Сегодняшнее положение дел в российской экономике не устраивает никого. Будучи сверхдержавой в военном, географическом и даже в историческом плане, в экономике мы сегодня слабы.
Под нашим желанием жить своими представлениями о добре и зле, сохранить и развить землю, завещанную нам предками, лежит очень тоненький экономический фундамент. Это опасно. Это лишает руководство страны свободы маневра на мировой арене. Это дает надежду нашим врагам повлиять на нашу политику путем введения всяких санкций.
Такая ситуация недопустима и должна быть изменена. Но как это сделать? Как провести индустриализацию страны? Либеральный блок правительства говорит: главное, чтобы государство поменьше вмешивалось в экономику – и тогда частная инициатива и частный капитал все сами сделают.
Но это – миф. Ни одна страна в мире не достигла индустриального уровня либеральными методами. Государство – вот кто выступал настоящим двигателем роста промышленной и экономической мощи.
Главный аргумент в выборе эффективного пути – всё-таки практика. Добились ли различные страны развития индустрии, следуя советам либеральной теории – через свободный рынок и исключительно энергию капиталистов?
Везде мы увидим, что это был путь через протекционизм и участие государства. История капитализма подтверждает это.
Англия
Первой страной, создавшей индустрию, была Англия. Её восхождение началось с развития суконной промышленности. Протекционистскими мерами Англия защищала её: в 16-м веке английский парламент принял как минимум 16 законов, запрещавших или ограничивавших импорт швейных изделий.
В 1699 году Великобритания запретила экспорт шерстяной ткани и из своих колоний, а в 1700 г. – ввоз готовой хлопковой ткани из Индии. В 1651 году был принят Навигационный акт: все заморские товары должны транспортироваться только на английских судах. Это сразу поставило другие страны в невыгодные условия. Великобритания также запрещала экспорт производственного оборудования и эмиграцию квалифицированных ремесленников до середины 19-о века.
Первой перейдя на капиталистические рельсы и защитив от конкуренции свой рынок, Великобритания скоро добилась больших экономических успехов. Уже в 1830 году британцы в сравнение с Европой производили 45% железа, 66% хлопчатых тканей, 78% угля и имели 90% всех железнодорожных путей. И лишь когда Великобритания оформилась как доминирующая экономическая держава, перестала бояться чьей-либо конкуренции, она стала проповедовать свободу торговли.
США
США, отставая в индустриальном развитии от Англии, обезопасили себя путём высоких ввозных пошлин – в среднем они были от 25 до 50%, что почти в два раза выше европейских. И оставались такими с1820 г. до Второй мировой войны. Американцы уменьшили их только с1950 г., когда стали экономической супердержавой.
Этот пример можно видеть постоянно: свободная торговля – удел сильных. Пошлины тогда отменяются, когда собственная индустрия выходит в мировые лидеры и больше не опасается чужой конкуренции. Железные дороги в 1840-х стали локомотивами роста для остальной промышленности – через громадные потребности в стали и железе стимулировался рост отраслей сталелитейной и угольной.
Американское государство способствовало развитию железных дорог тем, что на каждую милю воздвигнутого пути давало субсидию. Только на железнодорожное соединение Атлантического с Тихоокеанским побережьем было затрачено государством более 4-х млрд. долларов. Кроме того железнодорожным компаниям подарили прилегающие к путям земли, которые можно было сдавать в наём или с выгодой продавать. По причине такого регулирования компании стремились положить как можно больше путей.
Европа
Европейские страны, отставая от Великобритании, не сразу ввели у себя протекционистскую политику. Повсеместный переход к ней начался в континентальной Европе в конце XIX века. Во всех странах, проводивших эту политику, начался быстрый промышленный рост. Переход к совсем жесткой протекционистской политике произошел в начале Великой депрессии (1929—1930 гг.). Эта политика продолжалась до конца 1960-х, когда в соответствии с решениями т.н. «Кеннеди-раунда» США и западноевропейские страны осуществили скоординированную либерализацию своей внешней торговли. Таким образом, развитые западные страны большую часть своего развития предпочли провести под сенью протекционизма, что явно не случайно.
Япония
Япония после революции Мейдзи в 1868 году стала на путь индустриализации.
В промежутке между 1868 и 1895-х было послано учиться за границу 125 тыс. молодых людей, большей частью в Германию. Япония является классическим примером, где индустриализация проводилась силами государства. Оно не только закупало станки, локомотивы, корабли, но и строило заводы и фабрики и прокладывало железные дороги.
В основу японского экономического чуда легла политика «рационализации», где ограниченные ресурсы передавались в руки мощных финансово-промышленных групп – дзайбацу, таких как Mitsubishi, Mitsui, Sumitomo.
Руководство над дзайбацу осуществляли государственные чиновники. Соответственно никогда не ослабевала по отношению к ним ни государственная поддержка, ни защита. Забота японского государства о собственной экономике и сегодня столь велико, что оно не позволяет банкротить любое более-менее крупное предприятие.
***
Большие проблемы Америке сегодня доставляет Китай, поставляя ежегодно на американский рынок потребительских товаров на четверть миллиарда долларов. Америка хотела бы изменить баланс в свою сторону, а пока не допускает поставок из Китая главного – промышленного оборудования, станков, автомобилей, самолётов, кораблей и многих других высокотехнологичных продуктов.
В Старом Свете сохраняется и массивная государственная поддержка отечественному производителю. «В iPfone нет ни одной технологии, которая не была бы профинансирована государством», – так пишет итальяно-американская экономист Мариано Мацукато, профессор по инновативной экономике в университете Суссекс.
Она отмечает двенадцать главных технологий от которых зависит функционирование iPods, iPones и iPads: микропроцессоры, система элементов памяти, система памяти жёсткого диска и т.д. Все эти основные технологии были развиты на государственные деньги и под государственным управлением.
Вот такими методами сохраняют сегодня страны Запада своё ведущее положение.
И распространенное ныне в кабмине РФ мнение, что рассвет капитализма был обеспечен исключительно творчеством и напором частного предпринимательства, совершенно не соответствует действительности. Ни одна страна в мире не достигла индустриального уровня либеральными методами.
Государство – вот кто выступал всегда настоящим локомотивом экономического роста. Тот факт, что такой путь прошли все развитые страны мира, говорит о том, что это не было случайностью. Страна, желающая себе ускоренного развития, должна обратиться первым делом к этой исторической правде – и не слушать ересь наших министров, обещающих прорыв путем каких-то чисто экономических манипуляций.
По материалам Вячеслав Быков
Комментарии