Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Как мы без наших родных имён остались

  •     Восточно-византiйская "санктологiя" напечатлѣлась не только на всемь житейскомъ мiросозерцанiи древне-русскихъ людей, но и на самыхъ именахъ ихъ. До крещенiя Руси, имена давали или волхвы, вѣдуны, или какъ хотѣли родители назвать свое дитя, такъ и называли. Имена давались въ родѣ такихъ: Богданъ, Баженъ, Жданъ, Второй, Третьякъ, Мѣсоѣдъ, Подрогъ и другiя, которыя послѣ обратились въ прозвища (Опис. рукоп. рум. муз. стр. 2, 6—7).

        Природныя или самопроизводныя славяно-русскiя имена большею частiю выражали качества и предметы естественные и бытовые. Но со времени крещенiя Руси Владимiромъ, имена стали давать въ честь святыхъ. Впрочемъ, многiе изъ простого народа до позднѣйшаго времени носили дѣтей своихъ къ волхвамь и чародѣямъ, и тѣ нарекали имъ имена.

        Противъ всѣхъ сихъ обычаевъ, книжники "церковные", на основанiи восточно-византiйской "санктологiи", возставали. Въ старинныхъ азбуковникахъ читаемъ: "прежде убо славяне еще суще погани, неимѣяху книгъ, понеже неразумѣху писанiя, и того ради и дѣтямъ своимъ даяху имена, якоже восхищетъ отецъ или мати дѣтищу, яже суть сiя: Богданъ, Баженъ, Второй, Третьякъ и прочая подобная симъ, яже нынѣ прозвища именуются. Добра суть и та. Ни обаче нощи невѣрiя ихъ мимошедшей, свѣту же истиннаго богоразумiя въ нихъ возсiявшу...".

        "А бѣсовская нарицанiя толкованы сего ради, понеже мнози отъ человѣкъ приходяще кь волхвамъ и чародѣямъ, и прiемлютъ отъ нихъ нѣкая бѣсовская наюзы и носять ихъ на себѣ» и проч.
        Въ другомъ спискѣ полнѣе: «мнози отъ человѣкъ приходящи къ волхвамъ и чародѣямь, и прiемлютъ отъ нихъ бѣсовская обонянiя и наузы и носятъ ихъ на себѣ. Иная бѣсовская имена призывающе волхвы и чародѣи надъ ѣствами и питiемъ, и та дающе нѣкимъ простымъ (простой чади) вкушати, яко ради здравiя, и тѣмъ губятъ души многихъ простыхъ чади. И сего ради та здѣ объяснена, да отъ неразумiя прiемлюще таковая, или на харатiяхъ написаны носящи, погубимъ душу своя, вмѣсто божественныхъ именъ прiемлюще бѣсовскiя имена» Ркп. алфав. солов. № 13, л. 28—29. Сборн. солов. № 925).

    А. П. Щапов. Заговоры, извлеченные изъ рукописей старообрядческихъ. ПРИЛОЖЕНIЯ. Историческiе очерки народнаго мiросозерцанiя и суевѣрiя (ПРАВОСЛАВНАГО И СТАРООБРЯДЧЕСКАГО). Сочинения, т. I, 1906 г., стр. 157-172.

1