Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

Театр в мировой политике и истории (2)

  • -Окончание-

    Что ж, у каждого народа есть своя мифология.

    Как известно, древние укры изобрели колесо, построили Ноев ковчег и вырыли Черное море. А согласно польской мифологии бой трех сотен диверсантов с милицией Данцига стал величайшим сражением Второй мировой войны. Польские паны произошли от древних сарматов, а их холопы – от славян.Но можно ли допустить, чтобы подобная мифология подтолкнула мир к третьей мировой войне? Вспомним, что в 1930‑х годах польские министры, не стесняясь, публично заявляли: «Польша возникла в Первую мировую войну, а во Вторую она станет великой».

    Пора бы российским историкам и журналистам понять, что история Второй мировой войны началась в апреле 1919 года после заключения «грабительского Версальского мира». 25 октября 1917 года большевики захватили власть в Петрограде. А на следующий день они предложили всем державам заключить мир без аннексий и контрибуций. Риторический вопрос: произошла бы Вторая мировая война и пришли бы в Германии к власти нацисты, если бы в начале 1918 года был заключен мир без аннексий и контрибуций? Кстати, Берлин и Вена еще в ноябре 1917 года согласились на такой мир, но Антанта его отвергла. Ведь Англия и Франция как раз и воевали ради аннексий и контрибуций.

    Версальским миром на Германию наложили огромные репарации. Около трети Германской империи, населенной этническими немцами, была насильственно отторгнута.

    Подавляющую часть отторгнутых земель силой захватили поляки.

    Конечно, поляки нападали не только на немцев. Начальник государства пан Пилсудский решил создать федерацию Междуморье, то есть поставить под польский контроль все территории между Балтийским, Черным и Адриатическим морями. Поляки силой отняли у Украинской Народной Республики Львов, у Литвы – Вильнюс, в мае 1920 года взяли Киев и двинулись на Одессу. Однако Красная армия и Антанта внесли коррективы в план создания Междуморья. Из Киева поляков турнули, а Лондон пригрозил войной, если они пойдут дальше в Прибалтику.

    В итоге к 1922 году в новосозданном польском государстве поляки составляли около 60% населения, а остальные – русские, белорусы, украинцы, немцы и др. Причем в поляки принудительно были записаны несколько славянских народов – кашубов, поморян, лемков и др. Еще до 1917 года этнографы считали, что эти народы отличаются от поляков куда больше, чем великороссы от украинцев.

    Вне всякого сомнения, Гитлер – величайший преступник ХХ века. Он виновен в самых омерзительных преступлениях – холокосте, неспровоцированном нападении на СССР и т.д. Но означает ли это, что нет других виноватых в развязывании Второй мировой войны?

    Сразу же после заключения Версальского мира в 1919 году британский премьер Ллойд Джордж сказал французскому премьеру Клемансо: «Не делайте из Польши вторую Эльзас‑Лотарингию». Ну а французский маршал Фош тогда же изрек: «Версаль – не мир, а перемирие на 20 лет». Как видим, уже весной 1919 года были точно определены причина и время начала Второй мировой войны.

    В 1920–1930‑х годах 98% немцев не признавали захват Польшей германских земель на востоке. Предположим, что Гитлер был бы не ранен, а убит в ходе расстрела демонстрации нацистов 9 ноября 1923 года. Так что ж, и сейчас в Европе существовала бы система Версальских договоров? Все политики Германии – от центриста фон Папена до монархистов – были против признания восточных границ.

    Любопытно, что 21 июля 1930 года вождь германских коммунистов Эрнст Тельман заявил, что Советская Германия не будет платить репарации Антанте и никогда не признает границ с Польшей. Мало того, Тельман обвинил Гитлера, что тот только для вида выступает против репараций и восточных границ, а сам фактически сотрудничает с Антантой.

    Предположим, немцы в 1932 году проголосовали бы не за Гитлера, а за Тельмана. Никакого холокоста не было бы, а евреи сидели бы не в концлагерях, а в Рейхстаге и правительстве. Но и тогда Польше пришлось бы отдавать немецкие земли.

    Между тем Польша в 1937 году, равно как в XVII веке, имела территориальные претензии по всему периметру государственной границы: к буржуазной Литве, СССР, Чехословакии, Германии и вольному городу Данцигу. Вместе с Германией поляки в 1938 году произвели раздел Чехословакии, отхватив себе Тешинскую область. Варшава постоянно угрожала Данцигу: «Данцигский вопрос может легко разрешить один польский корпус».

    В декабре 1938 года был составлен доклад 2‑го (разведывательного) отдела главного штаба Войска Польского, где говорилось: «Расчленение России лежит в основе польской политики на Востоке... Поэтому наша возможная позиция будет сводиться к следующей формуле: кто будет принимать участие в разделе. Польша не должна остаться пассивной в этот замечательный исторический момент. Задача в том, чтобы заблаговременно хорошо подготовиться физически и духовно... Главная цель – ослабление и разгром России».

    26 января 1939 года в состоявшейся в Варшаве беседе министров иностранных дел Германии Риббентропа и Польши Юзефа Бека последний заявил: «Польша претендует на Советскую Украину и на выход к Черному морю».

    Однако договориться с Гитлером о разделе СССР не удалось. И вот 1 сентября 1939 года германские войска вторглись в Польшу. Мало кто знает, что вместе с Германией 1 сентября войну Польше объявила и Словакия. Литовцы хотели вернуть Вильнюс и сосредоточили на границе с Польшей две из своих трех дивизий. Однако энергичный оклик из Москвы остановил Каунас.

    Любопытно, как события 1 сентября 1939 года были оценены польским профессором и по совместительству членом Российско‑польской комиссии по сложным историческим вопросам Мареком Корнатом: «Важным успехом политики Бека было то, что польско‑германский конфликт в 1939 году принял международный характер. Это был максимум того, чего в тех условиях могла добиться польская дипломатия… Любое другое решение, которое могла выбрать Польша в 1939 году, было худшей альтернативой, чем та, которую она выбрала». В переводе на русский язык: главной задачей польского правительства и дипломатов было превращение локального конфликта в мировую войну. В чем они и преуспели.

    Кроме немцев и словаков с территории Словакии в Польшу вторгся украинский легион под командованием полковника Романа Сушко (одного из руководителей ОУН). В легионе было всего около 2 тыс. бойцов, зато по всей Западной Украине тысячи боевиков ОУН начали партизанскую войну в тылу польских войск. В течение первых двух недель сентября боевики захватили 183 населенных пункта, убили свыше 2 тыс. поляков, захватили семь пушек, восемь самолетов и даже один танк.

    12 сентября 1939 года в личном поезде Гитлера состоялось совещание, где обсуждалась дальнейшая судьба Польши. Фюрер предложил на территории Польши создать два «буферных» государства – Украину (из Галиции и Волыни) и Литву, включая Виленский край.

    На всякий случай имперский министр иностранных дел Риббентроп 15 сентября отправил телеграмму германскому послу в Москве, в которой предлагал советскому правительству поторопиться с введением войск в Западные Белоруссию и Украину: «Советское правительство, таким образом, освободит нас от необходимости уничтожать остатки польской армии, преследуя их вплоть до русской границы. Кроме того, если не будет начата русская интервенция, неизбежно встанет вопрос о том, не создастся ли в районе, лежащем к востоку от германской зоны влияния, политический вакуум… И могут возникнуть условия для формирования новых государств».

    Это был откровенный шантаж. Сталин не мог позволить создать на своей границе бандеровское государство, опирающиеся на штыки вермахта. 17 сентября 1939 года части Красной армии вступили на территорию Западных Белоруссии и Украины.

    В сентябре 1939 года советское правительство обеспечило стратегическую безопасность СССР и избавило от нацистского и бандеровского террора население Западных Белоруссии и Украины. Замечу, что эти люди два века жили в составе Российского государства и лишь на 20 лет попали в польскую оккупацию.

    Окажись на месте Сталина Антон Деникин, великие князья Кирилл Владимирович и Александр Михайлович, все они поступили бы с поляками так же, а то и еще круче. Почитайте их высказывания о Польше.

    Советское же население конфликт Германии и Польши воспринимало как драку двух фашистских режимов. Свыше 10 лет советские СМИ именовали Польшу фашистской, и, замечу, не без оснований. Идеология в обеих странах сводилась к формуле: «Одна страна, один народ, один язык, один фюрер». Пусть кто‑нибудь попробует объяснить мне принципиальную разницу между военизированными организациями СС в Германии и «Стрелецким союзом» (сокращенно тот же СС) в Польше. Обе организации в военное время должны были воевать бок о бок с армией, а в мирное время они чинили расправы над всеми противниками режима. Правители и СМИ обоих государств вели оголтелую русофобскую пропаганду и выдвигали территориальные претензии к СССР.

    Для советских людей в 1939 году Германия была ордой Тохтамыша, напавшей в 1380 году на орду Мамая. Это потом советские и российские СМИ начали рассказывать нам сказки о том, как свирепый волк напал на мирно пасущуюся безобидную овечку. 

    Самое примечательное, что польские историки даже не пытались опровергать эти факты, доказывающие, что Вторая мировая война лежит и на совести руководства Речи Посполитой. Просто Гитлер оказался и сильнее, и оборотистее. Чтобы сохранить лицо «главной жертвы», они просто сочинили новую историю Вестерплатте. Но даже самое тайное когда-нибудь обязательно становится явным.

    Александр Широкорад - военный историк, писатель

    16 августа 2019


2

Комментарии

5 комментариев
  • Андрей Громадский
    Андрей Громадский10 сентября 2019 г.-1+2
    Ст.+ Даже добавить нечего к справедливому утверждению автора. Действительно, довоенные Германия и Польша - это два фашистских государства, которые хотели захватить наши земли и уничтожить наш народ. По мне, так довоенная коварная Польша была ещё большим агрессором, чем гитлеровская Германия. Да и ныне Польша - это ярый поджигатель уже третей мировой бойни народов. Видно поляков только могила может исправить. Сколько бед наделала эта страны, и продолжает до сих пор свою гнусную человеконенавистнеческую политику. Что интересно, у поляков ненависть к русским не на уровне руководства, а именно что называется в крови у простого народа.
    • Анатолий Лавритов
      Анатолий Лавритов10 сентября 2019 г.-1+2
      Вы,Андрей, - самый добросовестный и честный комментатор!Благодарю Вас за этот полный и точный по оценкам пост!
  • Александр Зеленков
    Александр Зеленков10 сентября 2019 г.+3
    Теперь у нас ещё Усралина есть, шантажирует ЕвроСоюз аварией атомного реактора как на Фукусиме.  В 1980-тых США навалили Польше под 100млр$ кредитов, потом Польша обанкротилась и долг покрывал СССР, а после краха СССР навалили ещё 100млр$ за развал СоцЛагеря и Антисоветчину. Долг всего СССР. был 100млр$ , Горбачёв на коленях выпрашивал 15млр$ на Перестройку -- не дали.
  • Анатолий Лавритов
    Анатолий Лавритов11 сентября 2019 г.+1
    Понятие "театр" известно людям с незапамятных времён и сопровождает каждого человека с детства до глубокой старости.Оно имеет много смысловых окрасок, а в данном случае это не сцены от древних Греции и Рима, на которых прославляли героев тех времён и демонстрировали ужасные сцены не только борьбы людей со зверями, но и между собой не на жизнь, а на смерть.Прошли века и тысячелетия, а театр кровопролитий не понарошку, а по-настоящему с последующими издевательствами над миллионами людей сохраняется в нашей жизни и сохранится в жизни потомков.Никто, к сожалению, не отметил это, хотя выбором заголовка я обозначил смысловое содержание материала!
  • Андрей Громадский
    Андрей Громадский11 сентября 2019 г.+1
    Анатолий Григорьевич, уже только самые тупые не знают, что "Весь мир - театр, а люди в нём актёры". Во всех странах разыгрываются спектакли, где простые граждане выступают в роли массовки, главные действующие лица боле или менее вдохновенно озвучивают речи, написанные драматургами, и всё это театральное действо происходит согласно задумкам режиссёров. Нет ничего нового под Солнцем. Кончаются одни спектакли, начинаются другие. И нисколько не изменяется драматургия театрального действия. Единственное, что со временем в драматургию вплетаются новые нюансы, но они ничуть не изменяют смысла извечной темы "добра и зла". Меняются декорации и антураж спектаклей, меняются и режиссёры, но вечная тема бытия остаётся и навсегда останется неизменной.