-Продолжение-
Конечно, спору нет, Сталин был неформальным лидером СССР 1930-х годов. Он несет ответственность за многое – и хорошее, и плохое, что происходило тогда в Советском государстве. Все главнейшие действия этого государства подчинялись и контролировались партией и ее Политбюро. Сталин лично ставил на должности и снимал с должностей людей, которым формально, по закону подчинялись и армия, и НКВД. Сталин обладал почти неограниченной властью в стране. Вопрос лишь в том, что это была за власть.
Президент России тоже обладает властью. Но эта власть дана ему как высшему чиновнику государства. Ему по Конституции подчиняются вооруженные силы страны. Но его и это не удовлетворяет, ведь Вооруженные силы РФ подчиняются еще и министру обороны. Поэтому он создал особую военизированную структуру – Росгвардию, которая подчиняется только ему лично (как императору Рима подчинялась преторианская гвардия, которая была главным инструментом его власти).
Путин знает, что даже сейчас, после падения рейтингов в результате непопулярной пенсионной реформы, у него очень много сторонников. Но он понимает также, что в случае опасности для его положения эти сторонники не придут к Кремлю спасать любимого президента. Поэтому ему нужны военные, которые готовы выполнить его приказ. Вдруг в его окружении заведутся «предатели», готовые поддаться на пропаганду и посулы Запада? Они только подумают об этом, а генерал Золотов со своими парнями тут как тут…
А вот со Сталиным, которого наши либералы изображают кровавым тираном, власть которого якобы держалась на тотальном страхе перед «палачами из НКВД», все было иначе. Не было у Сталина Росгвардии. Не было не то что полков, но даже захудалого взвода, который подчинялся бы ему лично по закону. А вот все наркомы, которые выполняли его приказы, трепетали от его молчания, выходили из его кабинета мокрыми от пота, напротив, имели под рукой десятки и сотни тысяч вооруженных бойцов. В любой момент они могли бы отдать им приказ арестовать Сталина, посадить его в тюрьму, судить и расстрелять. И этот приказ был бы законным, и бойцы обязаны были бы его выполнить. Тем не менее они не сомневались, что бойцы его не выполнят. Более того, они понимали: стоит отдать такой приказ – и они сами окажутся у тюремной стенки…
Да и не приходило такое в голову сталинским наркомам. Потому что власть Сталина, власть Политбюро, власть партии основывалась не на ружьях и кодексах, а на кое-чем ином. Все, что было у Сталина, – это авторитет среди масс, но не только, а поначалу даже не столько его личный, сколько авторитет всей партии большевиков. А партия его получила, так как была хранительницей марксистского учения идеократического государства.
Подавляюще большинство жителей тогдашнего Советского Союза были крестьяне, которые выросли на идеалах русского фольклорного крестьянского православия, сильно отличавшегося от православия церковного и совмещавшего в себе черты последнего и архаических земледельческих культов. Специалист-религиовед Мирча Элиаде назвал такого рода идеологии крестьян Восточной Европы «космическим христианством». В ходе советской культурной революции массы в значительной мере отказались от него в пользу той упрощенной и мифологизированной версии марксизма, которую разработал для полуграмотных масс советский агитпроп.
Но при всех здравицах в честь науки, разума и прогресса это был все же отказ от одной веры в пользу другой. Вчерашние крестьяне, верившие в то, что гром – это палица Ильи-пророка, не могли сразу воспринять марксизм как философское и научное учение. Для этого нужна была специальная подготовка, которую дает хорошее образование. Еще Ленин заметил, что для того, чтобы разобраться в Марксе, нужно сначала разобраться в «Науке логики» Гегеля, и что именно в силу слабого знания гегельянства так называемые «марксисты» в течение 50 лет так и не понимали мыслителя, именем которого клялись. Напомню, кстати, что сам Ленин и Гегеля, и Маркса читал на языке оригинала – по-немецки. Только внуки крестьян и рабочих, создавших советскую власть, сумели достичь такого уровня, чтоб читать «пузатый «Капитал» не «как «Библию» (это Сергей Есенин так иронизировал над своими современниками – «марксистами в первом поколении»), а как научное сочинение.
Итак, русские крестьяне и рабочие 1920–1930-х и даже кое-где 1940-х и 1950-х годов восприняли и приняли марксизм религиозно. Учение Маркса и Ленина в его советском пропагандистском изложении было для них квазирелигией, повествующей о сверхчеловеческих героях, которые вырвали страдающее человечество из мира зла и открыли путь к спасению в грядущем царстве свободы и счастья. Отсюда и та ожесточенность, с которой «обращенные в марксизм» вчерашние крестьяне и рабочие боролись с религией и церковью. Настоящий научный атеизм лишен таких сильных чувств: наука ведь спокойна, рациональна, склонна к сомнениям, к вежливым дискуссиям с оппонентами. Искоренять и уничтожать веру, да еще и кощунствуя, надсмехаясь и издеваясь над верующими, стремится не наука, а другая вера…
Да и тогдашняя борьба с фракционерами – с Бухариным, Каменевым, Зиновьевым – разве она не напоминает средневековое преследование еретиков – с обвинениями в самых гнусных преступлениях, с требованием обязательно самой мучительной смерти служителям дьявола? В самом деле, в чем их можно обвинить? Судя по всему, они ошибались относительно необходимого для СССР пути развития. Они плели интриги против главенствующей, сталинской фракции. Они собирались свергнуть Сталина и его соратников. Но никакими шпионами, платными агентами иностранных разведок они, естественно, не были. В более спокойные и «цивилизованные» 1970-е годы они, вероятно, отделались бы снятием со всех постов и отправкой на персональную пенсию, а кое-кто из них – и высылкой послами в какие-нибудь второстепенные страны. Но им довелось жить и действовать не в спокойные и «цивилизованные» 70-е, а в жестокие и трагичные 30-е, когда, по выражению философа Лифшица, распрямилась пружина глубинного и иррационального народного гнева, копившегося 300 лет, еще с эпохи крепостного бесправия…
И дело не в карикатурном «параноидальном садизме», который приписывают Сталину наши сегодняшние либералы, никогда не умевшие подходить к событиям с точки зрения принципа историзма. Думаю, что как раз Сталин осознавал истинную подоплеку всего, и намеки на это, кстати, содержатся в книге Фейхтвангера о Москве 1937-го. Дело в особенностях культуры и мировосприятия большинства простых людей 1930-х годов. Не стоит забывать и о том, что секретарями парторганизаций и следователями НКВД в 1930-х были дети тех крестьян, которые еще в начале ХХ века устраивали в своих деревнях самосуды над односельчанами, подозреваемыми в колдовстве…
Впрочем, исторический прогресс имеет свою диалектику и подпитывается не только флюидами Просвещения. Возможно, это прозвучит парадоксально, но эта имеющая свои темные стороны, но при этом истовая, фанатичная вера в коммунизм помогла тем первым поколениям советских людей возвести в рекордный срок города и электростанции. И нет ничего удивительного, что люди, которые требовали без суда и следствия казнить «врагов народа», потом сами, в годы Великой Отечественной войны, готовы были отдать и отдавали свои жизни за социалистическую Родину… Исторический дух дышит где хочет и использует для своих целей иногда не самые приятные эмоции и наклонности людей, делающих историю.
Но обратимся к роли партии в Советском Союзе. Как я уже говорил, марксизм переживался людьми того времени как квазирелигия. А носительницей этой квазирелигии и была партия. Сталин обладал такой огромной властью именно потому, что это была власть, данная ему партией – неким светским аналогом церкви, несущей миру «священную абсолютную Истину Маркса». Власть Сталина была, называя вещи своими именами, духовной (и, вероятно, не случайно выбор Истории пал при этом на бывшего семинариста, он лучше других годился на роль обладателя такой власти). Таким образом, Сталин и правил умами людей. Ему не нужна была своя гвардия. Он желал не запугивать и заставлять (хотя и это иногда приходилось делать), а убеждать. Его орудием были не пушки и пулеметы, а цитаты из Маркса и Ленина и их «правильное истолкование».
Сам Сталин это очень хорошо и четко понимал. Это видно по его характеристике партии, которую он дал однажды: «…орден меченосцев внутри государства Советского, направляющий органы последнего и одухотворяющий их деятельность». Обратите внимание: во-первых, Сталин сравнивает партию большевиков, несущую в массы идеологию марксизма-ленинизма и управляющую народом и государством авторитетом этой идеологии, с монашеским орденом Средневековья, то есть с церковной организацией (меченосцами называли себя члены немецкого Ливонского ордена, которые считали себя «воинами Христа» и наследниками тамплиеров). И во-вторых, он открыто провозгласил именно духовный характер партийной и своей власти, подчеркивая, что партия одухотворяет деятельность Советского государства.
-Окончание следует-
Комментарии