Кратко выраженная суть нашего противостояния с западниками заключается вот в чём. Западники хотят вести нас чередой прозападных либеральных революций, каждая из которых всё глубже погружает нас в задницу. А мы не хотим погружаться в задницу. А либералы западники не хотят, чтобы мы этого не хотели. Они хотят, чтобы мы уподобились украинцам, у которых лесенка майданов сводит общество в каменный век, рождая в массах восторг и эйфорию «избавления от культуры»…
Всякий, даже поверхностный анализ (а уж тем более анализ серьёзный) – показывает, что навязываемая западниками модель – нам противопоказана. По крайней мере, нам. Мы то думаем, что всему человечеству, но оппоненты просят нас не страдать манией величия и говорить строго за себя.
Мы и говорим. Только о себе. От человека нужно идти, друзья мои, в наш нечитающий деградирующий век, от особи. Всякие высокие абстракции – они обывателю непонятны. А вот счета за отопления и ценники в магазинах – это и толстокожего кольнуть может.
Коммунизм предлагал нам радоваться грядущему счастью потомков, но предполагались хотя бы наши потомки. Либерализм предлагает нам радоваться «счастью» американцев, которое якобы у них есть полными бочками. Напллюйте – говорят нам – что вам плохо, радуйтесь, что другим хорошо! Радуйтесь открывшейся возможности обменять на жратву свою почку – ведь она станет частью добропорядочного американского гражданина!То есть «счастье народное» стало «счастьем инородным», убегая от человека всё дальше. Давайте попробуем наоборот: шагнуть к человеку (к себе) ближе. Оставим пока в покое мифическое счастье очень далёких от нас и совсем нам незнакомых людей, которым «хорошо, где нас нет». Прекратим восхищаться успехами Бельгии и Норвегии.
А с нами как? Это один вопрос.
А другой вопрос – почему так получилось?
Это что, случайность? Котлеты отдельно, мухи отдельно? Высокий уровень жизни в США – одно, а геноцид сербов и сирийцев – нечто совсем другое?
Или же всё-таки это СООБЩАЮЩИЕСЯ СОСУДЫ, чёрная магия «гаввах»[1], нечто неразделимое? Если США прекратят свои бесконечные войны – сохранят ли они свой уровень жизни, или он резко обвалится? Война – это только расходы нации, потери – или же наоборот, сверхэффективное средство обогащения, не только людей, но и их крупных сообществ, народов и государств?
Глубже понять эти животрепещущие вопросы современности нам помогает теория В.Л.Авагяна, идущая от человека, от индивида в экономике, от домохозяйства и семейного бюджета.
+++
В.Л. Авагян
«РЕСУРСНЫЙ ПАЙ»: РЕМЕСЛО ВЫЖИВАНИЯ
Даже самый простой человек понимает смысл выражения «личное подсобное хозяйство». Если есть «подсобное», вспомогательное – то должно быть, согласитесь, и ЛИЧНОЕ ОСНОВНОЕ ХОЗЯЙСТВО. Более того: в мире экономики оно человеку и ближе всего, и важнее всего. Доходы и расходы домохозяйств, как первичных ячеек экономики, вопросы формирования семейных бюджетов – вовсе не маргинальные темы для политэкономии. Наоборот, для человека всякая экономическая деятельность домохозяйством начинается, и им же заканчивается.
Семейный бюджет - это альфа и омега участия человека в экономике. Гигантские электростанции выступают средством – а лампочка на кухне – целью работы. Производство танков – лишь средство защитить свой огород от чужих танков. Составы с мазутом – лишь средство, а цель, конечная, главная – тепло батарей вашей спальни… И так за что не возьмись!
Ошибка традиционной микроэкономики в том, что домохозяйство она оценивает по-бухгалтерски: есть, мол, основные фонды, и есть оборотные фонды. Основные фонды семьи – дом, квартира, гараж, земельный участок и т.п. Оборотные фонды – зарплата и иные выплаты человеку в текущем режиме.
Всё это, конечно, есть, но ничего не объясняет. Например, человек имеет дом и заработок. Это факт – или ничто? Я вам скажу, как опытный экономист, поработавший и практиком, и теоретиком: это ничто.
Ничто не имеет смысла без РЕСУРСНОГО НАПОЛНЕНИЯ. Зарплата (нам ли этого не знать?!) может номинально оставаться неизменной, но терять покупательную способность до полного собственного аннулирования. То есть формально у вас есть заплата, а фактически – её нет. Дом превратится в ледяную ловушку, если в него не поступают тепло, вода, электричество, газ и т.п. То есть ни обладание рабочим местом, ни регулярные выплаты зарплаты, ни документы на недвижимость САМИ ПО СЕБЕ ничего не значат.
Если они не наполняются ресурсами – то они имеют ценность либо ноль, либо уходят в отрицательные величины ниже ноля. Скажем, даже шикарный дом без отопления – могила. А если летом? Когда отопление не нужно?
Скажу слово и об этом. Во многих глухих углах необъятной нашей советской страны стоят одноэтажные и многоэтажные руины. Те, кто ездят поездами или автомобилями – не дадут соврать: то тут, то там мелькнёт разрушенная ферма, элеватор, сторожка, а то и целый посёлок! Эта недвижимость является брошеной, через неё прорастают деревья, и она не имеет никакой цены. В США такие бросовые дома пытаются сбыть за доллар, но не всегда это удаётся.В чём же дело? Может быть, в брошенных и бросовых постройках другой кирпич, другой цемент, другая арматура? Нет. Они просто расположены в неудобном месте. Если бы точно такие же постройки стояли бы посреди мегаполиса, то при всей своей запущенности они бы стоили миллиарды, и желающих освоить их выстраивались бы очереди.
Отсюда вывод: стоимость дома не в кирпиче и не в бетоне, не в стёклах и не в трубах; стоимость дома в местоположении. Инфраструктурная включённость тоже является формой РЕСУРСНОГО НАПОЛНЕНИЯ собственности.
Если человек имеет швейный цех или автомастерскую, то он частный собственник, но если они убыточны – то он никто. Убыточная собственность ничего не даёт человеку, от обладания ею он старается избавиться.
+++
Поэтому мы снова и снова говорим о таком понятии, как «оклад-надел», то есть долевое участие человека в потреблении ресурсов общества. Речь идёт о выделении и закреплении РЕСУРСНОГО ПАЯ – то есть лично вами потребляемой доли ресурсов. Это ответ на вопрос – «сколько земли задействовано для выращивания съеденных вами помидор?», «сколько лично на ваш бензобак работает нефтекачалка в Сибири?» и т.п.
Почему человек, получавший 150 советских рублей, имел в реальном пользовании благ значительно больше, чем человек, получающий сегодня 20-30 тысяч рублей? Не только потому, что стоимость рубля изменилась, но и потому, что получательский баланс у советского человека был совсем другой. Огромное количество ресурсов выделялось ему вне механизма платежа.
В отличие от ресурсного пая величина дохода в рублях или долларах не скажет нам вообще ничего. Можно ли на рубль купить корову, или полноценный обед, или не купишь даже коробка спичек? В разные времена по-разному.
И потому, когда наша власть ставит цели увеличить доходы населения в рублях – мне, как экономисту, просто смешно. Это же разговор ни о чём!
Можно хоть завтра сделать всем зарплату по 100, 150 тыс. рублей – а цены вырастут, и ресурсный пай окажется у человека прежним.До тех пор, пока люди не усвоят теорию «оклада-надела», они останутся несчастными жертвами обмана и самообмана. Им будут повышать зарплаты – а потом съедать повышение инфляцией или введением вымогательских обязательных платежей, типа «оплаты коммунальных услуг» или «налога на имущество».
Оборудование для производства видеокассет для кассетных видеомагнитофонов вчера могло стоить миллиарды…
Но с появлением новых носителей для видео целые заводы, некоторые «с иголочки», новенькие – превратились в груду металлолома…
Ремесленные мастерские сапожников много веков обували всё население Ирана – но со строительством трёх обувных фабрик – все сапожники-ремесленники пополнили ряды голодающих…
Что у них отняли? Их мастерскую? Нет. Их инструменты? Нет. У них осталось всё, что они имели.
+++
Если мы условно возьмём ситуацию, в которой мы имеем 50 пирогов и 100 человек, то мы сразу же поймём, что ситуация эта имеет два измерения.
Каким образом можно распределить 50 пирогов между 100 человеками? Эгалитарное распределение – это когда каждый получает по пол-пирога. Немного, но зато никто не обделён.
Элитарное потребление – это когда 50 человек получают по пирогу или 25 «самых крутых» - по 2 пирога. Соответственно, 50 или 75 остальных людей остаются совсем без ничего.
Вокруг МОДЕЛИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ пирогов всегда шла и будет идти жёсткая борьба. Эгалитарные силы будут требовать повышения равенства – элитарные будут настаивать на повышении личного пая доминантов. По формуле «Половина пирога всех оставит жить впроголодь, всем будет плохо, пусть лучше лишние сдохнут, зато нужным и уважаемым в этом обществе будет нормальное потребление».
Суть его вот в чём: а почему пирогов именно 50? Это что, рок – или это можно одолеть? Если у нас 100 едоков – почему нельзя сделать 100 пирогов? Да, чёрт возьми, даже 150 – пусть лучше лишние черствеют, чем кто-то останется голодным!
Если проблема распределения находится в «плоском времени», то есть в миг настоящего, то технософия находится в трёхмерном времени, она учитывает опыт прошлого, возможности настоящего и потребности будущего.
+++
И вот тут, внимание, вопрос для умных: а почему бы, собственно, правителю не приказать сделать благ как можно больше? Не, ну реально?
Ему же не самому придётся «париться», у него же исполнители есть. Ему только приказать! Мол, велю всех благ сделать с запасом – и точка…
Кое-где так и есть. Например, бланки паспортов: сколько нужно, столько и напечатают. Всем доступны, никому нет недопуска… Рекламные буклеты и газеты – их дают каждому. Хочешь – несколько штук, хочешь, хоть бомжу… Не жалко!Таких благ правитель не только может приказать «сделать, как грязи», но чаще всего так и приказывает. Ведь он стремится к популярности у народа – а самый простой путь к популярности – осыпать обывателей дарами.
Если бы не ресурсная компонента, завязанная на дарах природы – автоматизированные линии наштамповали бы запредельное, зашкаливающее количество автомобилей, домов, обустроенных земельных участков и т.п.
Возвращаясь к нашему вопросу о пирогах: почему их 50, а не 100, и не 150? Выпечь-то их можно любое количество! Если печей не хватает – новые печи поставить, если пекарей не хватает – пополнить их ряды новыми пекарями. Но пирог содержит в себе ресурсную компоненту: муку, яйца, начинку и т.п.
А она берётся, в конечном счёте, из земли. Печь можно сделать многоэтажной, чтобы выпекать побольше. Но нигде ещё не встречал я многоэтажных пшеничных полей – а их ограниченность ограничивает и количество муки.
Можно ускорить штамповку стальной шайбы – в 10, 100, 1000 раз. А можно ли в 1000 раз ускорить вызревание зерна в колосе? Сильно сомневаюсь…
+++
А точнее: сколько нужно, столько и заводим. Хотим мы открыть «Вконтакте» две группы или три – пожалуйста! Это связано с тем, что ресурсная составляющая в виртуальном мире минимальна (она есть, конечно, но она мала).
С квартирами не так. Квартира – не только огромное количество затраченного на неё вещества, но и место в престижном районе. В самых отдалённых и захудалых посёлках попадаются удивительно дешёвые квартиры – но кому они нужны?! Нельзя расширить физическое пространство, как мы расширяем количество номеров в памяти телефона или количество файлов в одном компе.
А потому 50 пирогов на 100 человек в нашем примере, возможно, не просто халатность власти. Возможно, просто нет ресурсов для выпечки большего количества пирогов. И население в нашем условном примере обречено делить то, что есть, выбирая (как современная Россия) – между равенством в ограничениях, или изобилием избранных, совмещённом с геноцидом изгоев.
+++
Жить без «оклада-надела» человек не может. Не может, и всё. Есть критическая величина сокращения выделяемых на него благ, после которой начинается умирание, погибель…
А единственного реального понятия экономики домохозяйства – «ресурсный пай», «оклад-надел» - в рыночной теории вообще не существует.
Здесь никто не хочет исходить из потребностей человека, а исходят только из его возможностей. Может ли он раскидать всех в битве за выживание? Или слабоват для такого?
В любом случае, что он выгрызет у общества, с тем и останется. Потребности человека здесь вообще не рассматриваются.
+++
Это делает жизнь «хождением по минному полю» - жестокой, очень рискованной и непредсказуемой. «Оклад-надел» могут отобрать в любой момент (он вообще никак не закрепляется за человеком, поскольку ни денежный номинал, ни формальное собственничество его зафиксировать неспособны).
Отбирают ресурсный пай по-разному:
- Прямой отбор (когда согнали с участка, выгнали с работы, лишили должности, зарплаты, отняли урожай и т.п.)Отнятый ресурсный пай может быть по разному использован:
-Его могут передать другому человеку – чтобы он богател за твой счётВозникает классическая ситуация рыночных реформ в РФ (да и везде):
-Вначале было два человека, и оба жили в достатке.+++
Материальные блага бывают двух видов.
1.Электоральные блага – то есть возникающие или исчезающие по выбору людей, в силу их доброй или злой воли.То есть, например, сарай на моём участке построил я сам, я решил – быть ему или не быть. Но нефть на моём участке от моей воли не зависит. Я не могу её обрести или потерять по собственному желанию.
Если имеется водный поток, то натаскать воды в баню или не натаскать – моё дело. А вот само по себе существование воды – уже не моё. Я не могу натаскать воды – если её нет.
+++