В мудрой сказке «Холодное сердце» Вильгельма Гауфа бедный угольщик загадал волшебнику желание «всегда иметь в кармане столько же денег, сколько у самого Иезекиила Толстого, когда он садится за игорный стол». Волшебник сдержал свое слово: у Иезекиила Толстого, нет ни гроша – и в кармане угольщика тоже!
Мораль в том, что глупо заглядывать в чужой карман. Нужно загадывать то, что нужно тебе в твоём кармане. Стремиться к своей мечте, а не лепиться к чужому успеху.
Всякий человек мечтает о хорошей жизни для себя и детей И одержимый «европейской мечтой» – не исключение.
Но глупец не понимает разницы между ясным обладанием и смутным подобием. Он говорит: «Хочу, чтобы в моём кармане было столько же, сколько у парижанина». А если завтра у парижанина не будет ни гроша – тогда что?
Строительство счастливой жизни, как и любое другое строительство, требует этапности.
Возьмём простейший пример – строится дом. Он ещё не построен, но мы видим: вот возник котлован, вот заложили фундамент, вот выложили нижние ряды кирпичей… Отсюда мы делаем вывод, что движемся в сторону своей мечты, собственного дома.
Разве строительство счастливой жизни – иное? Она не может сразу возникнуть в готовом виде, её строительство – это последовательность и продуманных действий.
Главное – ежедневно сверяться: как идёт процесс? Растёт ли дом нашего счастья или стройка заброшена? А может, с неё растащили даже то, что на ней вчера было?
Мы можем начать даже на пепелище, как наши деды в 1945 году – но должны видеть, что каждый год ситуация улучшается, и черпать свой оптимизм из этих улучшений. Можно и наоборот – стартовать с высочайших показателей комфорта и скатиться в каменный век.
Счастливое будущее складывается из поступательно и неизменно накапливающихся улучшений, прибавок, роста.
Именно поэтому в современном западном искусстве нет образа счастливого будущего. Книги, фильмы, даже компьютерные игры – пророчат какой-то из видов апокалипсиса. Люди Запада гадают только об одном: с какой стороны придёт катастрофа…
Почему? Где их улыбчивые голубоглазые супермены из воображаемого будущего? Я не отрицаю ни огромных достижений Запада, ни массы извращений практики в СССР. Но общий фон «пессимизма победителей», неожиданный для победителей – связан с утратой базовой составляющей человеческой цивилизации.
Что же утрачено в зверином атавизме рыночной жизни? То, что в теории называется преемственностью, поступательностью цивилизационного накопления. Человек собирает, но не расточает собранного. Оттого от этапа к этапу растут его возможности и благополучие. Это можно выразить формулой «стабильная сохранность достигнутого». Да, чего-то у меня ещё нет: но то, что уже есть – со мной навсегда!
СССР далеко не идеален, и рухнул именно по причине дефектов конструкции, но в нём это базовое требование социального прогресса выполнялось. Говоря библейским языком – «камни собирались, но не разбрасывались». Человек был спокоен за достигнутое: оно уже никуда не денется, навсегда останется со мной.
А вот Запад преемственность и поступательность развития принёс в жертву свободам рыночных стихий. И потому в нём ни за что нельзя ручаться: сегодня так, а как завтра будет – никто не скажет.
Вместо непрерывной линии, свойственной проектности (плановому хозяйству) мы попали в мир бесконечных обрывов и тупиков. Ведь проект ведём не мы, а стихии вокруг нас, и что они завтра выкинут – неизвестно.
Вместо идеологии возводимого проекта (библейским языком – «храмостроительства») появилась идеология «мы просто живём». Вместо осмысленного пути – раз мы никуда не идём, а просто живём – хаотичное движение сразу во все стороны.
Даже в самой благополучной стране Запада принципа этапности нет. Большинство стран с рыночной экономикой – ад кромешный, есть некоторые, неплохо устроившиеся, их по пальцам пересчитать можно… Но и в них, на вершине пищевой пирамиды мировых хищников – не видно никакого внятного будущего.
План (при всех минусах плановой экономики, на которые мы не закрываем глаза) – призван искать возможности для осуществления проекта. Рынок (при всех его плюсах, которые мы тоже видим) – подлаживается под имеющиеся возможности, а искать он «не обучен». Когда возможностей выпало много – рыночный человек живёт весьма неплохо. Но когда они вдруг пропали – он в растерянности и не знает, что делать.
Потому что его мышление не способно выстраивать жизнь, оно приспособилось только пользоваться ей.
Умные люди – если бы такие были в СНГ – сказали бы, чего им нужно в режиме списка. Сели бы на пенёк и пронумеровали свои потребности: номер первый – жильё, номер второй – автомобиль… И так далее…
А люди глупые вместо того гомонят о каком-то мираже смутных аналогий: «Хотим жить как в Европе»… А вы в курсе, как эта Европа жила вчера? Можете сказать с уверенностью, как она будет жить завтра? Да и про её «сегодня» много ли знаете – в лучшем случае повидав её туристами (а в худшем вообще вообразив градом мечты, вроде Китежа)?
Человек, который знает, чего хочет – уже наполовину решил свою задачу. Имея список потребностей, можно оптимизировать этапы их удовлетворения.
Но если человек не знает, чего хочет – то даже Бог не поможет ему. О какой последовательности теории и этапности практики можно говорить, если ищешь «то, не знаю что»?
Запад не может дать своей периферии того, чего и сам в ядре своем не имеет: ни поступательности развития, ни этапности строительства.
Рыскающий хищник даже если очень плотно покушал – всё же представитель дикой, а не культурной среды. Рыскать из стороны в сторону по запахам наживы – совсем не то, что последовательно и системно накапливая достижения, строить свой мега-проект.
Задача подвезти каждому «вагон сладких пряников» – сама по себе очень сложная, и её провалили все правительства «реформаторов» в нашем веке. Наверное, не случайно: ведь мировой либерализм свёл идеал человека к активному себялюбию (что является идеалом животного, доисторического происхождения).
Даже если у вас будет «вагон сладких пряников», кому вы его отдадите? Наркоману, лудоману, клептоману, алкоголику, содомиту? Эгоистичному выродку или психопату? Ведь нельзя же говорить об идеальном будущем без образа идеального человека: творя свой мега-проект, цивилизация одновременно творит и человека под проект, с заданными человеческими качествами. Иначе не бывает!
Ведь это же демагогия – говорить только о параметрах потребления, ни разу не задумавшись про духовный облик потребителя! Это и называется «потреблядством» – и кончается как духовной гибелью человека, так и разрушением системы потребления, ради которой всё вроде бы сперва и затевалось…
Даже если гений создаст трёхмерный принтер, который все блага печатает из воздуха и работает тоже на воздухе – кому в итоге эта скатерть-самобранка достанется?
Если в руки злодея – то он превратит все в инструмент адо-строительства. А если в руки дебила – дебил его просто сломает, не сумеет поддерживать режимы его работы и профилактики…
Нельзя совместить цивилизованные «восходящие» отношения с зоологическими свободами произвола и вседозволенности. Понятно, что хочется всё иметь и при этом ни за что не быть обязанным никому.
Но так не бывает.
Выводя человека из нищеты, окружая его доступностью бытового комфорта – вы с ужасом видите, как «спасённый» превращается в слабоумного тунеядца, криминального бездельника «сытых гетто», в ненасытного эгоиста, блудника и сумасшедшего…
Без образа будущего, которое поэтапно строится по проекту, рушится и образ человека, которого последовательно воспитывают, начиная с младенчества.
Без этого вы исходите просто из нехватки бананов для обезьяны. Если вы дадите ей гору бананов, она человеком не станет. И если отнимите бананы – тоже не станет.
Цивилизация сама по себе изначально требует проектного идеала и человеческого идеала. Только это и создаёт её восходящую динамику, в ходе которой появляется то, чего раньше не было.
Духовное одичание человека неизбежно порождает деградацию управленческих систем и общественных институтов – просто потому что они набиваются криминальной и эгоистической дрянью на всех этажах.
Когда человек дичает – и мир вокруг него дичает тоже. Одичав, человек превращается в халявщика «европейской мечты», в ожидателя падающих с неба благ, происхождения которых он в принципе не понимает.
Таков не только постсоветский человек, но и современный западный человек, утративший «протестантскую трудовую этику», выродившийся в избирателя Клинтон и Макронов, в халявщика, верящего в услаждающие уши болтовню.
У общества, не придумавшего себе лучшего будущего – никакого будущего нет.
По материалам Александр Леонидов
Комментарии