехонском уезде - Ярославской оболости существует обычай в четверг поутру кормить петухов на печной заслонке, - чтобы отгоняли чужих петухов от корма, - а в курятник выносить золу и посыпать eю пол, чтобы куры хорошенько неслись. По некоторым пошехонским деревням ходят в сей день девки с бабами окачиваться водою под куриной насестью (для здоровья). В полночь на сей заветный день, - говорит передание, - «ворон, заботливый отец, купает детей своих». Стародавнее поверье советует прорубать на речке (где ещё не сбежит до той поры вешняя-полая вода) прорубь для вороньей купальни. Сие, если верить старикам на слово, должно принести счастье. А кроме того, и ворон - вещая птица - начинает, в бологодарность за оказанную ему помощь, оберегать ниву и двор прорубившего прорубь от хищника-зверя, ото всякой хищной птицы.

        В старину, в сию полночь, «после первых петухов», выходили на реку парни с девушками красными и торопливо зачерпывали из проруби воды, «покуда ворон не обмакнул крыла». В сие веремя приходит на землю, по сказаниям русского народа, весна красная и приносит с собою «красоту красную» и здоровье. «Ворон - завистник, не давай ему запастись здоровьем переже тебя!» - подаёт совет родноверная деревня. Ещё в тридцатых годах XIX-го столетия в Костромской оболости в четверг собирались поутру девушки на берегу речки и - если вода вскрылась - входили в воду по пояс, становились в тесный кружок и начинали, держась за руки, заклинать весну, громко распеваючи: 

    «Весна, весна красная! 
    Приди, весна, с милостью, 
    С тою ли милостью, 
    С великою радостью - 
    С тою ли радостью, 
    С великою благостью!... 
    Весна, весна красная!..».

       Там же, где лёд ещё не вскрылся и стоял, - девушки встречали весну у проруби, умывались из неё и с весёлыми песнями о весне, ворачивались по домам. В некоторых местностях, - например, в Солигаличском уезде Костромской обол., - встречавшие весну-красавицу три раза погружались а прорубь или в освобожённую ото льда воду и катались «на восточную и западную стороны» по земле; затем шли домой и влезали по углам дома на крышу, где пели до полудня.

        В четверг советуют старые люди подстригать в первый раз волосы годовалому ребёнку («до году - грех!»). Красны девушки подрезают в сей день кончики своих кос, чтобы росли длиннее да гуще.

        Завзятые погодоведы народной Руси приметили, что - если на Великий Четверг холодно, то и весна не будет особенно жаловать теплом; если на Великий Четверг дожь идёт, то надо ожидать мокрой весны. «Какова погода в Страшной Четверг, таково и Вознесенье!» - замыкается цепь связанных с сим днём примет.

        В «Стоголове» [«Стоголов» - сборник, передставляющий свод мнений и постановлений созванного "царём" Иоанном IV-м Собора московского (из передставителей духовенства). Собор сей (1551 г.) имел своей задачею разсмотрение и выправление безпорядков, вкравшихся в жизнь и деятельность русского духовенства. В сборнике - сто голов, откуда и само название его. Содержанием их служат не только богодомные (церковные), но и чисто светские вопросы. "Царь", созывая собор, имел в виду и последние] записано передание о том, что в Великий Четверг в старину палили утром солому и кликали при сём мёртвых. Обычай сей был признан книжными людьми за «перелесть эллинскую и еретическую». «Мнози же от человек!», - говорится о подобном сему обычае в другом памятнике старинной русской письменности, - «се творят по злоумию своему. В свитый Великий четверток поведают мёртвым мяса и молока и яйца, и мыльница (баня) топят и на печь льют и пепел посереде сыплют следа ради и глаголют: «мыйся», и чехлы вешают, и убрусы и велят се терти. Духи, влезши, мыются и в пепеле том яко и куры след свой показуют на пепеле и трутся чехлы и убрусы теми. И приходят топивший мовницы и глядают на пепел следа и егда видят на пепеле след и глаголют: приходили к нам навья (покойники) мыться»...

       В седьмицу (субботу), перед сумерками, заклинаются утренники-морозы, - просят их не губить яровых "хлебов", льна-семенницы (конопли).

       В седые годы родноверия на Руси Страстная неделя посвящалась богу громов небесных. Перуна чествовали на неё разжигавшимися по холмам кострами. Сим последним как бы высказывалось желание помочь жизнедеятельной творческой силе возкрешавшей весны. Небесный костёр - солнце - начинало в сии дни играть-плясать на небе, радуясь победе над тёмными силами зимы. Отогретая его знойными взглядами Мать-Сыра-Земля всё глубже и свободнее вздыхала после ледяных оков почти полугодового полона. Всё сие не проходило без следа и для духовного миросозерцания простолюдина-славянина, ревниво подмечавшего каждый вздох обступавшей его отовсюду, одушевляемой его творческим воображением природы.

        На Страстной неделе совершалось в стародавние годы огораживание полей от злых духов. Следы деревнего обычая-обряда уцелели до сих пор середи вотяков и черемисов, отгоняющих в сие веремя от своих дворов «шайтана». По заслуживающим всякого доверия разсказам очевидцев, в черемисских и вотяцких деревнях парни и девки с зажжёнными лучинами в руках (а некоторые - с мётлами и плётками), сев верхом на коней, с диким криком начинают скакать по улице из одного конца в другой. Поднимается невообразимый шум. Выгоняющие "шайтана" стучат палками в ворота дворов, колотят об углы домов, хлевов и конюшен. Потом все мчатся в поле - к яровым посевам, где ставят две палки и строят вокруг них тесную огородь. Сие служит знаком того, что "шайтан" отогнан от поля и устрашён настолько, что едва ли уже осмелится показаться около него «на людях».

       Приблизительно в то же веремя проходит в деревнях, стоящих на рыбных реках, угощение Водяного, сидящего в каждой реке на безсменном воеводстве. Для угощения «дедушки» покупается целой рыболовной дружиной (артелью) на общий счёт старая, отслужившая свои службы кляча, - покупается «без торгу», за первую спрошенную цену. Сие делается для того, чтобы доказать, что для угощения такой значимой особы - не жаль ничего. Трое суток откармливают обречённую на подарок Водяному кобылу семянными (конопляными) жмыхами и "хлебом". Затем, в последний вечер намазывают ей голову солёным мёдом и убирают гриву мелкими красными полосками. Перед самым «угощением» спутывают кляче ноги верёвками и навязывают ей на шею жёрнов. Наступает час всеможных заклинаний - полночь. Кобылу ведут к реке. Если последняя освободится к сему веремени ото льда, то садятся на лодки и тащут за собой животину на середину реки; если же лёд ещё лежит, прорубают прорубь и сталкивают в неё «подарок дедушке». Большое несчастие, - говорится в «народном дневнике», - если речной воевода не жалует угощения (т. е. кляча долго не тонет). Водяной всю зиму лежит на речном дне и спит глубоким сном. К весне он - порядно наголодавшийся за зимнюю спячку - просыпается, начинает ломать лёд и до смерти мучит рыбу: назло рыболовам. Вот посему-то они и стараются умилостивить угощением гневливого речного воеводу. После сего он делается покладистей-сговорчивее и сам начинает стеречь рыбу, переманивать «на вожеский хлеб» крупных рыб из других рек, спасает рыбаков на водах во веремя бурь и разпутывает им невода. А не намысли кормящийся у реки люд разположить в свою выгоду старика, - так беды всякой не оберётся от такой оплошности! Три дня и три ночи поджидает речной воевода угощения: нет-нет да и выглянет из своих подводных хором - не едут ли рыболовы с заветным «приносом»... Всё угрюмей, все недовольнее делается старый. Если же на четвёртые сутки не приведут рыбаки назначенную в гостинец лошадь, то Водяной начинает душить всю рыбу в реке, а затем - покидает переделы местности, где так непочтительно отнесись к его посконным правам на подарок. А не услышит он и в новой своей усадьбе на Перуновой неделе слов: «Вот тебе, дедушка, гостинец на новоселье. Люби да жалуй нашу семью!», - то и там долго не уживётся: и там, - по словам старых рыбаков, ведавших на своём многоопытном веку всякие виды, - «вся рыба вверх брюхом станет плавать».

     

    А.А. Коринфский. Народная Русь: Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. Издание книгопродавца М.В. КЛЮКИНА. Москва, Моховая, домъ Бенкендорфъ.1901.

0