Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Исторический путь Путина: от крымского взлета до пенсионного провала

  • Путин стал президентом России в 2000 году при очень благоприятных условиях. В экономике начались восстановительные процессы после тяжелого кризиса 1998 года. Цены на нефть стали быстро расти – в силу чего Путин смог прекратить задержки пенсий и зарплат. И реализовать ряд других мер, которые были восприняты населением как наведение долгожданного порядка в стане.

    На фоне старого и спившегося Ельцина молодость и трезвость нового правителя давали ему значительные имиджевые преимущества. А рост цен на нефть, позволивший резко поднять пенсии и зарплаты бюджетникам – сделал из Путина в глазах народа чуть не бога.

    Это называется «народный легизм» – идея о том, что сильный правитель способен устранить любую несправедливость, о которой сможет узнать. Народ понимает, что это непростая задача, но тешит себя надеждой, что когда-то данное чудо произойдет.

    При этом, к сожалению, из государственной политики и идеологии выпала идея создания институтов, способных самостоятельно учинять справедливость в масштабах огромной страны. И в этом кардинальное различие меж «народным легизмом» и так называемым римским правом.

    А тут еще подоспел и «державный легизм» – культ военной силы, способной противостоять всему миру, «защитить от любого агрессора» и даже распространять по миру всему свое геополитическое влияние.

    Основу этой идеологии для нас составляют многие войны, которые вела России, в том числе две победоносные Отечественные.

    Но постсоветская власть, более или менее поддерживая эту идеологию «державности», мало сделала для того, чтобы реализовать ее в условиях меняющееся мира. Скажем, когда российские граждане в массовом порядке побежали эмигрантами на Запад, а всякие «челноки» и туристы заполонили рынки Турции – даже попыток как-то одолеть это явление российская власть не предприняла.

    Однако Путин как воплощение мифологии «народного легизма» силой своей личности сумел перебить тот негатив, внушив всем, что он рано или поздно все же наведет в стране порядок. Понимая, что задача эта непростая, народ ждал, проявляя свое знаменитое русское терпение.

    И с 2000 по 2008 гг. доверие к Путину нарастало, превращаясь для части населения в своего рода утопию. Затем эта вера стала понемногу ослабевать, но число доверяющих лично Путину продолжало расти, достигнув небывалых 60%

     

    В зените своей славы Путин представлялся многим как лидер, воплотивший в себе лучшие черты Сталина, но без свойственных тому крайностей. Хотя Путин никогда и близко не был Сталиным и не пытался копировать его стиль правления.

    Тем не менее имиджевые черты сходства имелись. Все знали, что Путин – выходец из спецслужб. То есть истинный патриот, честный человек, болеющий Россию и русский народ, способный сыграть роль «народного диктатора».

    Ведь он пришел не из Минобороны или иной силовой структуры, а именно из КГБ, о котором в 90-е ходили слухи, что это ведомство осталось единственным не коррумпированным в стране. Даже сам академик Сахаров, главный борец против СССР, где-то сказал, что КГБ – самое честное советское ведомство…

    С 2008 по 2012 гг. президентом России стал Дмитрий Медведев, чью самостоятельность многие сразу поставили под сомнение. Но кто-то воспринял его «избрание» положительно – как долгожданную смену курса с «державного» на «европейский», который принесет народу все европенсии и еврозарплаты.

    Но уже с 2010 года рейтинг Медведева, принесшего нам только пустое переименования милиции и «отмену промилле» – начал падать. И стало очевидно, что рейтинга Путина он не достигнет никогда.

    Однако эта памятная рокировка не привела и к восстановлению прежнего рейтинга Путина. В 2012 году, когда он вновь принял бразды, произошли массовые митинги на Болотной площади, а к концу 2013 года стали намечаться признаки исчерпания легистской идеологии.

     

    Взятие Крыма и последующие события послужили для Путина мощным политическим допингом. Его рейтинг вновь взлетел до максимальных значений: 65-70%.

    Но и эта музыка недолго сравнительно играла – без подкрепления каким-то рывком в порядке внутреннего благоустройства.

    Президентские выборы 2018 года показали, что народ все же чего-то ожидал от них. Но когда не дождался ничего, рейтинг Путина вернулся вновь к уровню 2013 года. Причины столь резкого падения в том, что Путин практически не поменял правительство Медведева, даже оставил в нем одиозного Виталия Мутко. Ну и сдался на пенсионную реформу, воспринятую даже путинской «старой гвардией» в штыки.

    И что в итоге? Надежды на улучшение при Путине, похоже, так еще и не угасли. Опросы говорят, что большинство все же предпочло бы не путь опасных революционных изменений, а ожидание того, когда некий рак свистнет на путинской горе.

    Но это уже весьма депрессивные ожидания.

    Доверие к власти начало стремительно падать. Впрочем до сих пор власть особо и не опиралась на массовую поддержку населения, значительно угасшую за последние 18 лет.

    Но с 2018 года власти придется действовать в совершенно других условиях. Философия легизма вконец исчерпала себя: при всей внешней безмятежности слишком очевидным стал рычащий исподволь протест, пока просто не нашедший себе соответствующего русла. Но вода, как говорится, найдет дорогу.

    Альтернативой станет нарастающий негатив. Это не значит, что он обязательно примет облик 1917 года. Но наверняка подорвет весь государственный механизм, которому придется работать в совершенно иных условиях, в которых прежние алгоритмы уже не будут действовать.

    Сумеет ли Путин, все-таки слегка забронзовевший за его предыдущие 18 лет триумфальной власти, подстроиться к этой новой реальности – большой вопрос.

     

    По мотивам Сергей Белановский

16

Комментарии

6 комментариев
  • Сергей Бахматов
    Сергей Бахматов6 августа 2018 г.+8
    Начиная с конца 80г.г, я уже понял, что мы летим в пропасть, а затем это ощущение только усиливалось. В середине 90 г.г. я позвонил своему школьному другу, который был в то время представителем президента Ельцина в СПб и говорю ему, что наука и промышленность рушится, все бегут из НИИ продавать на рынке сосиски, а из предприятий делают склады. Он ответил: да, время смутное, впечатление такое, что все мы сидим в поезде, а он идет неизвестно куда, и ничего поделать нельзя. Так этот поезд и катится. Неизвестно куда...
    • Слава Кащенко
      Слава Кащенко6 августа 2018 г.-4+1
      Как это неизвестно? Очень даже известно: под откос.
  • Сергей Жуков
    Сергей Жуков6 августа 2018 г.+10
    Ничего Путин не сумеет сделать. Он же не может учинить отлуп друзьям олигархам, умеющим только доить казну. А без того, чтобы--как минимум--ввести прогрессивную шкалу налогов и избавить судебную систему от Хахалевых и ее соратников, в стране порядка не будет
  • Aleks Best
    Aleks Best7 августа 2018 г.+3
    Чем быстрее народ вычистит кабинеты от этой путинской нечисти, тем быстрее россия начнёт лечение . Альтернативы нет /
  • Андрей Широнов
    Андрей Широнов7 августа 2018 г.+3
    Путин, это один большой фейк, морок, наваждение, созданное либерал-олигархией, которая и правит в Россией. На поддержание этого морока работают все информационные ресурсы в России! Россия по факту продана западу с потрохами, вместе с народом, территорией и полезными ископаемыми, лишена суверенитета. Пора избавляться от этого наваждения! Процесс пошёл, пока вяло, но всё течёт-всё меняется!
  • Трурль Альтруистичный
    Трурль Альтруистичный7 августа 2018 г.+1
    Перед старческим слабоумием равны и президент и дворник