Новости партнеров

Самое свежее

Почему вера в доброго царя всегда кончается не добром Чем нынешний культ личности отличается от Сталинского? Слова Володина об отмене пенсий – страшная правда? С кем вы остались, товарищ Путин? Александр Росляков. Марш матерей в защиту политических узников – святое дело или провокация? Сергей Лесков. Ваучер – политический булыжник олигархов
Loading...
Loading...
Загрузка...

Александр Майсурян. Вместо царящего сегодня политического культа жертв нам нужен культ героев!

  • Очень многое мы потеряли за более чем четверть века, прошедшие с разгрома социализма и СССР. И такое, что в советские времена никто не воспринимал за "часть советской идеологии", что казалось просто общими достижениями человечества, естественным фоном жизни. Например уважение к труду и трудящимся, создающим окружающий материальный мир. Культ знания. Веру в науку и исторический прогресс.

    Что пришло взамен?

    Культ денежного мешка (а знания и труд ценны лишь постольку, поскольку позволяют добывать звонкую монету). Самые дикие суеверия и предрассудки, мракобесие и любовь к средневековью (астрология, почитание феодальных титулов, вера в экстрасенсов).

    И вот ещё один элемент этого общего провала: культ жертвы.

    В СССР существовал культ исторических героев, то есть людей, деятельно изменявших мир. На развалинах СССР этот культ все больше подменяется культом жертвы, пассивного страдальца.

    Вот один очарованный этим страдательным залогом блогер наивно спрашивает: а почему, если белые там-то расстреляли столько-то тысяч человек, нет памятника этим жертвам с точным указанием их числа?

    И впрямь – почему? Да потому что красным в голову не приходило, что надо ставить памятники невинно пострадавшим.

    Психология была другая. Тогда ставили памятники "борцам за революцию", "борцам против интервенции", "героям-борцам против фашизма" и т.д. А если бы кто-то предложил увековечить память расстрелянных ни за что – хоть белыми, хоть красными – в ответ неделикатно спросили бы: если их расстреляли ни за что, за что же памятник?

    Да, такие памятники тоже изредка ставили – больше к концу СССР. Но они в общем были на периферии общественного сознания.

    Ну, а в постсоветское время культ жертв – не творцов истории, а её беспомощных страдальцев, по телам которых катятся колёса истории – достиг подавляющих масштабов.

    Что такое культ голодомора как не именно такой "культ жертвы"? Что такое внедрённый уже в школьные учебники "культ Архипелага ГУЛАГа" как не тот же самое?

    Но разве в предыдущие тысячелетия попавших под колёса истории жертв было меньше? Энгельс называл историю "самой жестокой из всех богинь, влекущей свою триумфальную колесницу через горы трупов не только во время войны, но и в периоды мирного экономического развития".

    Однако не на жертвы нас приучали равняться в советское время, не у них учиться – а у тех, кто в самых суровых переделках мог противостоять судьбе.

    Но нашему буржуазному обществу, которое, как плесень, выросло на обломках социализма, герои-борцы ни к чему. Вдруг они, чего доброго, увидят в нынешнем крайне несправедливом общественном устройстве зло – и вздумают с ним бороться?

    А вот пассивно страдающие, беспомощные, ноющие и жалующиеся – это практически идеал. Отсюда и идея замены Дня Победы, праздника героев, на День памяти и скорби – плаканья по невинно убиенным.

    Отсюда и весь культ этих голодомором, архипелага ГУЛАГа – что  по факту стало сегодня изрядной частью нашей "национальной идеи".

    Отсюда и все недоумение пораженного этим культом блогера: если белые впрямь угробили тысячи невинных, почему красные не воздвигли им памятников? А вместо того увековечили какого-то Карла Маркса, каких-то уникальных Матросова, Гастелло, 28 панфиловцев, Космодемьянскую, Гагарина, Циолковского? Тех, кто боролись – а не тех, кто смиренно напоролись?

    Я бы сказал на это так. Нам нужен сейчас позарез не "культ жертв", пусть даже самых благородных, а новый культ героев. Тех, кто, творя историю, ярко борется и побеждает. Пусть даже ценой своей жизни – чтобы, словами Маяковского, умирая, воплотиться в пароходы, в строчки и в другие долгие дела.

16

Комментарии

15 комментариев
  • Слава Кащенко
    Слава Кащенко9 августа-10
    Чего-чего там изменили мараты казеи и вали котики вкупе с александрами матросовыми? Нихрена. Они просто сдохли, они не были нужны власти живыми. Повод россиянам задуматься: а может и они не нужны власти живыми? Но это если есть, чем думать.
  • Сергей Анатольевич
    Сергей Анатольевич9 августа
    А может на этот раз стоит обойтись без построения каких либо культов? Ведь любой сам по себе культ дело временное и от того не благодарное, ведь на смену поднадоевшему культу придёт новый, и новые "культоносцы" начнут марать, смешивая с грязью всё созданное ранее. Может пора начать каждому добросовестно делать своё дело, разумеется на благо страны. Ведь как написано в священном писании: не создавай себе кумира!
  • Сергей Жуков
    Сергей Жуков9 августа+2
    Сергей Анатольевич А может на этот раз стоит обойтись без построения каких либо культов? Ведь любой сам по себе культ дело временное и от того не благодарное=== Да это как раз тот случай (куда деваться от привычного), когда клин клином...
    • Сергей Анатольевич
      Сергей Анатольевич10 августа
      Понял вашу мысль, одним клином вышибить другой, может оно и так. А по мне так проще сразу трибунал.
  • Игорь Шаповалов
    Игорь Шаповалов10 августа+1
    "..А может на этот раз стоит обойтись без построения каких либо культов?.." Ну так вот и начните с себя, герои - запутинцы. А то устроили уже понимаешь культ своего нацлидера похлеще чем у Сталина.. "..и новые "культоносцы" начнут марать, смешивая с грязью всё созданное ранее.." Вот как раз новые культоносцы этим и занимаются, что смешивают с грязью всё созданное ранее, советское..".. Ведь как написано в священном писании: не создавай себе кумира!.." Вот и начинайте с себя, не создавайте себе кумира. Но вы однако нас призываете а сами своими советами почему то воспользоваться не желаете..
  • Барбос Иванович
    Барбос Иванович10 августа+1
    А чем культы героя и жертвы в принципе отличаются? Тот же Матросов ЖЕРТВА войны - он же ПОЖЕРТВОВАЛ собой!!! Идея в своей сути нелогична - каждый герой и есть жертва собой. Надо задаться другим вопросом: РАДИ ЧЕГО нужна жертва. Тут возникает очередная тема: что такое Родина, для чего она нужна и чем она отличается от Неродины. И разбирая её откроются весьма неожиданные и неприличные стороны такой структуры как государственная власть....
    • Слава Кащенко
      Слава Кащенко10 августа-4
      Вот именно - ради чего. Ради того, что имеется в "богоспасаемой" сейчас, не стоило умирать. И вообще - муками, смертями и прочим трэшаком невозможно создать ничего хорошего.
      • Сергей Жуков
        Сергей Жуков10 августа+1
        Да, Слава--обидно тебе. Победи фашизм и ты мог бы занять важный пост при каком-нибудь гауляйтере. Скажем--ботинки и сапоги чистить
        • Слава Кащенко
          Слава Кащенко10 августа-2
          А так этот пост достался тебе. Что ж ты не радуешься?
          • Игорь Шаповалов
            Игорь Шаповалов10 августа
            "..А так этот пост достался тебе. Что ж ты не радуешься?.." А тебе достался почётный пост батрака на пилораме у немцев. Но Ты как видно этому даже радуешься..
            • Слава Кащенко
              Слава Кащенко10 августа-1
              Мне достался почётный пост высокооплачиваемого работника. Я рад этому. В совке я так не жил ни одного дня, как я живу сейчас. "Батрак" - это низкоквалифицированная копеечная рабсила, ты вполне подходишь под это определение.
  • Андрей Широнов
    Андрей Широнов10 августа+2
    Автор абсолютно прав! Миром правит мракобесие и золотой телец!
    • Vladimir NN
      Vladimir NN10 августа-1
      Это еще в школах СССР проходили, только тогда теоретически. Сейчас капитализм изучаем в Ашанах и Перекрестках роясь в куче упаковок как вроде там есть нормальные Гостовские продукты.
  • Сергей Анатольевич
    Сергей Анатольевич10 августа+1
    На каком основании вы все меня считаете "запутинцем", я между прочим после 96-го года не участвую в этом марлезонском балете под названием "выборы". Ничего я с грязью не смешиваю а лишь отделяю зерна от плевел, которых в советское время было не мало, да и как понять что есть что не разобравшись, ведь главное поняв, не допустить ошибок впреть.