Как сотрудник абвера боролся с мифом «германского Христа». Теолог об истоках зла в своей стране
9 апреля 1945 года, буквально за считанные недели до окончания Второй мировой войны, в концлагере Флоссенбюрг за участие в антинацистском заговоре был казнен Дитрих Бонхеффер, лютеранский пастор, богослов, публицист, проповедник, взгляды которого сильно повлияли на развитие послевоенной религиозной философии и богословия на Западе, особенно после выхода в свет книги англиканского епископа Джона А. Т. Робинсона «Быть честным перед Богом» (Honest to God. London, 1963), где провозглашенный автором «кризис доверия» по отношению к традиционной теологии, был подкрепляем цитатами из тюремных писем Бонхеффера.
Среди православных верующих в нашей стране сам Бонхеффер и развитие его мыслей мало известны. Ибо некоторое доверие к традиционному богословию у нас все еще сохраняется, имея причиной высокий авторитет святых отцов, которые в первую очередь святые, а все остальное потом, в том числе то, что они там набогословствовали. А если поставить под сомнение написанное, то как можно святым отцам после этого молиться? Это же главное, поэтому все кризисы идут стороной и терпеливо ожидают там, в стороне, когда можно будет прийти всем вместе и подкинуть работенки синодальным отделам, которые, конечно же, с ними справятся, завалив цитатами и рассказами наиболее устойчивых к кризису персон о своих непростых духовных путях.
Дитрих Бонхеффер с учениками. 1932
Бонхеффер родился 4 февраля 1906 года в Бреслау. Он был шестым из восьми детей в семье Карла Бонхеффера, известного врача-невропатолога. После окончания гимназии Дитрих выбирает теологию в качестве приложения своих интеллектуальных сил, которую изучает в Тюбингене, Риме, Берлине. Став пастором, преподает теологию в Берлинском университете. После прихода к власти нацистов Бонхеффер начинает выступать с протестами против нордической мифологии, насаждаемой властями, участвует в евангелическом движении сопротивления, сформировавшемся позже в «Исповедующую церковь», ведущую борьбу с движением «немецких христиан», «евангелической Церковью германской нации», насаждавшую миф «германского Христа».
В 1936 году ему запрещают преподавать. Однако позже теолог поступает на службу в германскую военную разведку абвер, руководимую адмиралом Канарисом, где на тот момент консервативными силами, не питавшими симпатий к национал-социалистам, готовился заговор с целью свержения Гитлера. Арестован в 1943 году, обвинен в «подрыве вооруженных сил» и помещен в тюрьму Тегель, где работал над записями, которые позже составили посмертно опубликованную книгу «Сопротивление и покорность». После покушения на Гитлера в июне 1944 года был переведен в тюрьму гестапо, потом — в концлагерь Бухенвальд, затем во Флоссенбюрг, где и был казнен вместе с адмиралом Канарисом и другими участниками заговора.
До своего ареста Бонхеффер имел много раз возможность эмигрировать и преподавать, но отказался, посчитав, что на родине он нужнее. В заключении много рассуждал о кризисе, постигшем христианство. Его мысли по сию пору вызывают споры и нередко резкий протест в традиционных христианских Церквях. Он считал, что Церковь только тогда является Церковью, когда это Церковь для других, когда она участвует в выполнении мирских задач общественной жизни, не господствуя, но помогая, служа. Когда говорит людям всех профессий, что такое жизнь со Христом, что означает — «жить для других»:
«Меня постоянно волнует вопрос о том, чем является для нас сегодня христианство и кем Христос? Давно миновало время, когда людям все можно было рассказать словами (будь то теологические рассуждения или благочестивые речи); прошло также время интереса к внутреннему миру человека и совести, а значит, и к религии вообще. Мы приближаемся к абсолютно безрелигиозному периоду: люди просто уже не могут оставаться религиозными. Даже те, кто честно называют себя «религиозными», на деле вовсе не таковы: видимо, под «религиозностью» они понимают нечто иное».
Бонхеффер видит, что религия, религиозность в современную эпоху является лишь оболочкой, не имеющей содержания, поэтому привлекательностью для людей религия обладает все меньшей и кажется, что недалеко то время, когда религия останется в пустоте и наедине с собой. Больше задавая самому себе вопросы, чем давая на них ответы, он рассматривает перспективу существования «безрелигиозного христианства», будущие контуры которого ему не совсем понятны. Пытается прописывать рецепты сохранения значения Церкви в этом грядущем мире: «Чтобы положить начало, она (Церковь) должна всю свою собственность раздать нуждающимся. Пасторы должны существовать исключительно за счет добровольных приношений общины или же иметь какую-нибудь мирскую профессию».
Не очень ясно, но можно понять из его мыслей, что он ратует за восстановление элитарности в общественных отношениях, при которых элиты представляют собой круг людей жертвенных собой ради других, и его пробивает на откровенно ницшеанские нотки:
«В иные времена христианство свидетельствовало о равенстве людей, сегодня оно со всей страстью должно выступать за уважение к дистанции между людьми и за внимание к качеству. Подозрения в своекорыстии, основанные на кривотолках, дешевые обвинения в антиобщественных взглядах — ко всему этому надо быть готовым. Это неизбежные придирки черни к порядку. Мы переживаем сейчас процесс общей деградации всех социальных слоев и одновременно присутствуем при рождении новой, аристократической позиции, объединяющей представителей всех до сих пор существующих слоев общества».
-Окончание следует-
Комментарии