Самое свежее

Где были «87% за Путина», когда Пригожин шёл на Москву? Эль Мюрид. Выборы в РФ: главное не победа, а участие! Александр Росляков. Хозяина не выбирают – или особый путь путинской России Выборы в России. Послесловие Андрей Нальгин. Шойгу-спаситель Эль Мюрид. Чтобы все как один!

Ольга Туханина. И все должны мы неудержимо… Спасет ли микрокредит российских бедняков?

  • Министерство финансов РФ по поручению правительства разработало поправки в закон о микрофинансовых организациях (МФО). Об этом сообщила газета «Комсомольская правда», заявив, что проект поправок уже есть в распоряжении редакции. Поправки должны разрешить микрофинансовым организациям официально выдавать гражданам кредиты под залог недвижимости.

    Пока трудно сказать, какой именно документ есть в распоряжении «Комсомолки».  К сожалению, мы давно уже привыкли к разным вбросам, исходящим от источников, «близких к правительству или администрации президента». Иногда официальные лица от них открещиваются, иногда вежливо молчат. Но всегда это оставляет ощущение проверки. «Посмотрим на реакцию людей, а там решим».

    Но в любом случае практика защиты ростовщиков и расширения их прав лежит в общей логике финансовой политики, которую осуществляет наш кабмин. Год назад Путин публично возмущался грабительскими процентами МФО и говорил, что так, как они, не поступала даже старуха-процентщица у Достоевского. Но с тех пор утекло много воды. Ситуация кардинально изменилась.

    Да, «системные либералы» всегда с азартом защищали МФО. Эльвира Набиуллина последовательно выступала в защиту ростовщиков и в 2016-м, и в 2017-м году, и летом этого года. Но теперь мы видим, как позиция «системных либералов» становится преобладающей, перестаёт встречать хотя бы минимальный отпор. «ЕР» сегодня действует в Думе как верный продолжатель и проводник социал-дарвинистских идей Егора Гайдара.

    «Падающего – подтолкни». Жертва всегда сама виновата. Надо быть умнее. А зачем ты брал кредит под 543% годовых? А почему не читал мелкий шрифт? Государство не обязано тебе сопли подтирать. Сам вляпался – сам и выкручивайся.

    Такое мы всё чаще слышим не только в соцсетях, но и с федеральных ТВ-каналов…

     

    С одной стороны, у нас продолжают критиковать «старых либералов из девяностых», которые были оглушительно равнодушны к судьбам тех, кто «не вписался в рынок». С другой – теми же точно устами горячо поддерживают «новых либералов будущего», которые на таком же голубом глазу советуют гражданам работать до ста лет и выходить из зоны комфорта. Кстати как ни смешно, «старые либералы девяностых» и «новые либералы двадцатых» – это зачастую одни и те же люди.

    С одной стороны, строительство финансовых пирамид у нас теперь – мошенничество и уголовное преступление. С другой, строительство МФО – уважаемый бизнес с высокой социальной нагрузкой. Кто бы объяснил гражданам, в чём разница между этими двумя типами пирамид? Только в том, что вторая ещё хуже. В первом случае у тебя берут деньги, обещая вернуть гораздо больше, но не возвращают ничего. Во втором – тебе дают немного денег, а потом требуют с тебя очень много и в результате желают отобрать вообще всё.

    Почему государство пугает взрослых людей предупреждениями Минздрава, рисуя на пачках сигарет разные ужасы: лёгкие курильщика, язвы и гангрену? А на киосках, где предлагают взять пять тысяч рублей под триста процентов, рисуют счастливые семьи, покупающие новые саночки чадам, а не бомжа на теплотрассе? Почему там не заставляют писать: «Центробанк РФ предупреждает – вас разденут до трусов, отберут всё, что у вас есть, вас будут преследовать коллекторы и угрожать вашим родителям и детям?»

    То нас убеждают, что микрокредиты – это способ легко перехватить три тысячи на неделю до зарплаты. А то вдруг речь заходит о залоге недвижимости. Как же так?

    Многие противоречия возникают из-за того, что правительству необходимо сохранять хорошую мину при всё более ухудшающейся экономической игре.

    К огромному несчастью, сегодня только микрокредиты и позволяют многим нашим согражданам хоть как-то сводить концы с концами. Чего греха таить, многие заёмщики просто не отдают взятые деньги, а от коллекторов потом отмахиваются как от назойливых мух.

    Число тех, кто прибегает к услугам МФО, достигло в этом году восьми миллионов. Полагаю, все они прекрасно знают, с кем связываются, да нет иного выхода. Государство создало некую серую зону, в которой от безысходности барахтаются люди. Кого-то коллекторы покалечат, а кто-то сам покалечит коллекторов. С кого-то вытрясут всё имущество, а кто-то возьмёт деньги по чужому паспорту. Но все это, как заметила Набиуллина, позволяет перехватывать копейку до получки. Или до тех пор, пока не найдешь работу. Или пока не съедешь жить под мост.

    Однако и в этом случае общая логика хромает. Зону МФО отстаивают, а такую же серую зону самозанятых (которая к тому же менее криминальна и куда полезнее для общества), готовятся ликвидировать.

     

    Все эти метания отражают компетенции (модное ныне слово) нашего правительства. Неспособность его даже на высокой нефти обеспечить хоть какой-то экономический рост в стране – чего в начале 2018-го все заждались, а сейчас, похоже, и ждать перестали.

    Пропаганда начинает говорить странные вещи. К примеру, что огромное количество кредитов, взятых россиянами за последний год (у нормальных банков, а не у МФО) – показатель уверенности в завтрашнем дне. Ведущий федерального канала гордо произносит: «Они же не на предметы первой необходимости берут, а на холодильник!»

    До этого нам заявляли о беспрецедентном росте зарплат. Официальная статистика говорит, что средняя зарплата в России – около 36 тысяч рублей в месяц. То есть семья с двумя работающими получает 72 тысячи. И вот она, уверенная в завтрашнем дне, должна брать кредит на холодильник? У этой семьи нет накоплений? Средние деньги не позволяют откладывать среднюю заначку?

    Иными словами, не очень богатые россияне не в состоянии запланировать не самую дорогую покупку товара долговременного пользования (холодильник), чтобы за эту покупку не переплачивать лишнего? Что-то тут не так.

    «А хорошее ли сейчас время, чтобы брать кредиты?» – спрашивает ВЦИОМ россиян и получает ответ: нет, сейчас время плохое. Не следует сегодня брать кредиты. Так считают 69% опрошенных.

    Наши граждане всегда полагали, что кредиты – это не такое уж большое благо. А нынче – и подавно. Да вот парадокс: люди считают, что брать кредиты не следует, но всё равно берут.

    Понятно же, почему. Без этого не обойтись – хотя потом гражданам скажут из телевизора, что они умственно неполноценные и не умеют жить. Их вгонят в кредитную кабалу, а потом ещё и оскорбят за это.

    Но выживать-то надо. Чтобы получить одно из 25 миллионов высокотехнологичных рабочих мест с высокой зарплатой, надо ездить на пристойной машине, иметь ровную улыбку, дорогую одежду, хороший смартфон и ещё, желательно, часы какие-нибудь эдакие. Подобный стиль постоянно рекламируют как стиль успеха, потому что встречают по одёжке, а провожают сегодня очень быстро: не так чихнёшь – и выход там.

    Но и кредитная одёжка, разумеется, успеха не гарантирует.

    Что ж, завтра ещё один не впишется в рынок. И пойдёт брать кредит не на машину и стоматологию, даже не на холодильник для своей утомленной макарошками семьи, а на оплату ЖКХ, чтобы без света не сидеть. И на учебники детям – под залог квартиры.

    Ну, сам виноват, вышел из зоны комфорта не в ту дверь. Чего таких жалеть? Мы-то с вами никогда в МФО за кредитами не пойдём!

    P.S. А знаете, какое время наши граждане считали лучшим для того, чтобы брать кредиты? Март 2014 года. Так на графике ВЦИОМ указано. Давно это было…

18

Комментарии

30 комментариев
  • Аркадий Осипов
    Аркадий Осипов3 ноября 2018 г.+12
    В школу собрать - Кредит . В ВУЗ поступить - Кредит . В садик отдать любимое чадо - Кредит . В больнице за операцию - Кредит и т.д. А Ребёнка спасти от болезни - Народ соберёт . Вполне социальное государство , под чутким руководством Путина , отца демократии , либералов и большинства россиян .
  • Сергей Бахматов
    Сергей Бахматов3 ноября 2018 г.-4+3
    МФО - это доведенная до крайнего абсурда порочная идея ссудного банковского процента, которая приводит к отрыву количества денег от стоимости созданных благ. Порок этот уже привёл к чудовищным последствиям, которые человечеству ещё предстоит осознать и почувствовать, когда всё посыпется. Суммарная задолженность, образовавшаяся за счет финансовых спекуляций, приблизительно в 10–16 раз превышает общее богатство планеты. МФО - это мошенничество чистой воды, так как они пользуются глупостью людей с целью личной наживы. Более того, выдача кредитов под залог недвижимости - запредельная глупость. Вспомните, сколько документов надо собрать для сделки купли-продажи и сколько это занимает времени. В МФО процедура упрощенная, поэтому будьте готовы к тому, что имущество любого может быть заложено кем угодно. Вариантов реализовать это множество.
  • Авакум Многогневный
    Авакум Многогневный4 ноября 2018 г.-1+1
    Конечно же банкиры будут против. ========================================================== Со всем уважением к автору. Никоим образом банкиры против не будут! Они даже помугут организовать и денег дадут. НО затем, приберут к рукам, установят неподъёмный ссудный процент, и всё станет на свои места!
  • Слава Кащенко
    Слава Кащенко4 ноября 2018 г.-2+2
    Автор забыла Запад лягнуть и капитализьму, поэтому низачот.
    • Сергей Бахматов
      Сергей Бахматов4 ноября 2018 г.-2+1
      Кощеюшко, ты уже сегодня гамбургер съел и в туалет сходил. Стало быть, дела все свои уже сделал))
      • Слава Кащенко
        Слава Кащенко4 ноября 2018 г.-1
        Хотелось бы по теме чего-нибудь услышать, но у тебя по теме нет ничего.
        • Сергей Бахматов
          Сергей Бахматов4 ноября 2018 г.-2
          Так это и есть для тебя главная тема...
          • Слава Кащенко
            Слава Кащенко4 ноября 2018 г.+1
            Моя тема про микрокредиты, у нас они, кстати, тоже есть, специально для безмозглых. Но мне, видимо, не стоит тут метать перед тобой бисер: твоя тема "ети", прямая кишка, сероводородный газ, по свей видимости сопутствующий бессмертным учениям полных банкротов.
            • Сергей Бахматов
              Сергей Бахматов4 ноября 2018 г.-2
              Тебе было сказано, что МФО - это мошенничество. Вместо того, чтобы возразить, как это делают люди, ты начинаешь разводить демагогию. А потом обижаешься, что тебя называют йети))
              • Слава Кащенко
                Слава Кащенко4 ноября 2018 г.+1
                Зачем мне возражать, если я согласен. При капитализме много разного чего есть, но почему вы тащите себе только западную дрянь - я искренне не понимаю. Если ты испражнился на капитализм, это не значит, что он плох, самому не нужно быть дураком, возможности для этого все есть. А вот при сосиализьме иного статуса, кроме дурацкого, у человека нет и быть не может.
                • Сергей Бахматов
                  Сергей Бахматов4 ноября 2018 г.-2
                  Капитализм - это такое общественное устройстве, где жулик на жулике сидит и жуликом погоняет. Если ты это поймёшь, то сделаешься полноценным человеком.
                  • Слава Кащенко
                    Слава Кащенко4 ноября 2018 г.-1+1
                    Мой банк ни разу меня не обманул, ни мелким шрифтом, никак. Мой нынешний работодатель меня ни разу не обманул и не обидел. Следовательно твоей логике они социалистические. Ты постоянно врёшь и передёргиваешь факты - ну тогда ты капиталист. Что? Нет? Наоборот? Я тоже думаю, что наоборот, что социализм это лживое днище и все его приверженцы лжецы. Когда ты это поймёшь, ты, может быть, перестанешь врать и сделаешься из совка человеком.
                    • Сергей Бахматов
                      Сергей Бахматов4 ноября 2018 г.-2
                      Банк даёт кредит всем вкладчикам под процент, превышающий инфляцию, поэтому наживается на них, то же самое относится и к капиталистическому работодателю, который извлекает прибавочную стоимость, эксплуатируя наёмный труд. То, что ты не замечаешь здесь обмана, говорит лишь о твоём ущербном образовании или природном тупоумии. Есть, правда, ещё один вариант, когда ты ты сочетаешь в себе и то и другое сразу.
                      • Слава Кащенко
                        Слава Кащенко4 ноября 2018 г.-1+1
                        Мой банк дал мне автокредит под 1,9 %. Это много? Я посчитал, что нет, что потяну это. Ну следом вереницей Каско и всё такое. Каско себя уже отработало, мне засветили в лобовуху футбольным мячом, на стекле появилась схема московского метрополитена. По нолям, думается, т.к. без Каско мне пришлось бы выложить ощутимую для меня сумму. Где обман? Работодатель платит мне зарплатку, соответствующую моей квалификации, т.е. некислую. Она позволяет мне безбедно жить, платить счета и кредиты и ещё на путешествия остаётся. То, что предприятие выгодно продаёт произведённое - его заслуга, на эти деньги я не претендую, при директоре по продажам-дураке я не имел бы и своей зарплаты. Где обман? Там, где плешивый об этом написал? Ну так и спрашивай с плешивого, зачем он врал, но ты переносишь с больной головы на здоровую. Твоё образование не стоит ни копейки, ты учился дурости и являешься глупцом доброво
                        • Сергей Бахматов
                          Сергей Бахматов4 ноября 2018 г.-1+1
                          Зачем опять несёшь хрень? Банк существует не для того, чтобы быть убыточным, выдавая кредиты из чисто альтруистических побуждений, а для того, чтобы процветать за счёт выдачи денег под процент, превышающий инфляцию. Аппетиты банка поддерживает буржуазное государство, которое готово помочь ему, в случае форс мажорных обстоятельств, эмиссией ни чем не обеспеченных денег. Банк, возьми денег столько, сколько тебе надо, так как бунт вкладчиков и финансовая нестабильность не в наших общих интересах. Конечно, это относится не к каждому коммерческому банку, а к банкам, которые поддерживаются кланом, пришедших к власти государственных деятелей. В этом и состоит вся мышиная возня при капитализме))
                          • Слава Кащенко
                            Слава Кащенко4 ноября 2018 г.-2
                            Был бы банк один - так бы и было. Но у нас их несколько. Заломи процент - свет клином на тебе не сошёлся. Летом я пошёл к своему телефонному оператору, я хотел интернет в два оставшихся без интеренета телефоны (свой и жены, у детей давно он есть) Мне сказали - по этой цене пакетов больше нет, есть в полтора раза дороже. Нет так нет, я спустился этажом ниже в том же ТЦ, к конкурентам, переоформил на них всю свою "команду". Старый оператор названивал несколько дней, сбивая цену, новый не отставал. В итоге получил интернет с огромным объёмом с ценой меньшей, чем я платил раньше. Сейчас, Бахматов, рынок перенасыщен, борьба идёт за десятые процента. То, что лысый с лохматым писали - устарело ещё при их жизни, вот тебе и приходится жить реалиями XIX века. Всё другое сейчас и не всегда рабочему во вред, а чаще на пользу.
                            • Сергей Бахматов
                              Сергей Бахматов4 ноября 2018 г.-2
                              Крупные банки, поддерживаемые государством, предлагают ссудный процент практически одинаковый. Мелкие банки могут пытаться предлагать условия чуть лучше, но в ущерб надёжности, так как государство их не собирается поддерживать, если что. Банки - это вампиры буржуазного общества.
                              • Слава Кащенко
                                Слава Кащенко4 ноября 2018 г.-2
                                Я про это ничего не знаю и не желаю знать. Я пользуюсь всем этим, остальное не мои проблемы. И так будет всегда. Социализм насадить, конечно, тоже можно, он уничтожит всю эту лафу. Кто от этого выиграет? Я, рабочий, точно проиграю. И все проиграют, выиграет малое количество начальников да бездельников-"теоретиков".
                                • Сергей Бахматов
                                  Сергей Бахматов4 ноября 2018 г.-2
                                  От социализма выиграют все, даже бывшие буржуи, так как не будет постоянно нависающей над ними угрозы репрессий в ответ на лукавство и дьявольщину с их стороны.
                                  • Слава Кащенко
                                    Слава Кащенко4 ноября 2018 г.-2
                                    Сорри, ответ запостился в самом низу, см ниже.
  • Виктор Старков
    Виктор Старков4 ноября 2018 г.+2
    Де-юре – либерализм, де-факто – диктатура. При либерализме узкая группа лиц начинает диктовать обществу свои правила – кредитные, финансовые, экономические, политические. Эта группа формирует общественное мнение, а значит, управляет и мыслями людей, устанавливает диктатуру не только в политике и экономике, но и в головах. И в отличие от левой или правой диктатуры, при которой элита действует с позиций идеологии – социалистической или национальной – при либеральной диктатуре элита действует исключительно в личных интересах, которые ставятся выше интересов общества. Диктатура либерализма – худшая из диктатур. Она порождает власть наиболее алчных и тщеславных эгоистов, между которыми рано или поздно оказывается поделена большая часть всех экономических, политических и медиа-ресурсов страны.
  • Слава Кащенко
    Слава Кащенко4 ноября 2018 г.-1
    Будет расслабленное безделье, следствием будет дефицит и жуткое качество продукции и дальше по накатанной, как в совке было, один к одному. Не нужно мне такого "выигрыша" даже даром. Я против него встану с оружием в руках.
    • Сергей Бахматов
      Сергей Бахматов4 ноября 2018 г.-3
      Расслабленное безделье наступило в России с временным возвратом к капитализму под руководством буржуазных либералом. Чуть было не сказал придурков)) Работают в основном менеджерами продаж, разносчиками пиццы, почтальонами, извозчиками и, конечно же, чиновниками от мелкого пошиба до тех, кто умеет щёки надувать так, что из-за спины видно и т.д. Кто к нам с мечом придёт, тот от меча и погибнет....))
      • Слава Кащенко
        Слава Кащенко4 ноября 2018 г.-2
        Так это и не капитализм никакой. Это продолжение совка, это совок в развитии. Европейский настоящий капитализм совершенно другой. Слово "капитализм" пишу исключительно для тебя, на самом деле это просто приемлемый общественный строй, в отличие от совкового и постсовкового, неприемлемого ни под каким видом.
  • Сергей Бахматов
    Сергей Бахматов4 ноября 2018 г.-3
    Европейский капитализм сейчас под пятой Трампа. Вот он зажжёт нефть, и вам будет совсем хорошо)) Чудик, я же написал выше, что, по скромным оценкам, квадриллион ничем не обеспеченных долларов только и ждёт момента, когда обрушиться и обрушить вместе с собой всю мировую капиталистическую экономику. Ты прямо мотылёк, летящий в костёр и думающий, что летит просто к свету ))
    • Слава Кащенко
      Слава Кащенко4 ноября 2018 г.-2
      Ты жди, Серёжа, жди, когда обрушится и загниёт, а я в это время буду жить. Таких трампов в любое время хватает, и кризисы бывают, а что-никто особо не страдает, капиталистическая экономика выкатывает всё новые чудеса науки и техники, причём не просто показать как на ВДНХ, что, мол, есть в одном экземпляре, а прямо на продажу, всем желающим. Не было в совке никогда такого и быть не могло. Была нехватка, дефицит, отвратное качество, отсталость на десятилетия. И чтобы опровергнуть это, нужно только лгать да ждать, пока капитализм "обрушится". Ждали уже, пока сами не обрушились. Обрушение ничему не научило, ждите дальше.
      • Сергей Бахматов
        Сергей Бахматов4 ноября 2018 г.-3
        Ты из тех, кто всегда думает, что никогда не было и вот опять. Первый кризис капитализма в Европе и США в начале XX века закончился войной 1914 г. и первичным обогащением США, второй кризис в тех же странах закончился второй мировой войной и вторичным, на этот раз сказочным обогащением США. Сейчас в США и Европе надвигается третий, на этот раз окончательный кризис капитализма, где США по привычке попытаются развязать где-нибудь в Евразии или на Ближнем Востоке третью мировую войну, которая всё спишет. Как всегда решить проблемы за счёт других. Но на этот раз не получится, так как колосс прогнил изнутри и на глиняных ногах))
        • Слава Кащенко
          Слава Кащенко4 ноября 2018 г.-1
          Если ты не хочешь выглядеть поедателем соловьиного помёта, никогда не упоминай, "как там в США", потому что это словосочетание с головой выдаёт вислоухого лоха, которого обирают под шумок и выворачивают карманы, пока он переживает, "как там в США". Я не знаю, как там в США, там всё нормально и будет тоже нормально, а то что ты или Леоне якобы знаете - кисельки это, Серёжа. Рушится совсем другой колосс и рушится он интересно. Мне очень нравится конец 80-х начало 90-х - было очень интересно наблюдать, как рушится казавшаяся нерушимой цитадель зла и безумия. И, похоже, я доживаю до сходного, хотя и менее грандиозного зрелища.
          • Сергей Бахматов
            Сергей Бахматов4 ноября 2018 г.-2
            Ты, как и все шизофреники, не отдаёшь отчета самому себе. Ты посмотри только, что ты пишешь: "Я не знаю, как там в США, там всё нормально и будет тоже нормально". Ты настоящий пациент больницы им. Кащенко))
  • Александр Гулидов
    Александр Гулидов5 ноября 2018 г.-1
    Хорошая статья. Надо на КОНТ перекинуть.