Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

ЧЕЛОБИТЧИКИ и РАСТРАТЧИКИ

  •  

    Славянский мир раскалывается и тает на наших глазах. Вроде бы мы боремся с бандеровским и англосаксонским наступлением на Русский мир, мы вяло поддерживаем черногорский народ в борьбе против вступления в НАТО, мы вспоминаем о кровоточащем Славянском мире во время очередной его трагедии.

    И вот – 24 мая, Праздник славянской письменности и культуры, Кремль, Екатерининский зал, награждение достойных людей и – ни словечка о Славянском празднике – ни со стороны спичрайтеров президента, ни со стороны награжденных, среди которых не только тракторист и директор театра, но и ученый-историк, который пишет учебники, и обласканные властью творцы, которые худо-бедно творят на славянском языке. И ни словечка, ни привета славянскому морю, воспетому Пушкиным и Гоголем!

    Но был же какой-то у деятелей культуры объединительный момент, идейный порыв, так сказать? Да, события в пресловутом Гоголь-центре и допрос накануне режиссера Кирилла Серебренникова. Теленовости показали, как примчался к  бывшему театру в сланцах на босу ногу Федор Бондарчук и назвал постмодерниста – разрушителя традиций – «гордостью России». Еще ничего не ясно, дело только завели, а уже скандал докатился до самого верха! Итак, 24 мая, когда президент России Владимир Путин в Екатерининском зале Кремля удостоил 28 соотечественников государственными наградами, придворный журналист Андрей Колесников, специальный корреспондент, с замиранием сердца ждал награждения актера Евгения Миронова: «Но вслух, у микрофона, ничего не сказал. Между тем простоял, шепчась с Владимиром Путиным, не меньше минуты. На церемонии в Екатерининском зале это вызывающе много. В руках у Евгения Миронова была сиреневая бумажная папочка, из которой он достал листок бумаги и отдал президенту. А когда церемония закончилась и началось распитие шампанского (ну да, не распитие, а пригубление), Евгений Миронов снова подошел к Владимиру Путину и на этот раз стал говорить с ним жарко и даже громко.
    – Вы знали? Знали об этом?!
    – Да, – подтвердил президент. – Вчера узнал.
    То есть, видимо, как обычно, из СМИ.
    – Зачем? Ну зачем это делать?! Вы же во Францию в понедельник летите! Вам-то это зачем?!
    – Да дураки, – неожиданно сказал Владимир Путин.
    Он таким образом дал понять, что сам-то, конечно, ни при чем».
    Всё в этом описании – замечательно и суперсовременно: использование торжества награждения в побочных целях, истерика «Вы знали, знали?!», упование на телефонное право, поспешные выводы и яростная борьба с законом до всякого расследования. Детская ссылка «А что подумает Франция?» – да той плевать! Наконец, мнение самого президента об органах, из которых он вышел и которые возглавляет. А дальше просто песня Колесникова: «Евгений Миронов не стал с этим спорить (с дураками! – А.Б.). Он просил об объективном расследовании, «без экстраординарных методов»… Он сильно переживал.
    – Письмо только не забудьте! – воскликнул он. – Там все изложено!
    Я следил: письмо лежало на пюпитре перед микрофоном. Туда его положил сам президент.
    За происходящим наблюдал министр культуры Владимир Мединский. Я спросил его, что он обо всем этом думает. 
    На лице его отразились сложные переживания. У него чуть не вырвалось что-то (а жаль, что не вырвалось), он еще некоторое время боролся с собой – и победил, промолвив только в конце концов:
    – На самом деле все гораздо сложнее…
    Хотелось бы, конечно, понять, насколько».
    Ну и понял бы сперва, прежде чем песни заступника и буревестника петь, вник, что случилось даже не в театре, а в студии Серебренникова! Лично я просто уверен, что огромные бюджетные деньги (200 млн рублей) разворованы. Наши худруки хорошо устроились: они полюбили широко жить при капитализме, но с гарантированным социальным пакетом социализма и господдержкой. Как положить этому маразму конец? Еще в прошлом году «МК» беседовал с заместителем мэра Москвы по социальному блоку Леонидом Печатниковым.
    – Мы в правительстве давно договорились (и многие могут это подтвердить), что чиновники не влезают в художественную политику учреждений культуры. Наши театры ставят пьесы, какие хотят, худсоветов нет, цензуры нет, во всяком случае со стороны мэрии и департамента культуры. Надо сказать, что Москва на культуру денег тратит больше, чем Министерство культуры Российской Федерации, – 50 миллиардов… И тут мы подходим к очень важной теме, в которой легко заблудиться. Я собирал руководителей московских театров дважды и задал им, по сути, только один вопрос: по каким критериям город должен вас финансировать – сколько вы будете зарабатывать сами, а сколько нужно, чтобы мы доплачивали? Еще раз повторяю: у меня самого нет ответа на этот вопрос… Мне отвечают: количество премьер. Тогда вопрос – хорошо ли, когда в театре много премьер? Но что мы имеем – в одном театре 12 или около того премьер в год, и каждая, как правило, с элементами эпатажа. Первые два спектакля – действительно аншлаг, а через некоторое время (я же за этим всем наблюдаю) на него плохо или совсем не ходят, потому что эффект первых эпатажных спектаклей прошел… Потом эти спектакли сходят с афиши, про них все забывают, а они профинансированы нами. И все это на фоне финансовой бесхозяйственности в театре, которая ни для кого секретом не является. 
    Речь шла о спектаклях с голыми мужиками и пьянством в зрительном зале Гоголь-центра Серебренникова, который получил карт-бланш и огромные авансы, щедро финансировался и набирал долги. Но это – отдельная песня. Дело-то заведено по так называемой «Седьмой судии», по финансовым хищениям 2011–2014 гг. Долго же собирались! Но мы ведь понимаем, что воруют везде, под любым предлогом, сигналов – масса, но до какого-то доходит очередь, скапливается особо вопиющий материал или капают «доброжелатели». Если у нас такая постмодернистская «гордость России», то и враги у него такого же пошиба, на любой «эксперимент» готовы. По делу о многомиллионных хищениях задержаны два человека: бывшие генеральный директор и главный бухгалтер «Седьмой студии», им вменяется мошенничество в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК России). «В настоящее время по подозрению в совершении указанного преступления задержан бывший генеральный директор АНО «Седьмая студия» Юрий Итин и бывший главный бухгалтер Нина Масляева», – сообщили правоохранительные органы и допросили художественного руководителя, который подписывал все бумаги и был обязан про все знать, всего лишь как свидетеля. Зауряднейший, общемировой случай. Боже, что тут началось: петиции вместо репетиции, спекуляции вместо координации! Вот что написала по горячим следам «Газета.Ру»: «Несмотря на то, что обыски в Гоголь-центре и у режиссера Кирилла Серебренникова проводятся в рамках дела о мошенничестве, сегодня общество рассматривает их только в политическом контексте. Граждане разделились на «своих» и «чужих», и за эмоциями совершенно не обсуждается суть вопроса».
    Почему «только», коллеги? Я твердо верю, что политики – нет, что разворовывали, а сам Серебренников это поощрял! Пусть те, кто ведет это дело, – дураки, по мнению президента, но они просто должны доказать (и докажут, если не помешают!), что хищения – были. Но либеральные журналисты такие пассажи заворачивают, что диву даешься: «Обыски, проходящие в Гоголь-центре и у его руководителя Кирилла Серебренникова, предсказуемо взбудоражили далеко не только театральную общественность. Творчество режиссера и работа его театра все последние годы для многих служили пространством внутренней эмиграции, бегства от все более навязчивых массовых культурных трендов с их упором на слепое государственничество, «духовные скрепы», где духа гораздо меньше, чем официоза. Для кого-то это служило и одним из аргументов против эмиграции…» Ой-ой-ой! Арестуют за дело Серебренникова, выходит, и толпы творцов ринутся в эмиграцию, разуверившись в свободе слова у нас? Не смешите! – разве они там устроятся жить при капитализме, но финансироваться, как при социализме? Кому там нужен, скажем, «Сатирикон» Константина Райкина или даже Театр наций челобитчика Евгения Миронова не как временный яркий гастролер, а как постоянный финансовый камень на шею и источник беспрерывных скандалов? Да никому, как и сами либеральные журналисты, впрочем.

    Александр БОБРОВ   26.05.17

0