Самое свежее

Конец Публициста Раскрыт взрыв вулкана Кракатау. Политические анекдоты Как загибается Европа Эль Мюрид. Замеры благосостояния в России После теракта. Неудобные вопросы. Александр Росляков. Все для победы этой диктатуры, остальное – тьфу!

О Советском периоде российской истории

  • Академик Чубарьян: «Часть трудных вопросов истории перестала быть трудной»

    Впервые формулировка «Трудные вопросы отечественной истории» появилась в прессе в 2013 г. Тридцать с лишним сюжетов, по поводу которых общественность ломала копья.

     Почему возникла эта проблема? Что с тех пор изменилось? Возможно, некоторые темы вышли из категории «трудных»? Какие новые вопросы пришли на смену? Они возникают сами по себе или кто-то их ставит? Как поступать историкам, чтобы адекватно ответить на вызов времени?

    Об этом и многом другом «АиФ» побеседовал с научным руководителем Института всеобщей истории РАН академиком Александром Чубарьяном.

     На грани раскола

    — Изначально это был чисто рабочий момент. Тогда состоялся съезд учителей истории, на котором, в частности, обсуждали подготовку культурно-исторического стандарта для средней школы. И выяснилось, что есть ряд сюжетов нашей истории, говорить о которых учителям сложно. Скажем, противоположные точки зрения на одно и то же событие или даже отсутствие каких-то чётких документов, размытость источников...

    Решение тоже было рабочим — пусть учителя перечислят эти вопросы, а академические историки сделают по каждому из них брошюру. И вот уже в процессе перечисления оказалось, что это не какие-то там частные моменты или уточнения. Это глобальные, принципиальные вопросы нашей истории, которые иногда соприкасаются с большой политикой, в том числе и международной, или могут вызвать не скажу раскол, но серьёзные разногласия в обществе.

    «Трудные вопросы» оказались в центре внимания не только учителей, но и общества в целом. И это пошло на пользу. Обсуждение и поиск новых решений привели к тому, что острота из многих вопросов ушла. Они перестали быть «трудными».

    Революция? Не вопрос!

    — Извините, но в это слабо верится. Совсем перестали?

    — Скажем так — в значительной мере. Приведу пример — революция. Считалось, что революция у нас может быть только одна — Великая Октябрьская социалистическая. Триумф большевиков, народной власти и справедливости. А то, что произошло в феврале, — это так, что-то буржуазное, никчёмное. Потом был резкий поворот — нет, «настоящая» революция состоялась в феврале, а большевики — это узурпаторы и тёмные силы, которые «всё испортили». Мы предложили рассмотреть революцию не как одномоментный взрыв, а как процесс, который длился с 1917 по 1922 г. Февральская революция как начало, потом Октябрь как важный этап — приход к власти крайне левых сил. Потом Гражданская война как часть революции. Ведь непонятно было: большевики — герои или антигерои? Теперь можно объяснить, что большевики — такие же участники этого длительного процесса, как и остальные, их не надо ни прославлять, ни демонизировать.

     Вы сказали, что «трудные вопросы» касаются международной политики. Но ведь революция — только наше дело?

    — Вы так считаете? Смотрите — год назад многие страны Восточной Европы отмечали столетие своей независимости. Литва, Латвия, Эстония, Польша... Они обрели или, в случае с Польшей, восстановили свою государственность как раз в результате «только нашей» революции. На Украине огромное внимание к этому периоду. Недавно там вышла история Украины — книга в 600 страниц. И 300 страниц — половина! — посвящены как раз Гражданской войне.

    Это для них очень важно, это в их понимании — период независимой Украины, высший взлёт — избавление от власти Москвы. И тут нам уже надо не отмалчиваться, а честно написать — да, формальная независимость была. Но фактически Украина в то время — не более чем протекторат Германии, к тому же раздираемый всё той же революцией, борьбой между белыми, красными, махновцами... Здесь острота вопроса никуда не делась.

    Вызов времени

    — Какой период истории вызывает больше всего противоречивых оценок?

    — Советский период. Кое-какие острые вопросы мы сняли. Например, как относиться к советской истории 1930-х гг. Когда мы делали совместное учебное пособие с немцами (а среди них много сильных специалистов по истории СССР), я предложил такую формулу: «Советский вариант модернизации». Её приняли у нас в штыки. «Условные левые» заявили, что «модернизация» — слово нехорошее, какое-то слишком буржуазное.

    «Условные либералы» сказали, что модернизация — это хорошо, только к Сталину это понятие применять нельзя, поскольку он олицетворяет дикость и варварство. И тут я получаю материал от немецкого профессора, который спокойно употребляет термин «модернизация по-советски». С моей точки зрения, советский вариант модернизации — это создание крупной промышленности, но это и коллективизация, проведённая с нарушением всех возможных прав, заложившая основу для отставания и стагнации сельского хозяйства. Это и преследования, репрессии, но это одновременно и развитие науки, культуры, образования, здравоохранения...

    Однако стоило нам только разобраться с этим вопросом, неожиданно возникли новые трудности. Например, началось массовое восхищение брежневским периодом. Когда говоришь о застое, о серьёзных проблемах тогдашнего СССР, встречаешь довольно резкий отпор — людям, даже испытавшим на себе все прелести погони за дефицитом, кажется, что все тогда жили чуть ли не как у Христа за пазухой. Это тоже новый вызов.

    Но этот вызов, так сказать, естественный, внутренний. Бывают и жёстче. К сожалению, некоторые из них связаны с соседними государствами. Совсем недавно ни у кого не вызывало сомнений, что такое Великая Отечественная война и кто на какой стороне воевал.

    Сейчас на той же Украине или, например, в Молдавии появилась такая точка зрения, что в Великой Отечественной войне они участия не принимали. Но зато участвовали во Второй мировой. Причём в качестве жертв «главного агрессора» — СССР, который эти страны, оказывается, частично оккупировал в 1939–1940 гг.

     А на этот вызов чем можно ответить?

    — У нас есть Ассоциация институтов истории постсоветского пространства, мы готовим книгу по Великой Отечественной войне — такую дискуссионную, с реакцией на эти новые вызовы. Но есть тут одна проблема: профессиональные книги пишутся скучным языком и издаются малым тиражом.

    Мне известно, что в академической среде иногда с подозрением относятся к тем историкам, которые умеют писать увлекательно. Лично у меня такого предубеждения нет. Я вообще считаю, что даже авторская точка зрения в рамках исторической беллетристики имеет право на существование, поскольку поднимает интерес к вопросу.

    14/06/2019

    Константин Кудряшов



1

Комментарии

4 комментария
  • Андрей Громадский
    Андрей Громадский14 июля 2019 г.+1
    Не согласен с мнением уважаемого историка о существе Революции. Революции, не часто случающиеся в странах, поднимают народы этих стран на более высокую эволюционную ступень. Вот таковой была и Великая Октябрьская Социалистическая Революция, поднявшая не только Россию, а и всё человечество на новую более высокую эволюционную ступень. Плодами нашей Революции воспользовалось всё цивилизованное человечество. Ведь Западным капиталистическим странам пришлось ввести новые благоприятные социальные условия существования для своих народов: 8-ми часовой рабочий день, трудовые отпуска, по беременности и родам, уходу за детьми… и т.д. А вот февральский госпереворот в феврале 1917 г. был обычным заговором, удачно совершённым врагами Российской Империи. И если бы Ленин сотоварищи не совершил Революцию, то погибла бы и РИ, а за ней и весь русский мир. Противоположность Революции – это контрреволюция, ко
  • Андрей Громадский
    Андрей Громадский14 июля 2019 г.+1
    которая отбрасывает общество на нижние ступени Эволюции. И таковая произошла в СССР в 91-93 г.г. прошлого века. Народы России потерпели страшный материальный ущерб, который уже превысил ущерб от гитлеровского нашествия во времена ВОВ, а моральный ущерб вообще невозможно измерить никакими земными мерами. Русское общество погрузилось во времена средневекового феодализма с сословным делением его членов.
    • Анатолий Лавритов
      Анатолий Лавритов14 июля 2019 г.+2
      Всё так,Андрей, но если представить материально-нравственный урон поколениям вступившим в жизнь после событий 1991-1993 годов и воспитывавшихся на фальсифицированных объяснениях прошлого, то лучшего примера с Прибалтикой,Украиной и Грузией, брожением в Средней Азии, когда народам внушили, что Россия виновата в и х бедах,И НЕ НАДО!И если учёные-историки медленно, но верно объясняют КВАЛИФИЦИРОВАННО события прошлого и их подоплёку, то других, со стороны знатоков нам не надо!
  • Андрей Громадский
    Андрей Громадский14 июля 2019 г.+1
    Конечно, нужны честные учёные историки, которые правдиво изложат в учебных пособиях для юношества смысл совершившихся реальных событий прошлого. А то ведь прямо на глазах нашего поколения переписывается не только мировая история, но и история нашей страны. И вообще, появляются шарлатаны, которые пишут несусветную псевдоисторическую дичь. Например, что Египетской цивилизация с её пирамидами и прочими древними памятниками отроду несколько сотен лет, а якобы Христа распяли в средние века. И никаких тысячелетий прошлого человечества не существует,