-Окончание-
В 1960–1970-х годах случилось то, что так или иначе должно было случиться. Советская цивилизация перестала быть аграрно-урбанистической и стала урбанистически-аграрной. Число горожан стало больше числа сельчан. Население стало поголовно грамотным, получив добротное, классическое образование в советских универсальных школах, впитавших в себя лучшее от дореволюционных земских школ и гимназий. Неуклонно росло и число тех, кто получил высшее образование.
Внуки безграмотных крестьян стали читать Диккенса и Толстого, говорить на иностранных языках, разбираться в сложных механизмах. Их мировоззрение тоже стало иным. На место простой, цельной, фанатичной вере пришли научный скепсис, желание проверить все, получить доказательства. «Капитал» уже открывали не как Библию, а как пусть и гениальную, но все же одну из многих классических книг по политической экономии.
Созданная в 1930-е годы упрощенная, пропагандистская версия марксизма утеряла былой авторитет, стала видна ее упрощенность, отсутствие научной глубины, настоящей диалектики. Можно назвать даже точный временной рубеж, когда произошло это разочарование. В конце 1950-х – начале 1960-х практически все, даже первые диссиденты, еще верили в коммунистический идеал, в конце 60-х – начале 70-х уже появляется антисоциалистическое диссидентство.
Более того, неверие проникает и в среду партии, особенно в ее верхушку. Уже в начале 80-х в коридорах власти зачастую велись не менее антисоветские разговоры, чем на диссидентских кухнях, причем даже те, кто должен был охранять идеологию от нападок по долгу службы, с трибун провозглашали одно, а в узком кругу – совершенно противоположное.
И ладно бы речь шла о реформации, подработке советской идеологии, что было жизненно нужно для нашей страны. Но нет, отбросив устаревшие пропагандистские штампы, оппозиционные советские интеллигенты и переродившиеся политические руководители, как говорится, «с водой выплеснули ребенка». В порыве безверия они отказались от идеалов социальной справедливости, общего блага, впали в релятивизм, отрицание истины и универсальных ценностей.
Как известно, увлечение релятивизмом своей подоплекой имеет шкурничество и примитивный эгоизм. Если нет никакой абсолютной истины, то можно делать все, что угодно, удовлетворять самые низменные инстинкты и прихоти. А общество, где каждый сам за себя и стремится лишь к своей личной корысти, а не к общему благу, – это не что иное, как общество рынка с его конкуренцией, общество войны всех против всех, общество капитализма. Потому наши циники из позднесоветской элиты волне закономерно становились сторонниками буржуазных ценностей, рынка, капитализма.
Народ, сохранивший «остаточный марксизм» – аналог фольклорного христианства своих прадедов, – здесь снова оказался прогрессивнее своей «элиты», которая ради рынка и собственного обогащения была уже вполне готова пожертвовать благополучием и даже жизнями миллионов сограждан. Будущая «шоковая терапия» показала, что готовность эта была самая серьезная. Вчерашние партсекретари и кагэбэшники сожгли партбилеты и без малейших угрызений совести стали грабить и насиловать целую страну, а на все упреки отвечать с усмешкой, неужели кто-то еще верит во все эти моралистские благоглупости?
Была ли предопределена такая версия развития событий? Думаю, все же нет. История знала такие диалектические развилки. Греческая, Античная цивилизация в V веке до н.э. тоже переживала нечто схожее. Традиционная патриархальная вера стала тогда сходить с исторической сцены, разъедаемая развитием торговых рыночных отношений, на смену ей пришла идеология релятивизма, известная под названием софистики.
Но греческая культура ответила на это появлением Сократа и Платона – мыслителей, которые показали, что о существовании общего блага, универсальной справедливости, абсолютного добра говорит не только вера, но и разум. Академия Платона еще тысячу лет была опорой всего лучшего в греко-римской культуре. Увы, у нас партия, при всех ее школах и университетах марксизма, не смогла стать аналогом античной Академии, в недрах которой был бы создан действительно научный социализм, обобщивший и вобравший в себя все лучшее не только в традиции Маркса–Ленина, но и в русской традиции, включая славянофилов и народников, в современной западной философии. И случилось то, что случилось.
Теперь нам приходится пытаться делать это в самых неблагоприятных условиях. Но, как заметил С.Г. Кара-Мурза, если мы не сможем понять общество, в котором жили и в котором живем, наша цивилизация перестанет существовать.
Рустем Вахитов
г. Уфа
27 июня 2019
Комментарии