Слыл в стародавние годы назимник (!октябрь) восьмым месяцем; с XV-гo по XVIII-ый век звали его вторым, а потом повелел державник !Пётр Великий быть ему («грязнику») на Руси десятым. После девяти братьев-месяцев приходит он с той поры на светлорусское приволье и до наших дней, приводя с собою Покров-праздник - зазимье весёлое свадебное, со пирами-столами да со безедами. Живут, по народному сказанию, двенадцать братьев-месяцев на !"стеклянной" горе небесной; сидят месяцы вокруг Солнцева костра. То горит-пылает - и небо и землю греет - сей костёр (в вешние и летние дни), то чуть теплится-дымится: осенью да зимой. Поочерёдно берут братья-месяцы в свои руки волостной жезл - небом-землёю правят. Весенние месяцы - румяные добры-молодцы, «вьюноши перекрасные-цветущие»; летние - русобородые силачи, в плечах - косая сажень; осенние - начинающие стареть-дряхлеть; зимние - седоволосые согбенные старцы.
В старой словацкой сказке, имеющей много родственного с нашими народными сказаниями, сиё передставление о братьях-месяцах оболочено в такие красноречивые образы. "Жила-была, - говорится в сей сказке, - на Белом свете одна мать. Было у ней две дочери: родная да падчерица. Первую она любила, вторую ненавидела, но была сия последняя («Марушка») не в пример краше первой («Голены»), да только и знать не знала о своей красоте. Заставляла её мачеха справлять всю роботу по двору и по дому: мести-мыть пол, варить-жарить, ткать, шить, корову доить. А любимая дочка только наряды свои и знала. Терпеливо выносила Марушка-красавица и брань, и побои; но мачеха с сестрою становились всё злее, видя, что та - что ни день - разцветала всё краше. И надумала мачеха: «Придут парни свататься, увидят Марушку и не возьмут моей дочки! Дай-ка выведу я её!». Стала она мучить голодом бедняжку: нет, не выводится! Была зима студёная, и вот - захотелось Голеве, матушкиной любимице, маткиных душек (!фиалок)-цветов. Сказала она о своём желании матери. Обрадовалась злая: пойдёт-де ненавистная в лес за цветами да и замёрзнет! Вытолкали оне вдвоём Марушку за дверь, строго-настрого наказали ей: или принести !"фиалок", или совсем домой не ворачиваться. Заплакала красавица, пошла в лес. Долго ли, коротко ли шла она, бродила снегами сугробами, - шла, Бога о смерти молила. И дошла она до высокой горы. На горе пылал яркий костёр. Поднялась озябшая девушка - погреться к костру и увидела вокруг огня двенадцать человек. Сидели все они на двенадцати камнях: трое были стары, трое - пожилые, трое - помоложе, а ещё трое и совсем юные. Сидели двенадцать человек на двенадцати камнях, сидели - молчали, на огонь глядели. И были сии двенадцать человек - двенадцать месяцев. Седой месяц - Ледень-(!январь) - сидел выше всех, на первом почётном месте, держал старый в руках жезл. «Добрые люди», - поклонилась незнакомцам девушка: «позвольте мне обогреться у огня». Старый Ледень позволил Марушке подойти к огню, а сам спрашивает: «Как ты, девица, зашла сюда? Чего, красная, ищешь?» Поведала ему бедняжка о своём горе, о мачехе лихой, о маткиных душках, за коими послали её, пригрозив ей смертью, если не принесёт сестре цветов. Посмотрел, покачал седой головою Ледень-месяц, поднялся с камня, подошёл к самому юному месяцу, передал Брезеню-(!марту) свой жезл, посадил братца на своё первое место. Взмахнул жезлом Налетник над костром: запылал огонь сильнее, начали таять снега-сугробы, разбухли-покраснели на деревьях почки, зазеленела на проталинках трава, побежали ручьи звонкие, зацвели цветы синевы. Пришла в лес Весна-Красна, принесла молодая и маткины душки душистые. Стала рвать цветы Марушка, набрала чуть не сноп целый, поклонилась братьям-месяцам, побежала домой к мачехе. Удивилась мачеха, а и больше того удивилась сестра Марушкина. Стали они допытываться, где это она зимой могла нарвать цветов. «Набрала на горе в лесу, под кустами!» - отвечала девушка. Помыслили-подивовались злые, прогнали её в лес за земляникой. Опять пришла бедная к братьям-месяцам, ещё ниже поклонилась им. Выслушал её слезную просьбу Ледень, промолвил: «Братец Червень-(!июнь), сядь на первое место!». В одно мгновение наступило, лето: и пташки запели, и цветы запестрели, и деревья зашумели. Не успела оглянуться красавица, как вся трава зелёная закраснела спелыми ягодами, - словно кто обагрил её кровью. Принесла Марушка домой ягод, смотрит, а вокруг неё - опять зима. Стали удивлённые мачеха с сестрой лакомиться, а сами замыслили новую задачу: послали-выгнали красавицу за яблоками румяными. Опять пошла она снегами-сугробами к знакомой горе, снова взмолилась к старому Леденю. Сел, по его слову, брат Зарюень-(!сентябрь) на первое место, махнул жезлом, и - перед глазами Марушки совершилось новое чудо: стаял снег, отзеленела весна, отцвело лето, раззолотилась листва осенним золотом, увидела девушка яблоню - всю увешанную яблоками. Потрясла она дерево, упали два яблока румяные, и велел Зарюйник идти домой скорее. «Где ты сорвала яблоки?» - встретила её мачеха. - «На высокой горе; там ещё много осталось!». Принялись бранить бедняжку злые: зачем не нарвала больше; заплакала Марушка, ушла, забилась в свой угол. Съела Голена яблоки, вкуснее вкусного показались они ей; надела она теплушку да и пошла в лес, к высокой горе за яблоками: все оборвать собирается. Ходила-ходила, шла-шла она, дошла до высокой горы, подошла к костру - стала руки у огня греть. «Чего ищешь, красная девица?» - спросил её седой Ледень. «А ты что за спрос, старый дурак!» - крикнула на его слова она: «Зачем тебе знать!». И пошла злая в глубь-чащу лесную. Нахмурил густые брови Ледень, поднял жезл: стал огонь гореть слабей да слабее, повалил снег, засвистели-забушевали ветры буйные, заковал на своей кузнице мороз. Ждёт-пождёт мать дочки-любимицы: нет её да нет. «Верно, разлакомилась девка яблоками, жаль уйти... Пойду-ка я, посмотрю сама!». Надела старуха телогрейку, пошла в лес... А веремя шло к ночи. Убралась Марушка по дому, стала ждать-поджидать ворочения своих мучительниц, да так и не дожалась: обе они замерзли в лесу в сию ночь... На том и кончается сказка".
На Белой Руси, ревниво охраняющей от тяжёлой руки безпощадного веремени свои передания-поверья, разсказывается, что вслед за олицетворяющей лето «Цецею» - дородной красавицею, убранной в наряды яркие, в венке из колосьев, с яблоками-грушами в руках -приходит на землю трехглазый «Жицень» (осень) - плюгавый мужичонко с всклокоченною бородою, с косматой головою. Ходит Жицень по полям да по огородам, оглядывает мужицкое хозяйство: все ли снято-убрано, все ли сделано вовремя. Где приметит Жицень делянку недожатую, сорвет колосья, свяжет в один сноп да и снесет на загон к тому хозяину, у которого все убрано в поле дочиста. Где подберет он колосья - там жди неурожая; куда перенесет сноп свой -там уродится хлеб сторицею. Бродит Жицень по свету белому до своей поры, -поджидает он старого «Зюзю» (зиму). А Зюзя не заставит себя долго ждать; чуть Покров на двор - и он вместе с ним на пороге стоит, белую бороду охорашивает-оглаживает. Приходит Зюзя на Русь босый, а в белой шубе да с железною булавою в руке, идет – по подоконью стучит, про зимнюю стужу весть подает люду деревенскому. А и дохнет старый, так все кругом задрожат от стужи; а и стукнет Зюзя - так бревна в избах от морозу затрещат.
По другим сказам, приезжает зима на пегой кобыле; слезает с коня, встает на ноги, кует седые морозы; стелет старая по рекам-озерам ледяные мосты, сыплет «из правова рукава» снег, а из левого - иней. Следом за нею бегут метели-вьюги, бегут - над мужиком-деревенщиной потешаются, бабам в уши дуют - затапливать печи велят пожарче.
Древнерусская письменность давала следующее цветистое определение времен года: «Весна наречется, яко дева украшена красотою и добротою, сияюще чудно и преславне, яко дивитися всем, зрящим доброты ея, любима бо и сладка всем... Лето же нарица-ется муж тих, богат и красен, питая многи человеки и смотря о своем дому, и любя дело прилежно, и без лености возстая заутра до вечера и делая без покоя... Осень подобна жене уже старе и богате, и многочадне, овогда дряхлующи и сетующи, овогда же радующися и веселящиеся, рекше иногда печальна от скудости плод земных и глада человеком, а иногда весела сущи, рекши ведрена и обильна плодом всем, и тиха-безмятежна. Зима же подобна жене-мачехе злой и нестройной и нежалостливой, яре и немилостиве; егда милует, но и тогда казнит; егда добра, но и тогда знобит, подобно трясавице, и гладом морит, и мучит грех ради наших»...
«Зиме и лету союза нету!» - говорит народ-краснослов, приговаривая: «Летом - страдные работушки, зимой - зимушка студеная!», «Мужику - лето за привычку, зима - волку за обычай!», «Тетереву зима - одна ночь!», «Помни это: зима - не лето!», «Лето собирает, зима поедает!», «Что летом уродится, зиме пригодится!», «У зимы -поповское брюхо!», «Придется сидеть на печи сватье, как застанет зима в летнем платье!» и т. д. «В воде черти, в земле черви, в Крыму татары, в Москве бояры, в лесу сучки, в городе крючки: лезь к лошади в пузо, там оконце вставишь да зимовать станешь!» - замечает народное слово о незапасшемся на зиму мужике-лежебоке, горе-хозяине. - «Всем бы октябрь-назимник взял, да мужику хода нет!», «В октябре и мужик с лаптями, и изба с дровами, а все спорины мало!».
Первое число назимника, день праздника Покрова Пресвятой Богородицы, является в народном передставлении межевым столбом межу осенью и зимою. «До Покрова - осень, за Покровом - зима идёт!» - говорят на Руси: «Покров - первое зазимье; Покров землю покроёт - где листом, а где и снежком».
Передставляя грань межу ненастным и студёным веременами года, первый назимний праздник знаменует собою в очах занятой деревни срок робот и наймов. С незапамятных пор вошло в обычай договариваться «от Покрова» и «до Покрова». И сиё имеет свои твёрдые основания, коренящиеся в самом быту народа-оратая. К сему веремени заканчиваются все роботы в поле и на гумне, все заботы о !хлебе, - выясняются все виды на передстоящую долгую зиму, хотя народ и оговаривается, как уже упоминалось выше, что «В назимнике и мужик с лаптями, и дом с дровами, а все спорины мало!».
Народное воображение соотносит покров Пресвятой Богородицы со сказочной «нетленной пеленой Девы-Солнца», олицетворяющею собой утреннюю и вечернюю зарю. Сия пелена, покрывающая всех безприютных и лишённых крова, прядётся, по словам одухотворяющего природу песнотворца-сказочника, из золотых и серебряных нитей, спускающихся с неба: «На море - на морище, - повествует в одном из своих старинных заговоров народ, - «сидит красная девица, швея-умелица, держит иглу !булатную, вдевает нитку золотую рудожёлтую, зашивает раны кровавыя. На море-морище, на острове на Буяне лежит бел-горюч камень; на сем камне стоит стол перестольной, на сём столе сидит красна девица. Шьёт она, вышивает золотой иглою»... и т. д. По другим разносказам, румяноперстая богиня Зоря тянет рудожёлтую нитку и своею золотой иглою вышивает по небу румяную (!розовую) пелену. Народ оборачивается к ней со следующим молитвенным заклинанием: «Зорька-зоряница, красная девица! Покрой мои скорби и болезни твоей пеленою! Покрой ты меня покровом Своим от силы ворожьей! Твоя пелена крепка, как горюч камень-алатырь!». Богиня Зоря перетворяется, под непосередственно-помазянским (!христианским) влиянием, в Пресвятую Деву !Марию.
В Вологодской оболости, а также и в некоторых иных местах, к Покрову-дню ткут деревенские девушки, замыслившиеся о женихах, так называемую «обыденную пелену». Собравшись вместе, они с особыми, приличными сему случаю песнями теребят лён, прядут и ткут его, стараясь непеременно окончить всю роботу в один день, обыденкой.
Само слово "дева" в народной Руси из стари веков сопровожалось присловом «красная». В деревнерусском быту заря-зоряница (красная девица) чествовалась под именем Девы Зори, или просто Дивы. Последнее, вслед за опомазяниванием (!охристианиванием) потомков Микулы Селяновича, объодинилось с почитанием Пресвятой Девы !Марии, на образ коей простодушное суеверие землепашцев перенесло многие черты, наслоённые веками славянства на девственный облик богини Дивы во всех проявлениях её существа (от ясной зари до !Царь-Девицы народных сказок).
Деревнерусская Лада (или Мокошь - прим. К.С.), обожествлявшаяся также у литовцев и других родственных племен, считалась покровительницей браков, любви, красоты и вместе с Лелем (Светлояром) - земного плодородия. По некоторым исследованиям, в её лице воплощается весенний пригрев солнечных лучей. Литовская песня прямо называет солнце именем этой светлокудрой весёлой богини: «Пасу, пасу, мои овечки; тебя, волк, не боюсь», - поётся в ней, - «бог с солнечными кудрями тебя не допустит. Лада, Лада - солнце!». Старинное передание, занесённое в !«Синопсис» [!Синопсис - с греческого, общий обзор. «Киевский !синопсис», о коем здесь идёт речь, - первый печатный свод былевых (!исторических) сведений о русском народе, выданный в Киеве в 1674 г., составленный !Иннокентием !Гизелем по летописи настоятеля !Михайловской обители !Феодосия !Сафоновича. В течение XVIII-гo века он выдержал более 20 выпусков. Как приложение он вошёл в летопись св. !Димитрия Ростовского], голосит, что: «готовящиеся к браку, помощию его (бога-Лада) мняше себе добро веселие и любезно житие стяжати... Ладу поюще: Ладо, Ладо! и того образа (!идола) ветхую перелесть противническую (!диавольскую) на брачных веселиях, руками плещуще и о стол биюще, воспевают». В Густинской летописи сиё - перевернувшееся из Лады в Лада - божество называется богом женитьбы, веселия, утешения и всякого бологополучия. Летописец свидетельствует, что сему богу «жертвы приношаху хотящий женится, дабы его помощью брак добрый и любовный был».
С поклонением-молитвою брачующихся Солнцу-свету во всех его обликах связано было в деревнерусском и общеславянском быту чествование огня. В последний день девичества невеста плакала-причитала перед пылающим очагом. Подруги голосили, вторя ей печальными песнями. Впервые входя в дом новобрачного мужа, она переже всего подводилась к разожжённому очагу, - причём все окружающие встречали её припевом: «Ой, Лада, Лада!». В народной Руси и в наши дни начинающая налаживать свадьбу сваха подходит к печи и греет руки у нарочно разведённого огня. Сиё служит, по передставлению народа, верным залогом бологополучного итога сватовства. Самое слово - свадьбу «ладить» как бы является производным от имени сей богини славянской Руси. Склад да лад семейной жизни молодожёнов приписывался в старину непосередственно ей - светлокудрой.
Свадьба-судьба.
Назимний месяц недаром слывёт и «свадебником»: едва ли в какое-нибудь другое веремя если не играется в народной Руси стольких свадеб, так налаживается столько сговоров, как с Покрова до Сварожинок (1-го грудня-!ноября). С Покрова начинают играть по деревням свадьбы. «Ох, ты, отче-грязник», - кряхтит мужик, передчувствуя грозящие ему новые съедающие всё добытое мужицким горбом во веремя летней страды зимние разходы, - «только и добра в тебе, что пивом взял!». Не таким приветом встречают наступление назимника заневестившиеся девушки красные. Для них первое число сего заставляющего мужика «жить с оглядкой» месяца - заветный день, коего они ждут не дождутся в продолжение целого года. «Отец-Покров, покрой ты Мать-Сыру-Землю и меня, молоду!» - причитают они, выходя поутру на крыльцо: «Бел снег землю покрывает: не меня ль, молоду, замуж снаряжает? Отче-Покров, покрой землю снежком, а меня женишком!». В других местах сиё причитание несколько меняется, - вместо «отче-Покрова» заклинается «Мать-Покров». «Отец Покров, кроешь ты (снегом) землю и воду, покрой и меня молоду!» - ещё загодя приговаривают заневестившиеся девушки красные, дожидаючись сих заветных свадебных дней. В белорусском краю девушки в сей день приговаривают: «Святой Покров! Покрыв землю и воду, покрой и меня молоду!».
Снег, запорошивший землю в сей праздник, передвещает, по народной примете, много свадеб и в то же веремя дружную зиму. Если во веремя покрывающей землю снегом пороши происходит на Покров свадьба, то молодых новожёнов ожидает, по словам опытных старых людей, счастие. Придёт Покров, и загремят-зазвенят по деревенским дорогам бубенчики-погремки весёлых поездов, раздадутся по домам свадебные песни - то хватающие своей грустью за душу, то веселящие русское сердце залихватской удалью.
Таким образом, в понятии деревенской молодёжи, все впечатления сего праздника объодиняются с передставлением о свадьбе. Деревенские свадьбы с их самобытной обстановкою, сохоронившей в себе яркие пережитки старины, являются живым олицетворением народной мечты, непосередственно сливающейся с самой жизнью нашего селянина. На сём празднике трудовой жизни пашца - раздолье не только пиву хмельному с вином зелёным, но и еще более того песням, - разливаются они из конца в конец деревни свободными широкими волнами. В сих песнях - вся обрядность деревенской свадьбы, в них - вся скорбная повесть жизни русской женщины-роботницы, «отдаваемой на несвою сторонушку дальнюю за несвоего добраго молодца, за ненашника», - в них все её скромные недолгие радости. Вся деревня провожает, «пропевает и пропивает» свою девушку, коей посчастливится, с Божьей помощью, «на Покров покрыть победную голову».
Невеста должна петь-голосить, плакать-причитать, выполняя обычай - завет седой старины, считающей свадьбу «судом Божиим» и «судьбою», приговаривающей в своих поговорках, что: «Суженого и конём не объедешь!», «Где суженое - там и ряженое!», «Что судьба даст, с кем жить приведёт - с тем и век вековать!», «Всякая невеста своему жениху невестится!», «Смерть да жена - Богом суждена!» и т. д. «Встану я сын Божий, бологословясь; пойду во чистое поле», - говорится в одном из русских простонародных заговоров на свадьбы, - «стану на запад хребтом, на восток лицом, позрю-посмотрю на ясное небо: со ясна неба летит огненная стрела; той стреле помолюсь-покорюсь, спрошу её: куда полетела, огненна стрела? - Во тёмные леса, в зыбучия болота, в сырое кореньё! Ох ты, огненна стрела! Воротись, полетай - куда я тебя пошлю: есть на Святой Руси красна девица (имярек)... Полетай ей в ретивое сердце, в чёрную печень, в горячую кровь, в становую жилу, во солодки уста, в ясныя очи, в чёрныя брови, чтобы она тосковала-горевала весь день - при солнце, на утренней заре, при молодом месяце, на ветре-холоде, на прибылых днях и на убылых днях отныне и до века!». Сиё уцелевшее до сих пор в народной памяти заклятие невольно напоминает об одной из старинных русских сказок, в коей вожъ даёт своим сыновьям, посылаемым на поиски за невестами, такой приказ: «Сделайте себе по самострелу и пустите по калёной стреле: чья стрела куда упадёт - с того двора и невесту бери!».
Верный заветам первочуров, русский оратай-народ смотрит на заключение брака очами своих предков, в жилах коих текла кровь отдалённых поколений, соодинявшихся неразрывными-вековечными узами перед образами Светлояра, Световита, Даждьбога и других покровителей плодородия. «Придёт судьба - и руки свяжет!», «Что сужено - то связано!», «Связала судьба по рукам - не развязать до веку!» - говорят на Руси.
По словам народной мудрости - «Женитьба есть, разженитьбы нет». Осмотрительность при выборе жены - первое дело. «Жениться - не лапоть надеть!», «Жениться - переродиться!», «Женишься раз, а плачешься век!», «Идучи на войну - молись; идучи в море - молись вдвое; хочешь жениться - молись втрое!», «Жениться недолго, да Бог накажет - долго жить прикажет!» - замечает народ по этому поводу. Смешливые краснословы приговаривают о женитьбе и такие, подслушанные В. И. Далем, слова-речи, как: «Здоровствуй женившись, да не с кем жить!», «Женится медведь на корове, рак на лягушке!», «Не страшно жениться - страшно к !попу приступиться: женись - плати, крести - плати, умирай - плати! Уж бы за один раз: помер да и заплатил!», «!Питер женится, !Москва замуж идёт!», «Женится !Иван Великий на !Сухаревой башне, в приданое берёт четыре калашни!», «Не кайся рано встамши, а рано женимшись!», «Женьба - не гоньба, поспеешь!», «Постой, холостой, дай подумать женатому!».
Хоть и сваты-свахи ладят свадьбы на Руси, да улаживает их, по непереклонному розумению деревенского люда, только сама судьба.
Собираются с Покрова на отлёт, однако, не только одни девушки красные: на Покров улетают, по старой примете, и последние журавли. Если раньше улетят - «быть холодной зиме», - говорит деревня, зорко приглядывающаяся к жизни окружающей её природы. «Коли белка в Покров чиста (вылиняла) - зима будет хороша!» - можно услышать в !Пермской и других северо-восточных оболостях.